Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час по профориентации для студентов колледжа

Разработка классного часа для студентов колледжа

Тема: «Знакомство с миром профессии» (рекомендации по организации и проведению учебной экскурсии)

Цели:

• Ознакомление студентов с технологическим процессом производства.

• Закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также мотивации интереса к выбранной профессии.

Подготовительный период.

Учебная экскурсия студентов техникумов или колледжей является составной частью учебного процесса. Как правило, экскурсии на производство организуются и проводятся преподавателями учебных дисциплин с целью закрепления теоретических знаний по специальности. Но организовать и провести экскурсию могут и классные руководители (кураторы учебных групп), заместители директора по воспитательной работе, ответственные лица за производственную практику студентов.

Экскурсии в УСПО для студентов можно классифицировать следующим образом:

• культурно-досуговые экскурсии в учреждения или на объекты истории и культуры с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания студентов;

• ознакомительные экскурсии абитуриентов или первокурсников по объектам учебного заведения;

• учебные экскурсии на предприятия, учреждения, фирмы с целью закрепления общих теоретических знаний по выбранной специальности;

• технологические экскурсии на смежные по профилю УСПО (или базовые) объекты, учреждения, отдельные цеха или отделы с целью ознакомления с программой прохождения производственной практики или закрепления теоретических знаний по конкретной изучаемой дисциплине.

При организации и проведении учебной экскурсии классному руководителю (куратору) или преподавателю учебной дисциплины необходимо знать и соблюдать определенный порядок подготовки к экскурсии:

1. Определение конкретной цели экскурсии. Объять необъятное невозможно. Необходимо определить конкретную цель — что необходимо показать или с чем необходимо познакомиться студентам в течение часа на данном объекте. Необходимо помнить, что экскурсия на любое производство вряд ли носит культурно-досуговый характер, следовательно, и цели ее должны быть конкретно-учебными.

2. Выбор предприятия или организации, на которое будет проведена экскурсия. Это могут быть традиционные для данного УСПО предприятия, с которыми заключен договор о проведении на базе данного учреждения производственной практики студентов. Это могут быть объекты или отделы предприятий, с администрацией которых о проведении экскурсии могут договориться руководители техникума или колледжа, а может быть, и сам преподаватель.

3. Знакомство с ответственным лицом на данном предприятии, который непосредственно сможет провести часовую экскурсию со студентами. С этим человеком необходимо встретиться или, в крайнем случае, обговорить условия проведения экскурсии по телефону. Как правило, ответственное лицо от производства будет специалистом-профессионалом в своей отрасли, но мало знакомым с педагогикой. Поэтому классному руководителю желательно ему сообщить: цель экскурсии, краткую характеристику своей учебной группы(т. е. как воспринимают теоретический материал студенты, уровень интеллекта ребят, степень знаний по данному профилю и т. д.); что конкретно интересует студентов в данной экскурсии; что следует показать и о чем надо поговорить; конкретные сроки и время проведения экскурсии. Запомните, в проведении экскурсии конкретная дата (день недели) и время (час, минуты) играют важную роль как для учебного процесса техникума (колледжа), так и для производственного процесса предприятия. Здесь должно быть все четко оговорено и соблюдено с точностью до минуты.

4. Узнать о пропускном режиме на данном предприятии. В современных условиях любое предприятие или организация находятся под охраной, следовательно, надо договориться о пропуске на объект студентов. Это может быть список студентов и преподавателей с указанием количества людей, фамилий и возраста, заверенный администрацией учебного заведения и согласованный с администрацией предприятия о разрешении экскурсии. Важно помнить, что на многие объекты пропустят только по количеству оговоренных лиц без ручной клади (кроме записных книжек). При совершении экскурсии у всех студентов и преподавателей должны быть студенческие билеты или удостоверения личности.

5. Ознакомление с маршрутом следования до предприятия. Организатору экскурсии желательно самому рассчитать время, затрачиваемое на дорогу от учебного заведения до предприятия с учетом транспорта или пешеходного следования. Обязательно прибавить резервное время на непредвиденные обстоятельства — лучше пять минут отдохнуть перед входом на объект, чем на пять минут опоздать. Чаще всего учебная экскурсия проводится в учебное время, следовательно, на ее проведение будет выделено два часа (учебная «пара»). Постарайтесь уложиться в отведенное время с учетом переходов (переездов) и непосредственно экскурсии. Если же экскурсия проводится вне рамок учебного расписания, то время рассчитывается с учетом переходов (переездов) до конкретного назначенного времени экскурсии.

