Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час. Великий Новгород, 10 класс

Познавательный час в 10 классе «Господину Великому Новгороду посвящается. К 1150-летию города»

Древняя родимая сторонушка,

Край, куда с рожденья сердце просится.

Облака лежат небесной проседью

На челе полуденного солнышка.

Временем не стерта - припорошена,

Создана руками черной нелюди.

Красота церквей, как гуси-лебеди,

Унесет назад в святое прошлое.

Здесь не в сказках на мосту Калиновом

Бились с ворогом за землю русичи,

Погибали и вставали тысячи,

И пылал на небе звон малиновый.

Смотрят мудро арки вековых ворот,

Крепостной стены бойницы узкие...

От простого сердца, сердца русского,

Кланяюсь тебе, Великий Новгород.

А. Гейнц

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей одного из самых великих русских городов - Великого Новгорода.

2. Способствовать развитию интереса к истории и культуре своей страны, к судьбам великих людей.

Форма проведения: информ-дайджест.

Подготовительная работа

1. Подобрать материалы газетных публикаций о Великом Новгороде.

2. Подготовить презентацию по теме часа.

3. Подготовить викторину по теме.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Этот город по первому летописному упоминанию старше Киева и Москвы, Казани и Петербурга, Красноярска и Владивостока. Именно в эти заповедные места был призван скандинавский князь Рюрик с дружиной в 862 г. Именно этот город - родоначальник великой Руси. И зовут его Господин Великий Новгород.

В 2009 г. этот город отметит свой 1150-й год рождения.

Каким он был, этот город? Какой след он оставил в истории за свои 1150 лет? Кто были люди, чьи заслуги навсегда останутся в истории Великого Новгорода? Об этом наш разговор.

Учащиеся сопровождают рассказ презентацией. К рассказу о Новгороде готовятся все учащиеся: Для этого им нужно найти информацию об истории города, чтобы начать ее фразой: «А знаете ли вы, что...» Рассказ идет по цепочке.

Ученик 1. А знаете ли вы, что 8 февраля 2006 г. Президент России издал указ «О праздновании 1150-летия основания г. Великий Новгород». В честь юбилея состоится международный форум ганзейских городов. Это ли не признание заслуг города в истории России и мировой цивилизации?!

Ученик 2. А знаете ли вы, что именно с 862 г. на Руси начала править династия Рюриковичей, которые княжили во всех русских городах более 700 лет, до 1598 г.?

Ученик 3. А знаете ли вы, что именно под Новгородом начинался великий торговый путь «из варяг в греки», который не только способствовал расцвету многих славянских городов, но и позволил впоследствии объединить восточные славянские племена в Киевскую Русь?

Ученик 4. А знаете ли вы, что сам Новгород был в те времена крупнейшим международным торговым городом? Об этом говорят многочисленные клады, содержащие западноевропейские и восточные монеты, золото и другие цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. Могущественный Ганзейский союз зародился на основе торговли между шведским островом Готланд и Новгородом.

Ученик 5. А знаете ли вы, что древний Новгород заложил основы отечественного городского благоустройства? Археологами обнаружены многоярусные деревянные улицы, по которым новгородцы ходили не в лаптях, а в кожаной обуви разнообразного фасона и покроя.

Ученик 6. А знаете ли вы, что Новгород считается также и родиной средневековой российской демократии? В 1136 г. восставшие новгородцы прогнали князя Всеволода Мстиславича. В Новгороде установился своеобразный политический строй - боярская республика. Верховным органом власти являлось народное собрание новгородцев - вече.

Ученик 7. А знаете ли вы, что оно разрешало вопросы мира и войны, избирало должностных лиц (посадник, тысяцкий), заключало договоры с князьями, разрешало многие вопросы внутренней политики (утверждало уставы и законы, жаловало грамоты отдельным территориям Новгородской земли)?

Ученик 8. А знаете ли вы, что вече являлось и верховным судом республики (смертные приговоры приводились в исполнение сразу после их вынесения - преступника сбрасывали в реку Волхов)?

Ученик 9. А знаете ли вы, что на вече могли присутствовать и говорить взрослые новгородцы - домохозяева, владельцы крупных городских усадеб? Вече сочетало верховную законодательную, исполнительную и судебную власть и было, по сути, органом государственного управления и местного самоуправления одновременно. Новгородская республика просуществовала почти до конца XV в.

Ученик 10. А знаете ли вы, что в 1240 г. шведы, желая отобрать у новгородцев многие земли, вошли в Неву? На борьбу с иноземцами двинулись дружины новгородского князя Александра Ярославича, которому тогда было всего лишь 20 лет. 15 июля 1240 г. князь с дружиной нанес шведам поражение.

