Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час о природе, 3 класс

Методическая разработка классного часа для 3 класса

Конспект классного часа в 3 классе. Тема: Путь нашей тетрадки

Цель: способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к природе, растительному миру.

Оформление: картины родной природы, рисунки «Сказки леса», книги о природе, газета «Растения нашего леса».

Ход занятия

I. Введение.

1.Сообщение темы занятия.

2. Беседа.

От льдов Арктики до гор Памира, от вод Балтики до Тихого океана простирается наша страна. Нет страны на свете больше нашей.

Послушайте стихи о Сибири:

Сибирь! Леса и горы скопом.

Земли довольно, чтобы в ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей...

И на огромных просторных равнинах и горных хребтах зеленым необозримым морем раскинулись леса - наше национальное богатство, наше «зеленое золото». Известно, что 71 % земного шара покрыто водой. А 29 % оставшейся суши занято лесами. Около пятой части всех лесов земного шара находится в нашей стране.

Чтение учащимися.

ЛЕСАМ

Вам низко кланяюсь, леса –

Корням, стволам и каждой ветке.

Вам поклонялись наши предки

Еще до веры в небеса.

 

Вам низко кланяюсь, леса, -

Траве и мхам, и тайным тропам,

Землянкам вашим и окопам

Где шла сражений полоса.

 

Вам низко кланяюсь, леса, -

Восходам нашим и закатам,

Из вечных бревен древним хатам

В лучах румяных полчаса.

 

Вам низко кланяюсь, леса, -

Зверям, букашкам, каждой птице,

Живу с надеждой возвратиться

К вам снова верно в чудеса.

Вам низко кланяюсь, леса.

М. Ковалевский

В ЛЕСУ

Пускай еще не рассвело.

А я спешу уйти из дома

В леса за спящее село

Тропинкой, издавна знакомой.

 

Пусть в это утро недосплю,

Пусть нашагаюсь до ломоты,

Зато в воскресную зарю

Забыты мною все заботы.

 

И, принимая от лесов

Могучей силищи частицу,

Всем существом своим готов

Я в этом мире раствориться.

В. Митрофанов

- Наши прекрасные леса - красота и гордость нашей земли - воспеты в стихах и прозе. О них написано много произведений, сказаний, песен, былин.

1-й ученик.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, что оконца...

И. Дрюга

2-й ученик.

ПОРОША

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

3-й ученик.

ОСЕНЬ

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Лес... Какое краткое слово и как много смысла собрано в нем для человека! Неслучайно лес ласково мы называем зеленым другом. С лесом, с его неувядаемой красотой в жизни человека связано все самое лучшее, заветное, дорогое.

Дети исполняют первый куплет песни «Лесной марш».

II. Основная часть занятия.

1. Дорогие ребята, мы отправляемся с вами в город из дерева - Деревоград, где все чудесно, как в сказке. Пусть пока еще нет на карте такого города, как наш Деревоград! Но все чудеса из дерева, с которыми мы познакомимся, уже сотворены человеком.

Итак, мы на пути в Деревоград. Еще ни один путешественник не побывал в нем. Мы станем его первыми гостями.

Как доброго старого знакомого встречаем мы дуб-старейшину наших русских лесов. Мало ему равных по долголетию и красоте.

Если нарисовать возле дуба все, что делают из его древесины, тесновато станет на этой страничке. Тут и дубовый дом и лодка, которую так «дубком» и называют, и дубовая мебель; стол, стул, шкаф.

А вот сосна, что зовется у нас корабельной. Сколько славных походов совершили русские моряки на судах, построенных из таких вот корабельных сосен! Сосна - это еще и дерево- связист. Взгляни-ка на телеграфный столб. Ведь и он сделан из сосны и не боится ни жары, ни холода, устоит даже против сильного ветра.

Низко поклонимся мы и белой березке, красе северного леса. Растет она на диво быстро. Березку словно елку, можно разукрасить разными изделиями, которые народ издавна мастерил из нее.

У топора топорище березовое. И у винтовки ложа приклада сделана из березы. Березовый приклад не раз выручал бойца в рукопашном бою.

Звучит мелодия «Во поле березка стояла».

Деревья не только дают человеку пристанище и кормят своими плодами - они издавна одевают его и даже обувают. Вот перед нами дерево, которое так и называют рубашечным. В старину жители Бразилии, страны, где оно растет, снимали кору с этого дерева, вымачивали ее в воде и мастерили из коры нечто вроде рубах-безрукавок.

В наши дни, конечно, никто не станет носить рубашку из коры рубашечного дерева, в этом и нет никакой нужды. Но есть еще одно рубашечное дерево - тутовое. Его листьями питаются самые прилежные пряхи на свете - шелковичные черви. Это они дают сырье на шелк, тот самый, из которого мастерицы шьют красивые, яркие платья.

Но как ни замечательна деревянная нить, одевающая нынче миллионы людей, все же она должна уступить первенство простому бумажному листку, тоже рожденному елочкой.

Этот листок перед тобой, когда ты пишешь письмо или держишь книгу. Ты, конечно, догадался, что речь идет о листке бумаги, который, кажется, все делает для того, чтобы остаться незаметным. Ты просто забываешь о нем, когда, раскрыв тетрадь, решаешь задачку, пишешь диктант или читаешь книгу.

