Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Нобелевская премия», 6 класс

Разработка классного часа для 6 класса «О Нобелевской премии и об ее основателе, Альфреде Нобеле»

Для каждого из нас найдется добрый волшебник, если мы этого будем достойны.

Индийская мудрость

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления Нобелевской премии и ее основателем.

2. Способствовать формированию интереса к событиям, происходящим в мире.

3. Воспитывать уважение к людям мира и страны, являющим собою гордость и славу человечества.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа

1. Найти информацию о Нобелевской премии.

2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить выставку-галерею портретов Нобелевских лауреатов России.

4. Использовать историческую карту и атласы.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Сегодняшний информационный час мы посвящаем человеку, которого в полной мере можно назвать человеком мира. Он внес огромный вклад в развитие человечества. Это Альфред Нобель. О нем, его деятельности и делах, оставивших след в истории человечества, и пойдет наш рассказ.

Ведущий. Сегодня в выпуске:

1. История жизни и деятельности Альфреда Нобеля.

2. Альфред Нобель и его премия.

3. Из истории ритуалов Нобелевской премии. Нобелевский ужин.

4. Нобелевский концерт.

5. Нобелевская премия мира и ее лауреаты из России.

Ведущая. Итак, мы начинаем.

Ученик. Альфред Нобель родился 21 октября 1833 года в городе Стокгольме. Его отец - Эммануэль Нобель был предпринимателем и, разорившись, решил попытать счастья в России. В 1837 году он переехал в Петербург. Здесь он открыл механические мастерские, а через пять лет, когда дело наладилось, перевез в Петербург семью.

Ведущий. Значит, Нобель жил в России?

Ученица. Да, это так. Именно в детском возрасте Альфред Нобель попал в Россию. Для девятилетнего Альфреда очень скоро русский стал вторым родным языком. Кроме того, он свободно владел английским, французским, немецким и итальянским языками.

Ученик. Во время Крымской войны 1853-1856 годов мастерские Нобеля выпускали подводные мины и другое вооружение для русского военного флота. Мины его конструкции использовались для защиты Кронштадта, крепости Свеаборг в Финляндии и гавани Ревель в Эстонии.

Ученица. Отец Альфреда Нобеля, Эммануэль Нобель, был награжден золотой медалью «За усердие и развитие русской промышленности», но после окончания войны морских заказов не стало, и в 1859 году он вернулся в Стокгольм.

Ведущая. А какое образование получил Альфред Нобель? Ведь он знал столько языков!

Ученик. Альфред Нобель не получил систематического образования. Вначале учился дома, в 1849-1851 годах с познавательными целями путешествовал по Америке и Европе, а затем два года изучал химию в Париже в лаборатории известного французского ученого Теофиля-Жюля Пелуза. Именно путешествия позволили ему изучить языки.

Ученица. После отъезда отца в Стокгольм Альфред Нобель занялся исследованием свойств такого лекарственного вещества, как нитроглицерин. Может быть, этому способствовало частое общение Нобеля с выдающимся русским химиком Зиминым.

Ученик. В Стокгольме, куда Альфред уехал в 1863 году, он продолжил свои опыты. Но 3 сентября 1864 года случилась трагедия. При взрыве во время опытов погибли несколько человек, в том числе младший брат Альфреда Эмиль-Оскар, которому было всего 20 лет.

Ученица. 14 октября 1864 года Альфред Нобель получил право производства взрывчатого вещества, содержащего нитроглицерин. Затем он изобрел детонатор (нобелевский запал), динамит, бездымный порох.

Ученик. Всего же ему принадлежат 350 открытий и изобретений, причем далеко не все они связаны со взрывчатыми веществами. Среди них патенты на водомер, барометр, холодильный аппарат, газовая горелка, усовершенствованный способ получения серной кислоты, конструкция боевой ракеты и многое другое.

Ученица. Интересы Нобеля были чрезвычайно разнообразны. Он занимался электрохимией и оптикой, биологией и медициной, конструировал автоматические тормоза и безопасные паровые котлы, пытался изготовить искусственные резину и кожу, исследовал нитроцеллюлозу и искусственный шелк, работал над получением легких сплавов.

Ученик. Безусловно, это был один из образованнейших людей своего времени. Он читал много книг по технике и медицине, истории и философии, художественную литературу (и даже сам пытался писать), был знаком с королями и министрами, учеными и предпринимателями, художниками и писателями, например с Виктором Гюго.

Ученица. Нобель был членом Шведской академии наук, Лондонского королевского общества, Парижского общества гражданских инженеров.

