Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в 3 классе. Этические нормы поведения в обществе

Классный час, 3 класс. Разработка

Тема: «Будь нетерпимым к грубости и черствости, не будь равнодушным» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Воспитать активную жизненную позицию, единство слова и дела;

— привить учащимся этические нормы поведения в обществе.

Ход классного часа

Недопустимость сокрытия ошибок в поведении своем и товарищей

В беседе надо показать, что быть преданным Родине — значит бороться с проявлением зла в обществе, а для этого нужно быть смелым, решительным, настойчивым, мужественным. Там, где один не может справиться с несправедливостью, равнодушием, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.

Во многих детских журналах критикуются, осмеиваются недостойные поступки ребят. Например, поведение Квакина из повести «Тимур и его команда».

Учитель предлагает учащимся привести примеры плохих поступков подростков и рассказать, кто помог им осознать ошибки в.поведении.

Умение сказать товарищу правду, дать справедливую оценку его неправильным поступкам

В ходе беседы необходимо добиться того, чтобы у учащихся недостатки вызывали не только негодование, но и предложения, как их искоренить, как поправить дело.

Вместе с тем следует объяснить детям, что замечания в адрес того или иного ученика с осуждением его неправильного поступка не должны быть грубыми и оскорбительными. Затем обратить внимание детей на разницу между грубостью и прямотой. Направить детские суждения и на оценку хороших поступков товарищей, т. е. научить сочетать требовательность к товарищу с уважением к нему. Нет безнадежных лгунов, зазнаек, хулиганов, нерях, упрямцев. Надо попытаться быть справедливым и требовательным к таким ребятам, тогда можно заметить положительные изменения в их поведении.

Учитель напоминает учащимся, что необходимо постоянное проявление принципиальности, настойчивости в борьбе с ложью, обманом, нечестностью.

На конкретных примерах показать, что честность, принципиальность, требовательность к себе и окружающим людям — норма поведения культурного человека.

Составление, например, таких правил: Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей сказать правду товарищу о его неправильных поступках, правильно оценивай свои поступки. Выступай против лжи, нечестности и обмана.

Чтение и обсуждение повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

На другой день все вышло не так, как я ожидал. Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз серьезно поговорить с ним. Но так как я всем говорил в школе, что Шишкин болен, то все наше звено решило навестить больного товарища. Я испугался и сейчас же после уроков помчался к Шишкину, чтоб предупредить его. Прибегаю к нему...

— Ложись скорее в постель.

— Зачем?

— Ну, ты ведь болен!

— Как болен?

— Да я ведь всем говорил в школе, что ты болен. Сам ведь просил!

— Ну, просил!

— А теперь вот сейчас к тебе ребята придут.

— Да что ты!

Тут он моментально нырнул в постель, как был, в одежде, в ботинках и накрылся одеялом.

— Что же мне говорить ребятам?— спрашивает.

— Что ж говорить. Говори, что болен...

Скоро пришли ребята... Шишкин натянул одеяло до самого подбородка и с беспокойством поглядывал на ребят... Ребята говорят:

— Здравствуй, Шишкин!

— Здравствуйте, ребята! — говорит он. А голос у него такой слабый-слабый. Ну, прямо настоящий больной!

— Вот зашли тебя навестить, — сказал Юра.

— Спасибо, ребята, садитесь.

— Ну как ты себя чувствуешь?— спросил Ваня.

— Да так...

— Лежишь?

— Лежу вот.

— Скучно тебе небось лежать все время? — спрашивает Леня.

— Скучно.

— Ты один весь день?

— Один. Мама на работе. Тетя в училище.

— Мы теперь будем к тебе ходить. Ты извини, что мы не приходили: думали — ты скоро выздоровеешь и сам придешь.

— Ничего, ребята, ко мне Витя каждый день приходит.

— Мы к тебе тоже будем каждый день приходить, хочешь? — предложил Слава...

— А об уроках не беспокойся, вот начнешь поправляться, мы тебе будем уроки носить и помогать учиться. Ты нагонишь.

— Ничего, нагоню! — говорит Шишкин.

— Ну, ребята, — говорю, — он пока еще слабый, так что вы не утомляйте его. Идите себе домой.