6. Предварительная работа со студентами. Учебной группе необходимо поставить конкретную цель экскурсии: что они должны увидеть и услышать, на что особенно обратить внимание во время экскурсии. Обязательно (возможно, под запись) определяется конкретное задание студентам, а по возможности — по микрогруппам (по уровню усвоения теоретических знаний). После экскурсии в обязательном порядке классный руководитель или преподаватель должен проверить уровень усвоения практических знаний и качество выполнения практического задания.

Проведение собеседования со студентами об этике поведения на улице и на предприятии. Эта беседа будет не лишней для студентов любого возраста (курса).

Проведение беседы (возможно, под расписку в специальном журнале) по технике безопасности во время переездов (переходов) до предприятия и на предприятии. Педагог кратко характеризует особенности посещаемого объекта и информирует студентов о соблюдении конкретных мер безопасности именно на нем (в производственном цехе, отделе, фирме). Надо помнить, что за жизнь и здоровье студентов во время организации экскурсии в первую очередь несет ответственность педагог.

7. Оформление необходимой документации. Для организованной учебной (да и культурно-досуговой) экскурсии в обязательном порядке издается приказ по учебному заведению или факультету данного УСПО с указанием сроков и цели экскурсии, объекта, учебной группы и ответственных лиц. В особых случаях могут понадобиться сведения о состоянии здоровья студентов, например, во время экскурсии в лечебные, медицинские или пищевые учреждения. Необходим список студентов с личной подписью врача (медицинской сестры УСПО) о состоянии здоровья каждого студента. Может понадобиться список, заверенный ответственными лицами, при проезде в транспорте — студенты во время проезда (кроме такси) в учебных целях пользуются льготами.

Проведение экскурсии на предприятии.

Итак, вы прибыли на предприятие.

В условленное время вас ожидает ответственное лицо от предприятия, помогает пройти вам на объект. Во-первых, как правило, проводится ознакомительная беседа (7—10 минут: знакомство с ответственными лицами производства, еще раз объясняется техника безопасности, кратко ставится задача перед студентами: что и где посмотреть, можно ли прикасаться руками и т. д. (о содержании этой мини-беседы педагог уже заранее договорился с ответственным лицом).

Продолжительность экскурсии не должна превышать 1 часа или 1 часа 15 минут. В противном случае внимание студентов рассеивается и эффективность экскурсии пропадает.

Содержание самой экскурсии сугубо индивидуально! Нет конкретной методики проведения экскурсии — все зависит от целей экскурсии, учебной дисциплины, характера учебного заведения и специфики специализации, характера производства на данном объекте и т. д.

Возможен некоторый условный алгоритм экскурсии на производственный объект для студентов технических специальностей. При проведении экскурсии на предприятии могут быть рассмотрены (и отражены в отчете) следующие вопросы.

Характеристика и структура предприятия.

Задачи и принципы деятельности предприятия. Структура предприятия и определяющие ее факторы. Содержание хозяйственной деятельности предприятия.

Хозяйственный механизм деятельности предприятия.

Управление предприятием. Принципы и методы управления предприятием.

Система планирования работы предприятия (перспективное планирование, текущее планирование, оперативно-календарное планирование, планирование работы подразделений предприятия). Виды планов, их содержание и основные показатели. Сущность и задачи планирования. Основы планирования деятельности предприятия.

Ценообразование на предприятии. Система цен на услуги оптовых предприятий (наценки, скидки, тарифы на дополнительные услуги, договорные цены и т. д.). Структура цен. Современные требования к ценам и тарифам.

Использование трудовых ресурсов предприятия. Классификация затрат рабочего времени. Структура нормы. Изучение и анализ затрат рабочего времени. Виды норм времени и выработки. Сущность и задачи научной организации труда.

Система оплаты труда. Оплата труда на предприятии, формы заработной платы. Материальное стимулирование на предприятии.

Информационная система предприятия. Структура и состав информационной системы (ИС) предприятия.

Функциональные компоненты ИС. Декомпозиция ИС по функциональному признаку. Функциональные подсистемы, модули, бизнес-приложения. Функциональные задачи систем управления: планирование, учет, регулирование. Практическая реализация функциональных задач.