Ученик. Среди наград изобретателя - шведский орден Полярной звезды, французский - Почетного легиона, бразильский орден Розы и венесуэльский - Боливара.

Ученица. Основное богатство принесло Нобелю производство изобретенного им динамита, патент на который был получен 7 мая 1867 года. Газеты тех лет писали, что свое открытие инженер сделал случайно.

Ведущий. Как это произошло?

Ученик. Вот как это было. При перевозке разбилась бутыль с нитроглицерином, вылившаяся жидкость пропитала землю, и в результате получился динамит. Нобель всегда отрицал это. Он утверждал, что сознательно искал вещество, которое, будучи смешано с нитроглицерином, уменьшило бы его взрывоопасность. Таким нейтрализатором стал кизельгур. Эту горную породу называют еще трепел (от Триполи в Ливии, где она добывалась).

Ученица. Вначале созданные Нобелем взрывчатые вещества использовались в мирных целях: для сооружения при помощи взрывных работ туннелей и каналов, прокладки железных и автомобильных дорог, добычи полезных ископаемых.

Ученик. Вот что говорил сам Нобель: «Мне бы хотелось изобрести вещество или машину, обладающую такой разрушительной мощностью, чтобы всякая война вообще стала невозможной».

Ученица. Нобель давал деньги на проведение конгрессов, посвященных вопросам мира, принимал в них активное участие.

Ученик. Имя Нобеля увековечено в истории Нобелевской премией, о которой будет следующий рассказ.

Ведущая. Спасибо, ребята. Вы очень интересно рассказали о Нобеле. А теперь нам хотелось бы больше узнать о самой Нобелевской премии и традициях награждения лауреатов премии.

Ведущий. Следующая страница нашего журнала посвящена самой Нобелевской премии.

Ученица. Ежегодно 10 декабря в Стокгольме происходит вручение Нобелевской премии - премии имени Альфреда Нобеля.

Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемых за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

Ученик. Нобелевская премия учреждена в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, составленным в 1895 году. Завещание предусматривало выделение средств на награды представителям следующих пяти направлений:

1. Литература.

2. Физика.

3. Химия.

4. Физиология и медицина.

5. Содействие установлению мира во всем мире.

Премиями начали награждать с 1901 года, и награждают лауреатов по настоящее время.

Ведущая. Следующую страницу мы хотим посвятить самым интересным и необычным фактам из истории Нобелевской премии. Нашим корреспондентам удалось узнать много интересного и необычного.

Ведущий. Слово нашим корреспондентам.

Корреспондент 1. Нас очень заинтересовали церемонии Нобелевской премии . Одной из самых интересных, помимо вручения самой премии, является церемония ужина после вручения премии.

Корреспондент 2. Мы с удовольствием расскажем о том, как готовится и проходит церемония ужина Нобелевских лауреатов.

Корреспондент 1. Первый Нобелевский банкет состоялся 10 декабря 1901 года одновременно с первым вручением премии.

Корреспондент 2. В настоящее время банкет проводят в Голубом зале городской ратуши Стокгольма. На банкет приглашаются 1300-1400 человек. Форма одежды - фраки и вечерние платья. В разработке меню принимают участие повара «Погребка ратуши» (это ресторан при ратуше) и кулинары, когда-либо получавшие звание «Повар года».

Корреспондент 1.В сентябре три варианта меню дегустируются членами Нобелевского комитета, которые решают, что будет подаваться «к столу Нобеля». Всегда известен только десерт - мороженое. Но до вечера 10 декабря никто, кроме узкого круга посвященных людей, не знает, какого сорта мороженое будет на столе.

Корреспондент 2. Для Нобелевского банкета используется сервиз и скатерти со специально разработанным дизайном. На уголке каждой скатерти и салфетки выткан портрет Нобеля. Используется также посуда ручной работы: по краю тарелки проходит полоса из трех цветов - синий, зеленый и золото.

Корреспондент 1. Особого внимания заслуживает праздничный сервиз. Сервиз для банкетов был заказан за 1,6 миллиона долларов к 90-летию Нобелевских премий в 1991 году. Он состоит из 6750 бокалов, 9450 ножей и вилок, 9550 тарелок и... одной чайной чашки.

Ведущая (учащимся). Как вы думаете, почему? (Ответы.)

Корреспондент 1. Мы и сами не смогли догадаться, пока не узнали об этом у сведущих людей. Чайная чашка - для принцессы Лилианы, которая не пьет кофе. Она хранится в специальной красивой коробке из дерева с монограммой принцессы. Но вот блюдце от нее кто-то похитил.