Ребята стали прощаться:

— Ну, до свиданья. Выздоравливай, поправляйся. Мы к тебе завтра придем.

Ребята ушли. Шишкин вскочил с постели и запрыгал по комнате.

— Вот как все хорошо вышло! — закричал он. — Никто не догадался. Все в порядке!

— Ну, нечего радоваться! — сказал я. — Я решил сегодня с тобой в последний раз поговорить: если ты завтра же не придешь в школу, то я сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе.

— Зачем? — удивился Костя.

— Затем, что тебе надо учиться, а не гулять. Все равно из тебя никакого акробата не выйдет.

— Почему не выйдет? Посмотри, как я уже научился вверх ногами стоять!

Он подошел к стенке и встал вверх ногами. Тут отворилась дверь и вошел Леня.

— Послушай, — говорит, — я тут свои перчатки забыл... А это что? Послушай, ты чего вверх ногами стоишь?

Шишкин вскочил на ноги и растерянно остановился.

— Честное слово, больной! — сказал Шишкин и покраснел, как вареный рак.

Он заохал и заковылял к постели.

— Брось притворяться! Говорил, руки-ноги болят, а сам тут вверх ногами ходишь!

— Честное слово, болят!

— Ну, не ври, не ври! И когда ты успел одеться? Ты, значит, одетый в постели лежал?..

В это время в коридоре послышались чьи-то шаги. Дверь приоткрылась, в комнату заглянул Ваня и сказал:

— Ну скоро, Леня? Мы тут тебя все ждем.

— Ну-ка, иди сюда, Ваня! Он оказывается, вовсе не болен!

— Кто не болен? — удивился Ваня и вошел в комнату.

— Не болен?— послышался из коридора голос Юры.

Юра тоже вошел в комнату, а за ним все остальные ребята.

— Да кто же еще! Вот он, Шишкин, не болен, — ответил Леня.

— Как так?

— Да вот так: вхожу, а он тут вверх ногами стоит!

— Что же это такое? — заговорили ребята. — Зачем ты нас обманываешь?

— Это я так просто, ребята... — стал оправдываться Шишкин. — Я просто пошутил.

— Что это еще за шутки такие?..

— А почему ты в школу не ходишь? — спросил Юра,— Ты решил притвориться больным, чтоб не ходить в школу!

— Я вам все расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел вас обманывать. Просто я решил циркачом стать...

— По-моему, ребята, он не дело затеял, — сказал Игорь, — пусть перестанет выдумывать и является завтра в школу.

— А если завтра не явится, мы скажем Ольге Николаевне, — заявил Юра.

— Ну и будете ябеды! — ответил Шишкин.

— Не будем, — сказал Юра. — Раз мы предупредили тебя, значит, не ябеды.

— Вот попробуй не приди завтра в школу, тогда узнаешь! — сказал Игорь. — Нечего тебе гулять. Надо учиться.

Тут снова послышались шаги в коридоре, и кто-то постучал в дверь.

Шишкин, вместо того, чтобы отворить, юркнул, как мышь, в постель и накрылся одеялом. Я отворил дверь и увидел Ольгу Николаевну.

— О, да тут все звено! — сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. — Решили навестить больного товарища?

Все ребята молчали, никто не знал, что сказать.

Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой.

— Что ж это ты, Костя захворал у нас? Что у тебя болит?

— Ничего у него не болит! — сказал Юра. — Он вовсе не болен.

— Как не болен?

— Ну, не болен, и все!

Шишкин увидел, что теперь все равно все пропало. Он вылез из-под одеяла, уселся на кровати и, свесив голову вниз, стал смотреть на пол. Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:

— Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?

От стыда я не знал, куда мне деваться.

— Почему же ты молчишь? Ты мне неправду сказал?

— Это не я сказал, это он сказал, чтоб я сказал. Я и сказал.

— Значит, Костя просил тебя обмануть меня?

— Да, — пролепетал я.

— И ты обманул? -Да.

— И ты думаешь, хорошо сделал?

— Но он ведь просил меня!

— Ты думаешь, что оказал ему хорошую услугу, обманывая меня?

Учащимся учитель задает вопросы:

— Правильно ли поступил Витя Малеев?

— Можно ли назвать ребят ябедами? Почему?

