Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час о вежливости, 3 класс

Классный час для 3 класса. Разработка

Тема: «Поговорим о вежливости» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

— прививать детям этические нормы поведения.

Ход классного часа

Игровая ситуация: «Вежливый слон»

Учитель: Знаете ли вы, что значит быть вежливым? Давайте проверим.

— Какого человека вы считаете вежливым?

— Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?

Инсценировка стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет?»

Учитель:

Малыша обидел Витя.

Перед школою, в строю, Витя просит:

Ученик:

Извините,

Я ошибку признаю.

Учитель:

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

Ученик:

Извините.

Я немного опоздал.

Учитель:

Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

Ученик:

Извините, — шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Учитель:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

Что бы вы ответили девочкам на поставленный вопрос? Целевая установка: объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон»? Помогла ли вежливость слона муравью?

Учитель читает стихотворение.

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

— Можешь и ты наступить на мою!

Чтение и анализ отрывка из повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

«Незнайка долго лежал с закрытыми глазами, навострив уши. Наконец он приоткрыл один глаз и увидел склонившуюся к нему головку голубоглазой малышки. Малышка приветливо улыбнулась. Незнайка хотел что-то сказать, но малышка приложила к его губам пальчик и сказала:

— Молчите, молчите! Вы должны лежать смирно, пока я не позову врача. Как ваше имя?

— Незнайка.

— А меня зовут Синеглазка.

— Хорошее имя, — одобрил Незнайка.

— Очень рада, что Вам оно понравилось. Вы, видно, воспитанный малыш».

Вопросы для беседы:

1) С какими словами обратилась Синеглазка к незнакомому, попавшему в беду мальчику?

2) Как они познакомились?

3) Почему Синеглазка назвала Незнайку воспитанным мальчиком?

Беседа о культуре общения

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времен Средневековья эти правила называются этикетом.

Этикет определяет, как спорить, не задевая чувства собеседника; как вести себя за столом, какие дарить подарки и так далее.

Однако одного только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным человеком.

Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость». Истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием. Наделенный этими качествами человек всегда приятен. Горько ошибаются те, для кого добросердечие и учтивость равнозначны льстивости, угодливости, раболепию. (Примеры из жизни.)

Этикет, не связанный с высокими моральными принципами, не достигает своей главной цели — уважительного отношения к людям.

В. А. Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем выполнять их. Вежливость и умение вести себя зависят от общего развития человека. Вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность и ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Шибаева «Дорогие слова»

Дядя Саша огорчен.

Рассказал он вот о чем...

Видел Настю-октябренка,

Я на улице сейчас.

Настя — славная девчонка,

Настя ходит в третий класс.

Но... давно уже от Насти

Я не слышал слова...

Здрасьте.

А слово-то какое — очень дорогое!

Встретил Витю я соседа...

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но — представьте — зря от Вити

Ждал я слово... извините.

А слово-то какое — очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада —

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Ну сказала бы — спасибо,

А слово-то какое — очень дорогое!

Анализ ситуации: «Зачем быть вежливым»

Учитель: Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например, просите папу починить велосипед?

Учитель предлагает учащимся анализ речевой ситуации, описанной И. Кашежевой.

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье:

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Шепчу тете Рите,

Позвав ее в угол:

«Вы мне не дарите,

пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого,

Удивленного, смышленого, усатого!

В школу нас бы провожал он,

И с работы он встречал бы,

Встречал дядю Колю,

Подружек по школе,

По классу второму,

Встречать успевал бы

И маму, и папу

И мне подавал бы по-дружески лапу.

Подарите мне тигренка полосатого...»

О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение? В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное. Но подумайте, пожалуйста, вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить определенный подарок (машину, куклу и т. д.). Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?

Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много, и сегодня мы познакомимся еще с некоторыми из них.

Учитель: С какими вежливыми словами вы встретились в стихотворении Л. Татьяничевой?

Сколько просьб начинается с «будьте добры!»?

«Скажите, который час?»

«Прочтите, — глаза у меня стары...»

«Придите, беда у нас!»

«Будьте добры».

«Очень прошу!»

Проигрывание речевых ситуаций

Учитель предлагает проиграть речевую ситуацию:

а) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли свежий номер журнала «Трамвай»?

б) школьный буфет: спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;

в) обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.

Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались вежливыми словами при обращении с просьбой.

Учитель предлагает анализ текстов, в которых приводятся примеры употребления вежливых слов в процессе общения.

а) Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном;

Его зовут..., а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем,

Ему бывает очень лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел... пока! Всего!»

Какие слова приветствия и прощания вы употребляете? Кого можно приветствовать словом «Здорово!» «Привет!»? Кому вы можете сказать при прощании «Пока»?

б) Послушайте стихотворение Ю. Мориц. С кем разговаривает этот смешной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?

(Читают дети.)

Ежик резиновый

По роще калиновой,

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шел ежик резиновый.

Были у ежика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара галош.

Божьей коровке,

Цветочной головке

Ласково кланялся еж.

Здравствуйте, елки!

На что вам иголки?

Разве мы — волки вокруг?

Как вам не стыдно?

Это обидно,

Когда ощетинился друг.

Милая птица,

Извольте спуститься —

Вы потеряли перо.

На красной аллее,

Где клены алеют,

Небо лучистое,

Облако чистое,

На именины к щенку

Ежик резиновый

Шел и посвистывал

Дырочкой в правом боку.

Много дорожек

Прошел этот ежик.

А что подарил он дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку!

Подведение итогов классного часа

Учитель обобщает все ситуации классного часа и напоминает учащимся о нормах поведения в обществе.

Учитель: Вы показали себя воспитанными детьми. Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять вежливые слова. Послушайте стихотворение Г. Остера и скажите, серьезный или шуточный совет дает вам поэт. А может быть, вы напишете стихотворение и в нем дадите серьезный совет вашим друзьям? Попробуйте!

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»,

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Похожие статьи:

Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы

Классный час в 3 классе. Культура общения

Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!