- Что же дают нам леса?

Да, древесину, разнообразные плоды, ягоды, орехи, цветы, смолы, канифоль, лекарственное сырье, хвойное, эфирное масло и многие другие необходимые человеку вещи - более 70 наименований различной продукции.

Древесина - это не только топливо, строительный и конструкционный материал, применяемый в промышленности и сельском хозяйстве, на транспорте, но и сырье для производства бумаги и картона.

Бумага в наших условиях - это важный элемент культурного строительства, это база просвещения и воспитания. Бумага для нас — это тетради, книги, альбомы и так далее.

А какой путь пришлось проделать, чтобы к нам пришла эта на вид простая тетрадка.

1-й чтец.

Не год, не два, а много лет

Тянулись к небу ели,

Петлял под ними лисий след,

Мели вверху метели.

2-й чтец.

В тайгу явился лесоруб,

Шагнул к стволам вразвалку,

Не нужен был ему тулуп,

С пилой и в куртке жарко.

3-й чтец.

Деревья кланялись ему,

Ложась в сугробы белые,

И трактора, фырча в дыму,

Возили их на берег...

Учитель.

На берегу в огромный плот

Связали эти ели –

И вот большой буксир ведет

Громаду еле-еле.

 

Плывет буксир и день и два,

С крутой борясь волной,

Надежно держит свой штурвал

Бывалый рулевой.

 

Скрипит и жалуется плот,

Густеет темнота,

И пристально глядит вперед

Бывалый капитан.

1-й чтец.

Лучистой дымкою объят,

Встает навстречу город

И ждет огромный комбинат

Плоты в любую пору.

2-й чтец.

Вот впереди древесный цех.

Древесный цех? Древесный цех!

Так это ты шумнее всех?

Здесь можно только хором

Перекричать моторы.

3-й чтец.

Четыре круглые пилы

Бревно на части режут,

В сырых опилках все полы –

Стоит и визг, и скрежет.

Учитель.

Летят поленья в барабан

И в стены ударяются,

Чтоб снять смолистый свой кафтан,

Пускай покувыркаются.

 

Очистились? Пожалуйста,

Примите свежий душ.

Что, холодно? Не жалуйтесь –

Такой порядок уж.

4-й чтец.

И беленьких и чистых

Душистых, волокнистых

Их рубят, рубят с хрустом,

Как будто бы капусту.

 

Из мелких щепок варят суп.

Котлы поют - клокочут.

Отменный суп

Из хвойных круп.

Да есть никто не хочет!

Учитель.

- А как же варят елки? –

Горят глаза Егорки. –

Варю я с крепкой кислотой,

Варю я с жарким паром,

Наш пост, ребята, не простой,

И люб он же недаром.

 

Люблю свою профессию

И очень даже рад,

Что из такой кашицы вот

Получится тетрадь.

1-й чтец.

Скорей туда, где каждый миг

Рождается бумага.

Вошел Егорка и притих,

Не может сделать шага.

2-й чтец.

Везде рабочие снуют,

В машину что-то льют и льют,

Да это ж вата - волокно –

Еловая кашица.

Она тончайшим полотном

Между катков ложится.

3-й чтец.

Ее катки сминают вмиг,

Они вовсю стараются –

И вот уже бумажный лист

В рулонище свивается.

 

Рулон поет и шелестит,

Растет все больше, больше,

Ах, до чего же хорошо

Рулона слышать песенку.

Учитель.

Как много интересного

Вместил ты, комбинат!

А вот и диво - дивное –

Тетрадный агрегат.

 

Жужжит, не унимается

Всю смену без запинки,

А над станком склоняется

Работница в косынке.

А знаете ли вы, что...

- На 1 тонну бумаги расходуется 5 кубометров древесины?

- 1 тонна типографской бумаги № 1 стоит в 2,5-3 раза дороже, чем 1 тонна тонколистой стали?

- На 1 тонну бумаги денежных средств требуется в 2-2,5 раза больше, чем на 1 тонну чугуна?

- Воды на производство бумаги расходуется в 15 раз больше, чем на производство 1 тонны стекла?

- В нашей стране выпускается около 260 видов и марок бумаги и около 200 видов картона?

- Бумага выпускается с огромной скоростью 750 метров в минуту и более?

А если посмотреть на схему производства бумаги, то можно увидеть, что из бумаги получают пряжу, из которой изготовляют бечевку, шпагаты, грубые ткани для мешков, кружевные и цветные занавески, скатерти, салфетки, изоляцию для кораблей, гигиеническую, легкую и удобную посуду, палатки и спальные мешки и так далее.

III. Итог занятия.

Рейд «Внешний вид книги, тетради».

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс

Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий

Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов

Экологические игры для младших школьников

Комментарии (1)
Надежда Александровна Юнг # 20 ноября 2015 в 19:47 0
Вы способствовали формированию у учащихся познавательного интереса к природе. Вы напомнили содержание музыкой, стихами, иллюстрировали. Много примеров, побуждающих беречь природу. Спасибо.