Чтение и разбор рассказа «В лесу»

Однажды, бродя по тайге, я услышал выстрел. Я пошел на выстрел и скоро очутился на опушке. Невдалеке тускло поблескивало глубокое таежное озеро. Почти на самом краю стоял мальчишка моих лет и растерянно смотрел на большую бело-серую птицу, бившуюся на земле. Увидев меня, парнишка принял позу бывалого охотника и сказал:

— Вот, гуся подстрелил.

— А он... еще живой? — спросил я.

— Да, живой, — небрежно ответил парнишка, подходя к птице, — подранок.

Потом-то я понял, что мальчишка был совсем неопытным охотником. Иначе он не подошел бы к раненому гусю. Ведь удар крыла или клюва этой птицы может убить лису, оглушить волка. Но мальчишка не только подошел к раненому гусю — он поднял гуся, и птица у него в руках вдруг затихла. Мы сразу увидели, что у гуся перебито крыло.

— Он у меня будет подсадной. Тут много гусей перелетает, только высоко все. А этот поможет, — сказал охотник.

Он передал мне гуся, достал из кармана тоненькую веревочку, привязал один конец к ноге птицы, отыскал коротенький сучок и привязал к нему другой конец. Потом воткнул сучок в землю, вбил его поглубже каблуком и велел мне отпустить гуся на землю.

Птица, видимо, уже пришла немного в себя и, очутившись на земле, медленно встала на ноги. Оглядевшись, она сначала нерешительно, а затем все быстрее и быстрее побежала по полянке, волоча за собой перебитое крыло. Но вот бечевка натянулась, и птица, сделав еще шаг, упала...

— Ничего, — самоуверенно сказал мальчишка, — сейчас отлежится немножко и будет мне помогать. Вот посмотришь, как у нас пойдет охота. Стреляешь ты влет хорошо?

Я ничего не ответил, мучительно думая, как заполучить раненую птицу. Я готов был отдать за нее что угодно...

— Прячься! — вдруг громко прошептал мой новый знакомый. — Скорее, вон за тот куст. Слышишь?

Я прислушался и услышал характерный присвист, будто кто-то сильно взмахивает тонкими, гибкими прутьями. Это летели гуси, своими могучими крыльями рассекая воздух.

Раненая птица тоже услышала посвист... И вот из-за верхушек деревьев появилась стая гусей. Наш гусь тотчас же издал громкий трубный звук, и стая, будто наткнувшись на невидимый барьер, какое-то мгновение неподвижно висела в воздухе, а потом начала быстро снижаться. Из-за куста мне было видно, как напрягся мальчишка, как поднял ружье. Я на секунду перевел взгляд на раненую птицу. Она рванулась, взмахнула крыльями, вернее, одним крылом, второе, перебитое, так и осталось беспомощно висеть, — подпрыгнула и вдруг тяжело упала на землю. Но стая продолжала снижаться. Вот- вот грянет выстрел... И вдруг гусь, будто что-то поняв, снова поднял голову и издал короткий, резкий крик. Он крикнул лишь один раз и распластался на земле, вытянув шею и бессильно закрыв глаза. Я посмотрел вверх. Снижавшиеся гуси будто снова наткнулись на невидимую преграду — остановились в воздухе и через несколько минут были уже далеко, над озером.

Я вышел из-за кустов.

— Он их предупредил, — сказал мой новый знакомый почему-то шепотом. — Предупредил, — повторил он, — Вот ведь... Позвал. А когда понял, не улететь ему, предупредил. Как ты думаешь?

Ничего не ответив, я вытащил колышек из земли, взял на руки раненую птицу и решительно направился в сторону города. Может быть, это было нехорошо — ведь гуся подстрелил этот парнишка — но тогда я об этом не думал: мне хотелось во что бы то ни стало спасти птицу!

Учитель предлагает учащимся обсудить ситуацию, изложенную в рассказе.

Подведение итогов классного часа

Учитель в краткой беседе еще раз обсуждает поведение литературных героев и предлагает ребятам назвать 2—3 похожие жизненные ситуации.

Похожие статьи:

Классный час «Правила поведения в общественном транспорте», 3 класс

Классный час «Этика и этикет», 3 класс

Классный час «Правда и ложь», 3 класс

Классный час о природе, 3 класс

Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!