Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час о правах и обязанностях ребенка, 4 класс

Конспект классного часа для 4 класса. Поговорим о правах и обязанностях детей

Классный час в 4 классе, посвященный Международному дню защиты детей

Цели мероприятия

1. Познакомить учащихся начальной школы с основными правами и обязанностями человека.

2. Способствовать формированию правовой культуры учащихся, положительного отношения детей к законам и их выполнению.

Подготовка

1. Классный руководитель готовит для каждого учащегося памятку «Права, которые у меня есть».

Памятка для учащихся

У меня есть право:

— на имя, отчество и фамилию;

— знать своих родителей, совместно с ними проживать;

— на заботу и воспитание;

— общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;

— защиту и воспитание;

— общение с обоими родителями;

— выражать свое мнение;

— на уважение человеческого достоинства;

— защиту своих прав и законных интересов;

— личное имущество, получение содержания от родителей.

2. За месяц до классного часа учитель побуждает детей к чтению газет, журналов, просмотру телепрограмм и прослушиванию радио для отслеживания материала, относящегося к правам ребенка.

На доске написана тема классного часа и задания для учащихся.

1. Подумайте и ответьте, почему учеба в школе не только право, но и обязанность.

2. Сравните право учиться с обязанностью учиться и сделайте вывод.

3. Приведите примеры вредных действий, которые запрещены.

Участвуют учащиеся 4-го класса, классный руководитель и девятиклассники, которые исполняют роли ведущих и сказочных героев.

К доске прикреплен плакат, на котором помещена памятка для учащихся с надписью «Права, которые у меня есть». Подготовлены глобус, реквизит и костюмы для постановки сценок из сказок.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя. Дорогие ребята, сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего делать не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? А также все вместе мы увидим несколько сценок и попробуем сами определить свои права и обязанности.

Имею право... Иметь право — это возможность совершать какие-то действия, например, учиться, трудиться, высказывать свое мнение. Иметь право — это пользоваться какими-то благами, т.е. чем-то очень нужным человеку. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, книги из библиотеки, иметь свои вещи...

О своих правах человек может прочитать в законах своего государства и, в первую очередь, в Конституции, а также в международных договорах о правах, если они подписаны этим государством.

Человек может воспользоваться предоставленным ему правом, а может и не захотеть совершать разрешенные ему действия или получать предоставленные ему блага. Например, человек мог пойти лечить зубы в бесплатную поликлинику (имеет право!), но он предпочел получить помощь от платного зубного врача.

Ну а как быть с учебой? Может ли ученик начальной школы отказаться ходить в школу? Может ли он заявить: «Хочу — учусь, не хочу — не учусь! Мое право!»?

Нет, не может! Дело в том, что в законах государства определены не только права, но и обязанности граждан, т.е. то, что человек должен делать. Так вот, в нашем государстве ребенок обязан учиться до окончания девятого класса. При этом он имеет право на то, чтобы его хорошо учили, чтобы на уроках он узнавал много нового и полезного для жизни. По окончании девятого класса ребенок имеет право продолжить учебу, хотя он уже не обязан это делать. Таким образом, право может быть одновременно и обязанностью. Права даются только на действия, приносящие пользу человеку, но при этом не вредящие другим людям. Вредные для других людей действия и поступки человеку запрещены. Например, известно, что человек имеет право отдыхать. Но как? Если он понимает отдых как пьянство, приставание к прохожим, то такой «отдых» строго запрещен.

А какие международные документы о правах человека действуют в настоящее время? Давайте узнаем об этом у старшеклассников.

В класс входят ведущие — двое учащихся 9-го класса.

1-й ведущий. В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист-Ревер (показывает на глобусе), высится 39-этажное здание. В нем помещается штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН) — международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН — собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло еще в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы, стремиться к их соблюдению.

Также говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребенка.

2-й ведущий. Международные документы о правах человека условно можно разделить на две группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание) — это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

1-й ведущий. Конвенция (договор, соглашение) — соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т.е. подписали договор. В 1989 году 20 ноября ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребенка.

2-й ведущий. А сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».

Сценка из сказки «Морозко»

Действующие лица

Сказочник.

Мачеха.

Старик.

Ведущие.

Выходит дед, садится на скамейку. Следом появляется его жена и садится рядом. Затем выходит падчерица. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и не перевернешься — бита. А родную дочь за все, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет еще до свету. Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабу не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Дети уходят.

2-й ведущий. Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев ее вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха?

Дети отвечают.

1-й ведущий. Правильно, ребята! Это жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

2-й ведущий. Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягали в ней.

Сценка из сказки «Снежная Королева»

Действующие лица

Герда.

Кай.

Бабушка.

Снежная Королева.

Классный руководитель.

Ведущие.

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы. Теперь твое сердце превратится в кусочек льда. (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу.)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (Открывает окно.)

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная Королева.

Снежная Королева. Кай, я вижу, тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много снежинок и других красивых вещей, а еще дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная Королева накрывает его плащом, они уходят.

Кай (кричит). Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

1-й ведущий. Ну что, ребята, как называется эта сказка? Какое право ребенка нарушила королева.

Учащиеся отвечают.

2-й ведущий. Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети — не вещи.

Классный руководитель. Одна из статей Конвенции дает детям право на собрания, т.е. дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Но эти объединения должны приносить пользу людям, охранять, защищать кого-либо.

1-й ведущий. Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, небрежного отношения, грубого обращения, эксплуатации детей со стороны другого лица.

2-й ведущий. А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку из сказки. Вы должны угадать сказку, его героев и определить права ребенка, которые были нарушены.

Сценка из сказки «Золушка»

Действующие лица

Золушка.

Две сестры.

Мачеха.

Ведущий.

Классный руководитель.

На стульчике сидит Золушка и что-то шьет.

Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сестры.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает.)

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве пустят меня во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотримся. Золушка копается, никак нас не оденет.

3олушка. Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

3олушка. Я и за три дня не смогу все это переделать!

2-й ведущий. Ребята, вы, конечно, узнали эту сказку! Как она называется? Какие права ребенка здесь нарушены?

Учащиеся отвечают.

1-й ведущий. Конечно же, права ребенка на отдых и досуг.

Классный руководитель. Итак, ребята, давайте вспомним, какие же вы имеете права.

Дети перечисляют, а потом учитель раздает каждому учащемуся памятку «Права, которые у меня есть».

Ученик читает стихотворение «Новый закон».

Ученик

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, — гласил бы он, —

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись — буквы покрупней! —

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Все взрослое сообщество,

Как детям

В праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

Классный руководитель. Вот и завершается наш классный час. Вы узнали много нового о ваших правах. Пусть это поможет правильно вести себя как со взрослыми, так и с детьми, а также научиться защищать свои права в случае их нарушения.

Литература

Права и обязанности детей и подростков / Сост. А.А. Силантьева. Псков, 1999.

Права ребенка — это ваши права! / Сост. Н.И. Элиасберг. СПб., 2001.

Похожие статьи:

Классный час «Умеем ли мы не обижаться», 4 класс

Классный час «Дружба начинается с улыбки», 4 класс

Классный час дискуссия «Хотим быть», 4 класс

Классный час «Что такое тактичность?», 4 класс

Классный час «О жадности и жадных», 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!