Ученик 11. А знаете ли вы, что после этой битвы князя Александра стали звать Невским?

Ученик 12. А знаете ли вы, что 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера он сразился с рыцарями Тевтонского ордена? Это сражение вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разбиты и отказались от своих завоеваний в русских областях, а также возвратили всех пленных.

Ученик 13. А знаете ли вы, что здесь была широко распространена грамотность, причем среди разных слоев населения? Установлено, что средневековые новгородцы писали на бересте религиозные и политические послания, хозяйственные и торговые документы, бытовые и любовные записки. Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, который создал школу при епископском дворе.

Ученик 14. А знаете ли вы, что одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, где находилось более 1500 рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде, в знаменитом Софийском соборе, построенном в 1045-1050 гг.

Ученик 15. А знаете ли вы, что грамотность сделала возможным появление в Новгороде летописей и первых рукописных книг? Остромирово Евангелие, 1057 г., пасхальные таблицы Кирика, XII в., сборник гражданских и церковных установлений - Кормчая книга, 1280 г., - все эти рукописные книги были созданы в Великом Новгороде.

Ученик 16. А знаете ли вы, что в середине XVI в. среди русских городов Новгород занимал третье место после Москвы и Пскова по количеству дворов и населения?

Ученик 17. А знаете ли вы, что 8 сентября 1862 г. состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России»? На церемонии присутствовали император Александр II с наследником, члены императорского дома, представители Сената и Синода. Автором уникального многофигурного памятника стал молодой, а впоследствии знаменитый скульптор Михаил Осипович Микешин.

Ученик 18. А знаете ли вы, что недалеко от Новгорода стоит село Кончанское, которое принадлежало семье великого полководца Александра Суворова? В этом имении генералиссимус, граф А.В. Суворов жил под присмотром полиции во время своей опалы из-за отказа проводить в армии реформы Павла I. Отсюда же Александр Васильевич отправился в свой последний итало- швейцарский поход в феврале 1799 г.

Ученик 19. А знаете ли вы, что знаменитый путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай родился в 1846 г. в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии?

Ученик 20. А знаете ли вы, что великий писатель Ф.М. Достоевский имел дачу под Новгородом, в уездном городе Старая Русса, где подолгу жил с семьей в 1872-1876 гг.?

Классный руководитель. Я предлагаю вам обратиться к статье «Новгород вчера и сегодня», чтобы еще раз убедиться в том, насколько далеко в прошлое уходит история города.

Учащиеся читают.

Великий Новгород - сердце России. Во время Великой Отечественной войны Новгород был почти полностью разрушен. Гитлеровцы с особой тщательностью уничтожали «русский дух» города.

Серьезно пострадала уникальная коллекция древнерусских икон, хранившаяся в городском музее. Часть икон была утрачена безвозвратно, часть вывезена в Германию. Лишь немногие из них возвратились после войны на родину.

Памятник «Тысячелетие России» был разобран фашистами на фрагменты. Демонтированные фигуры и рельефы памятника захватчики собирались отправить в Германию. Вошедшие в город советские войска сорвали эти планы. И 7 ноября 1944 г. восстановленный памятник был вновь открыт.

С восстановлением города было сложнее. Но, как говорит русская народная поговорка, нет худа без добра. Восстановление разрушенного войной города в 1950-1960 гг. ускорило развитие новгородской археологии, что позволило ученым сделать много важнейших исторических открытий.

Так, в 1951 г. экспедицией под руководством историка-археолога

A. Арциховского в культурном слое Новгорода были обнаружены первые берестяные грамоты XI-XV вв.

Теперь же число найденных древнерусских грамот уже более 1 000. Продолжил новгородские исследования А. Арциховского его ученик

B. Янин.

Сейчас он известнейший профессор МГУ, знаменитый археолог и исследователь Древней Руси, личность в научном мире легендарная. Не случайно именно В. Янин сопровождал бывшего президента В. Путина во время его последнего визита в Новгород.

В 2000 г. произошло событие, поразившее даже видавших виды археологов. Троицкий раскоп, где археологи работают с 1973 г., сделал еще один необыкновенный подарок: в слое рубежа X XI вв. под остатками древнего дома была найдена цера - деревянная книга с текстом на воске.

После трехлетнего изучения было установлено, что цера содержит 75-й и 76-й псалмы Асафа и несколько стихов из 67-го псалма Давида из Ветхого Завета. Причем, как выяснила экспертиза, текст был написан раньше 1030 г. Таким образом, найденная цера - древнейшая из известных славянских книг!