Компоненты системы обработки данных. Сбор, хранение и обработка информации. Информационное, программное, техническое, правовое и лингвистическое обеспечение.

Организационный компонент ИС. Организация и администрирование вычислительного процесса. Роль человеческого фактора в функционировании ИС.

Возможно конкретизировать цель экскурсии на промышленном предприятии.

Материально-техническое обеспечение (МТО).

Организация МТО. Характеристика службы МТО предприятия. Структура отделов МТО, комплектации, оборудования, внешней кооперации. Их задачи и функции. Взаимосвязи отдела МТО с другими подразделениями предприятия.

Планирование МТО. Порядок и методика составления планов (заявок) МТО на предприятии. Схема происхождения документации по составлению плана снабжения.

Организационно-хозяйственные связи данного предприятия с поставщиками и его работа на рынке.

Организация снабжения цехов материалами. Методика расчета лимитов на отпуск материалов по цехам предприятия. Организация контроля за использованием материалов в производстве.

Сбыт готовой продукции.

Организация сбыта на предприятии. Структура службы сбыта на предприятии, ее задачи и функции, взаимоотношения с цехами, службами и отделами предприятия с подразделениями предприятия. Взаимосвязь предприятия с потребителями продукции.

Порядок и методика планирования поставок и оформления договорных отношений. Порядок и методика планирования плана поставок готовой продукции на предприятии. Организация заключения договоров поставки и порядок оформления договоров. Организация оперативно-сбытовой деятельности. Порядок учета и оценки деятельности предприятия по поставкам продукции в номенклатуре и ассортименте. Анализ выполнения плана поставок продукции.

Виды хозяйственных договоров, заключаемых на предприятии: расчет ущерба от невыполнения договорных обязательств.

Маркетинговая политика.

Состав и структура маркетинговой службы на предприятии. Основные функции и задачи. Взаимоотношения с другими подразделениями. Прогнозирование конъюнктуры товарного рынка: методы, используемые в практике предприятия.

В ходе учебной экскурсии студентов по специальности 1201 «Технология машиностроения» среднего профессионального образования на промышленный объект можно ознакомиться с отделом главного технолога; отделом главного механика; со сборочным и инструментальный цехами; с цехом «Гальваническое производство».

В данном случае основными задачами экскурсии (или серии экскурсий) по профилю специальности являются:

— закрепление, расширение, углубление и систематизация полученных теоретических знаний при изучении деятельности конкретной организации;

— приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления;

— совершенствование практических навыков, приобретенных в результате экскурсий по получению рабочей профессии;

— формирование у студентов производственной культуры труда, бережного отношения к рабочему времени, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии;

— ознакомление непосредственно на рабочих местах с технологическими процессами механической обработки деталей различных типов, сборки узлов и механизмов, применяемыми при механической обработке и сборке приспособлениями, оборудованием и инструментами.

Во время экскурсий студенты знакомятся с технологическими процессами, оборудованием, инструментами, оснастками в цехах или на токарном, фрезерном, шлифовальном участках; участках автоматических линий и станков с программным управлением; заготовительном, механосборочном участках; технологическом бюро цеха и бюро технического контроля.

Ознакомление с обязанностями мастера, технолога и диспетчера участка.

После проведения экскурсии можно предложить студентам составить краткий отчет, который может быть приближен к требованиям отчета после производственной практики. Это приучает студентов к ответственности за грамотное составление отчетов о производственной практике.

Содержание краткого отчета студентов после проведенной экскурсии может включать следующие разделы:

— краткая характеристика цеха (участка), структура и назначение;

— планировка и оснащенность рабочего места;

— назначение оборудования и их главные особенности;

— маршрутный технологический процесс;

— подбор технического оборудования, приспособлений, режущего и измерительного инструмента на все формообразующие операции технологического процесса;

— операционный технологический процесс;

— техника безопасности при производстве работ на токарном, сверлильном, фрезерном оборудовании;

— техника безопасности при производстве слесарных работ;

—должностная инструкция технолога цеха (общие сведения, обязанности, права, ответственность);

— должностная инструкция мастера цеха; вывод.

Похожие статьи:

Классный час на тему «Дружба» для старших классов и студентов колледжа

Классный час для студентов колледжа на тему «Культура общения»

Классный час для студентов колледжа и старшеклассников. Российские награды

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час в 11 классе о семье

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!