Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Свобода и ответственность», 10 класс

Классный час - дискуссия для старшеклассников. Тема: Cвобода и ответственность

Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.

Предварительная беседа.

Предложить учащимся завершить следующие высказывания о свободе, комментируя их. Например:

1. Свобода существует там, где за свободой воли следует свобода действия. Так, человек, которому не удается выполнить задуманное из-за недостатка воли, в каком-то смысле раб своих страстей. Он несвободен, потому что подвержен сиюминутным желаниям, которые отвлекают его от главной цели.

В то же время свободы не существует, если свобода действий не следует за свободой воли из-за чьего-либо произвольного вмешательства.

Истинная свобода включает в себя внутреннюю свободу воли и внешнюю свободу ее проявления, так чтобы планы и действия человека не искажались посторонними факторами.

2. Если мы свободно можем реагировать на обстоятельства и определять свою судьбу, то мы должны понимать, что такая свобода непосредственно связана с ответственностью. Что такое ответственность? Является ли она чем-то отрицательным или она, наоборот, дает людям свободу, если ее верно понимать? Многие тяжело вздыхают, думая об ответственности, но почти все хотят быть свободными. Таким образом, чтобы понять истинную сущность свободы, мы должны осознать, что такое ответственность.

Попросите желающих дать определение ответственности. Выслушав нескольких человек, запишите па доске следующее определение:

Ответственность - способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий.

3. Становясь старше, мы становимся более свободны в выборе решений, определяющих нашу жизнь. В то же время возрастает наша ответственность, потому что возможность самому строить свою жизнь означает также дисциплину, без которой невозможно достичь поставленной цели. Поэтому многие люди боятся свободы и избегают ответственности.

Попросите учеников сделать в тетрадях три колонки. В первую колонку они запишут решения, которые могли принимать в раннем детстве, во вторую — решения, которые они могут принимать сейчас, а в третью - решения, которые смогут принимать, став самостоятельными взрослыми людьми.

Например:

Детство

Что есть на сладкое

Какой игрушкой играть

С кем дружить

 

Настоящее

Когда делать уроки

Выбирать занятия

Решать, что есть

 

Будущее

Выбирать супруга

Выбирать работу

Выбирать место жительства

4. Чем больше у нас свободы принимать решения и строить свою жизнь, тем больше наша ответственность. Чем выше наше положение, тем ответственнее должна быть наша реакция на сложившиеся обстоятельства. Быть свободным также означает нести полную ответственность за свои действия.

5. Свобода означает также полную ответственность за свою жизнь. Вы сами, а не правительство или его представители решаете, какой будет ваша жизнь. Если за вас отвечает кто-то другой, значит, вы не полностью свободны. Попросите учащихся, работая парами, прокомментировать следующее утверждение и представить свой ответ всему классу. «Свобода и ответственность неотделимы друг от друга, поэтому истинно свободный человек может сам принимать решения и отвечать за результаты принятых им решений, будь они хорошими или плохими. Но человек, за которого принимают решения другие, не свободен, поэтому он раб».

Вопросы для обсуждения:

Почему ценят свободу? Почему хотят быть свободными? Обычно свободу ценят потому, что она дает людям возможность творить и воплощать в своей жизни вечные ценности, следуя классическим нормам красоты, истины и добра. Она помогает людям использовать свое творческое начало так, чтобы приносить радость людям - своей семье, друзьям и обществу. Поэтому на протяжении всей истории человечества люди боролись не за абстрактную свободу ради свободы, а за свободу быть добрыми и творить добро. Мы также ценим свободу, потому что она дает возможность поиска, так как мы не знаем очень многих вещей, влияющих на нас. Свобода необходима нам, чтобы дать место непредвиденному, непредсказуемому, а также чтобы творчески реагировать на неизвестное.

Материал для обсуждения и выводов.

Что такое свобода?

Это:

- Возможность делать все, что я захочу и когда захочу.

- Иметь возможность употреблять алкоголь и поступать безрассудно, когда мне это захочется.

- Следовать голосу моей совести и знать, что я прав.

- Спать целый день.

- Управлять другими людьми.

- Иметь право кричать на кого-либо, когда я зол.

- Иметь возможность извиняться, когда я не прав или нечаянно кого-то обидел.

- Украсть все, что я захочу, если я не могу этого купить.

- Выражать в любой форме мою злость и даже драться с братом или сестрой, когда они меня раздражают.

- Думать о своем любимом торте во время важной контрольной по математике.

- Не зависеть от произвола других.

Возможно продолжение дискуссии.

Автор: Я. В. Гoлубeвa

Похожие статьи:

Классные часы в 10 классе. Разработки

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

Классный час для 10 класса. Мир песни

КВН для 10 класса

Профилактический классный час, 10 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!