Но самый последний сюрприз Новгородская земля преподнесла археологам совсем недавно - на раскопках Рюрикова городища в окрестностях города были найдены арабские и византийские монеты, датированные серединой IX в. То есть развитое славянское поселение существовало на территории Великого Новгорода более 1150 лет назад.

Сегодня Новгород - это современный город не только с развитой экономикой, но и с современной инфраструктурой туризма. Ведь Новгород это богатейший город-музей, имеющий всемирное значение. Поэтому в 1992 г. XVI сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО приняла решение все архитектурные памятники, входящие в состав Новгородского музея-заповедника, включить в Список всемирного культурного наследия*.

Обсуждение статьи.

Викторина, посвященная истории и культуре Новгорода

1. Сколько церквей находится на территории Новгорода? (Более 50 церквей.)

2. Сколько памятников Новгородской области находится под охраной государства? (1903 памятника.)

3. Чем славится один из районов Новгородской области - Валдай? (Производством валдайских колокольчиков.)

4. Сколько колоколов находится на звоннице Новгородского кремля? (Пять колоколов.)

5. Как называется расположенный в Новгороде Музей деревянного зодчества? (Витославлицы. Здесь можно встретить деревянные строения - избы, церкви, часовни, амбары.)

6. Назовите главную реку Новгорода и озеро, с которым связаны многие исторические события. (Река Волхов и озеро Ильмень.)

7. Какое предание существует о литье колоколов в Новгороде? (Примерный ответ. Предание о голосе колокола. Чтобы голос колокола был чистым, красивым, звали в мастерскую самых красивых и голосистых девушек, чтобы своей красотой и песнями они помогали литейщикам, давали им вдохновение и колоколам голос свой как бы дарили. Девушек выбирали сильных, силу в них искали «глубинную, сокровенную, что только женщине дается». Кроме этого, мерили рост девушки и ширину края юбки - они должны были быть одинаковыми. У колокола, как у девушки, голова, плечи, сарафан с юбкой.)

8. Какой знаменитый собор был построен в Новгороде? (Софийский собор.)

9. Музей какого писателя расположен в Старой Руссе? (Федора Михайловича Достоевского.)

Ученик 1. Великий Новгород известен не только своими ремеслами, традициями, но и людьми, которые создали ему славу.

Ученик 2. Их называют великими новгородцами, и они с гордостью называли себя горожанами Великого Новгорода.

Ученик 3. Ких числу мы относим Сергея Рахманинова и Александра Невского, Федора Достоевского и Николая Миклухо - Маклая, Гавриила Державина и Александра Суворова...

Классный руководитель. Давайте вспомним самые важные факты из их биографии с помощью интересных вопросов, которые вы подготовили друг другу. Каждая группа учащихся должна была подготовить презентацию и викторину для класса из пяти вопросов об одном из выдающихся горожан Новгорода.

Первая группа. Викторина, посвященная Александру Невскому

1. Кто были родители Александра Невского? {Ярослав Всеволодович, князь киевский и владимирский, и Ростислава (в крещении - Феодосия) Мстиславовна, дочь князя новгородского и галичского Мстислава Удалого.)

2. Когда и где родился Александр Невский? (В Переславле- Залесском в мае 1221 г.)

3. Где был похоронен Александр Невский? {Примерный ответ. В монастыре Рождества Богородицы во Владимире. До середины XVI в. этот монастырь считался первым на Руси. В 1380 г. во Владимире были открыты его мощи - останки. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI в. во время пожара во Владимире 23 мая 1491 г. «тело князя великого Александра Невского згоре». В списках тех же летописей XVII в. рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1724 г. мощи по повелению Петра Великого перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, где находятся и сегодня в Лавровском соборе, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. Частичка мощей князя Александра Невского находится в храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей, мизинец Александра Невского, находится в Успенском соборе города Владимира.)

4. Покровителем какого города является Александр Невский? (Санкт-Петербурга.)

5. Какие места России удостоены чести иметь на своей территории памятники Александру Невскому? (Примерный ответ. Памятники Александру Невскому установлены в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Переславль-Залесском, Владимире, Городце, Волгограде. В Санкт-Петербурге памятники установлены:

• на площади Александра Невского перед Александро-Невской лаврой;

• два памятника рядом с церковью Александра Невского в Усть-Ижоре;

• на территории Софийского собора в г. Пушкине.)

Вторая группа. Викторина, посвященная Г.Р. Державину

1. Какое отношение имеет к Новгороду Г.Р. Державин, который родился в Казани? (Последние годы жизни он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом.)

2. Кому посвящено стихотворение «Фелица», написанное им в Новгороде, в котором есть такие строки:

Фелицы слава - слава бога,

Который брани усмирил;

Который сира и убога

Покрыл, одел и накормил;

Который оком лучезарным

Шутам, трусам, неблагодарным

И праведным свой свет дарит;

Равно всех смертных просвещает,

Больных покоит, исцеляет,

Добро лишь для добра творит.

Который даровал свободу

В чужие области скакать.

Позволил своему народу

Серебра и золота искать;

Который воду разрешает

И лес рубить не запрещает;

Велит и ткать, и прясть, и шить;

Развязывая ум и руки,

Велит любить торги, науки

И счастье дома находить?

(Екатерине Второй, которая назначила его за это губернатором Олонецкой области.)

3. Какое министерство возглавлял Г.Р. Державин при Александре Первом? (Министерство юстиции.)

4. Кому принадлежат строки, написанные на смерть Г.Р. Державина: «Угасло одно из светил поэзии нашей, лучезарнейшее светило ее! Державина нет? Смерть похитила в нем у муз почтенного их Нестора, у отечества - мужа знаменитого, прешедшего со славою и пользою поприще долгой жизни, у ближних и друзей - добродушного старца, украшенного семейственными добродетелями. Пускай другие следуют за ним на пути гражданской службы, застают его простым рядовым на часах в день восшествия на престол Екатерины II и потом с удивлением увидят его любимцем, статс- секретарем и певцом Екатерины Великой: мы кинем взгляд на его поприще литературное»? (Петру Андреевичу Вяземскому, русскому писателю.)

5. Какую должность занимал Г.Р. Державин с 1802 г.? (Будучи в чине тайного советника, Г.Р. Державин занимал должность генерал-прокурора Российской империи.)

Третья группа. Викторина, посвященная Н.Н. Миклухо - Маклаю

1. Каким образом Великий Новгород связан с именем Миклухо - Маклая, известного географа и путешественника? (Знаменитый путешественник и этнограф родился в 1846 г. в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда Новгородской губернии.)

2. Когда и где установлен памятник Н.Н. Миклухо-Маклаю на Новгородской земле? (В 1996 г. по инициативе комитета культуры Окуловского района Великого Новгорода в центре города был установлен бронзовый памятник Миклухо-Маклаю, скульптор - М. Белов.)

3. Что вы узнали о потомках Н.Н. Миклухо-Маклая? (Примерный ответ. У него было два сына: Александр-Нильс и Владимир-Аллен, которые всю жизнь прожили в Сиднее, в Австралии. Один из его внуков стал коммерсантом и работал на австралийском телевидении, другой преподавал в колледже физику и химию, третий стал адвокатом и продолжает работать и сейчас. В Австралии живут 8 правнуков и 16 праправнуков Н.Н. Миклухо-Маклая, есть одна праправнучка.)

4. Где получил образование Н.Н. Миклухо-Маклай? (Примерный ответ. Первоначально обучался во Второй Санкт- Петербургской гимназии. Окончив курс гимназического обучения, Миклухо-Маклай в качестве вольнослушателя продолжает обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета, но его учеба не была долгой. В 1864 г. за участие в студенческих сходках его отчисляют из университета и он на средства, собранные студенческим землячеством, уезжает учиться в Германию. В Германии он продолжает учебу в Гейдельбергском университете, где изучает философию. Через год Миклухо-Маклай переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета, а затем Иенского университета.)

5. Какое отношение имеет отец Н.Н. Миклухо-Маклая к железной дороге? {Его отец был первым начальником Московского вокзала.)

Четвертая группа. Викторина, посвященная А.В. Суворову

1. Как называлось село близ Новгорода, в котором находилось имение А.В. Суворова? (Село Кончанское. Здесь генералиссимус А.В. Суворов прожил с 1797 по 1799 г.)

2. Сколько орденов Святого Георгия было у А.В. Суворова и за какие заслуги? (Примерный ответ. А.В. Суворов стал одним из трех полных георгиевских кавалеров за всю историю ордена, т. е. был награжден орденами 3-й, 2-й и 1-й степени.

• Орден Святого Георгия 1-го класса - «За превосходное искусство и отличное мужество во всяком случае, наипаче же при атаке многочисленных турецких сил, верховным визирем предводимых в 11-й день сентября на реке Рымнике».

• Орден Святого Георгия 2-го класса - «За произведенное храброе и мужественное дело с вверенным его руководству деташаментом при атаке на Туртукай».

• Орден Святого Георгия 3-го класса - «За храбрость и мужественные подвиги, оказанные им против польских возмутителей, когда он благоразумными распоряжениями в случившихся сражениях, поражая везде их партии, одержал над ними победы».)

3. Где близ Новгорода увековечена память Суворова? (Примерный ответ. В селе Кончанское-Суворово 22 декабря 1940 г. в честь 150-летия взятия Измаила был установлен памятник. В 1942 г. был открыт дом-музей, положивший начало музею-заповеднику А.В. Суворова на территории Новгородской области.)

4. О каких чудачествах Суворова рассказывали его современники? (Примерный ответ. Избегал изнеженности, даже комфорта, чуждался женщин, спал на сене, носил даже в холода самую легкую одежду, не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, постоянно обнаруживая самую кипучую деятельность.)

5. Где находится прах А.В. Суворова? (В Александро-Невской лавре в Петербурге.)

Пятая группа. Викторина, посвященная С.В. Рахманинову

1. Какие знаки изображены на могильном камне С.В. Рахманинова в его родной деревне под Новгородом? (В деревне. Семеново Новгородской области, где родился Рахманинов, установлен памятный камень. В граните выбиты ноты - главная тема его знаменитого Второго концерта.)

2. Какой великий русский композитор принял живое участие в судьбе молодого Рахманинова? (П.И. Чайковский.)

3. Какая страна приютила С.В. Рахманинова после революции 1917 г.? {США.)

4. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». В связи с каким событием сказал С.В. Рахманинов эти слова? {Эти слова Рахманинов произнес, сдавая собственные средства в Фонд обороны СССР во время Великой Отечественной войны.)

5. Какое произведение С.В. Рахманинова написано по произведению А.С. Пушкина? (Опера «Ачеко» по поэме «Цыганы».)

Шестая группа. Викторина, посвященная Ф.М. Достоевскому

1. В каком учебном заведении учился Ф.М. Достоевский? (В Военно-инженерном училище в Петербурге.)

2. Что связывает Достоевского с городом Семипалатинском? (Примерный ответ. Служил в крепости. Ф.М. Достоевский находился на каторге в Омске. В 1854 г. за хорошее поведение он был освобожден с каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика. Подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому ученому поставлен общий памятник.)

3. В какой стране установлен памятник Ф.М. Достоевскому? (В Германии, в Дрездене, на набережной Эльбы, у недавно построенного Конгресс-центра.)

4. Каким образом жизнь Ф.М. Достоевского связана с Новгородом? (Примерный ответ. Последние восемь лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными. Именно в этом городе он создал:

1872 г. - «Бесы»;

1873 г. - начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических и страстных публицистических заметок на злобу дня);

1875 г. - «Подросток»;

1876 г. — «Кроткая»;

1879-1880 гг. - «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.)

5. Кем был отец Ф.М. Достоевского? (Примерный ответ. Михаил Андреевич Достоевский был врачом. Он учился на Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома, а по выходе в отставку в 1837 г. поселился в приобретенной деревеньке Чермашня Каширского уезда Тульской губернии, где был убит (предположительно собственными крепостными).)

Ученик. Мы сегодня не только познакомились с историей Великого Новгорода, но и еще раз вспомнили людей, с которыми связаны его величие и слава в истории России.

Ученица. А история России напрямую связана с историей этого города. Господин Великий Новгород! К тебе не случайно обращаются так в стихах и песнях. Ты - колыбель российской истории. Пусть твоя история продолжается. Пусть твои современные горожане высоко несут славу Новгорода, а их имена становятся вровень с теми, о которых сегодня шла речь.

Ученик. Наш рассказ хотелось бы завершить стихами о Новгороде, которые с такой любовью и уважением к его истории написал Евгений Матькин.

В городе моем из глубин времен

Жизнь пронзает время и года,

Узами любви соединяя навсегда

Волхова седого берега.

Звон колоколов, храмов купола.

Хлеб-соль, дом и меч богатыря -

Символы Руси стали на века

У стен Новгородского кремля.

Великий Новгород - эпох знамение,

Надежный старший брат российских городов.

Встречая времена и поколения,

Во славу вечности жить будет он.

В будущие дни он с собой возьмет

Свет тысячелетия Руси.

Через строй веков гордо он идет,

Новгород Великий Господин.

Неприступные во все времена,

Стены Новгородского кремля

Многие века спасали от врага,

Мудрость, святость и любовь храня.

Великий Новгород - мечта манящая.

Стан русской доблести. Дыханием былин

Связал он прошлое и настоящее,

Святой Софии мир, России мир.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Похожие статьи:

Профилактический классный час, 10 класс

КВН для 10 класса

Классные часы в 10 классе. Разработки

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

Классный час для 10 класса. Мир песни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!