Корреспондент 2. Столы в зале расставляют с математической точностью, а зал украшают 23 000 цветов, присылаемых из Италии, из Сан-Ремо.

Корреспондент 1. Все движения официантов четкие, строгие и выполняются с точностью до секунды. Например, торжественный внос мороженого занимает ровно три минуты с момента появления первого официанта с подносом в дверях до того, как последний из них встанет у своего стола. Подача других блюд занимает две минуты.

Корреспондент 2. Ровно в 19 часов 10 декабря почетные гости во главе с королем и королевой Швеции спускаются по лестнице в Голубой зал, где уже сидят все приглашенные. Шведский король ведет под руку нобелевского лауреата - женщину, а если такой не окажется - жену Нобелевского лауреата по физике.

Корреспондент 1. Первый тост за Его Величество, второй - в память основателя Нобелевской премии - Альфреда Нобеля.

Корреспондент 2. И только после этого можно узнать меню ужина. Меню напечатано мелким шрифтом на картах, приложенных к каждому месту, и украшено профилем Альфреда Нобеля в золотом тиснении. Во время всего ужина звучит музыка - приглашаются очень знаменитые музыканты. В 2003 году Россию представлял Мстислав Леопольдович Ростропович.

Корреспондент 1. Ужин завершается выносом мороженого, увенчанного, как короной, шоколадной монограммой- вензелем N.

В 22:15 по шведскому времени шведский король дает знак к началу танцев в Золотом зале ратуши. В 1:30 гости расходятся.

Корреспондент 2. Хочу отметить, что абсолютно все блюда из меню, начиная с 1901 года и далее, можно заказать в ресторане ратуши Стокгольма. Стоит такой обед немного менее 200 долларов. Ежегодно их заказывает 20 тысяч посетителей, приезжающих в Стокгольм в качестве туристов. Традиционно наибольшей популярностью пользуется меню последнего Нобелевского ужина.

Ведущая. Спасибо, корреспонденты! А теперь мы отправляемся на Нобелевский концерт. Эту страницу журнала ведут те, кто хорошо разбирается в серьезной музыке. Им слово.

Музыковед 1. Нобелевский концерт считается одним из главных музыкальных событий года европейских стран и главным музыкальным событием года скандинавских стран. В нем принимают участие самые видные классические музыканты современности.

Музыковед 2. Подготовка начинается за несколько месяцев до мероприятия. Время проведения всех торжеств - первая половина декабря. Торжества проводятся в столице - Стокгольме.

Музыковед 1. Экспертом Нобелевского концерта является знаменитый шведский скрипач и музыковед российского происхождения Михаил Казиник.

Музыковед 2. Помимо концерта для нобелевских лауреатов, в течение Нобелевской недели по всему Стокгольму дают концерты знаменитые музыканты страны и мира. На эти концерты стремятся попасть туристы из разных стран.

Ведущий. Спасибо нашим музыковедам. А теперь слово тем, кто хотел бы рассказать нам об одной из Нобелевских премий - премии мира. Слово нашим корреспондентам.

Корреспондент 1. Одной из самых важных премий Нобеля является премия мира, которую ежегодно вручают людям и организациям, которые вносят особый вклад в борьбу за мир на планете Земля.

Корреспондент 2. В их числе политики и общественные деятели, президенты и простые люди, жизнь которых была посвящена борьбе за мир.

Ведущая. Скажите, пожалуйста, кто из россиян удостоен Нобелевской премии мира?

Корреспондент 1 (показывает слайд с фотографией). В ряду Нобелевских лауреатов премии мира стоит имя Андрея Дмитриевича Сахарова. Он был удостоен премии в 1975 году.

Корреспондент 2. Русский физик и борец за права человека Андрей Сахаров был удостоен премии за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства. Сахаров сделал много как для развития ядерного оружия, так и для использования силы атома в мирных целях.

Ведущий. Чьи имена еще внесены в список лауреатов премии мира?

Корреспондент 1. Для меня было интересно узнать, что Нобелевскую премию мира получил норвежский исследователь и путешественник Фритьоф Нансен. Он удостоен премии за многолетние усилия по оказанию помощи беззащитным людям, попавшим в трудные условия. Экспедиция на Северный полюс принесла Нансену международную известность. Представляя Норвегию в Лиге Наций, Нансен разработал международные соглашения о документах для беженцев, которые получили название нансе- новских паспортов; занимался обеспечением жильем 1,5 миллиона русских эмигрантов, бежавших от революции. Именно Фритьоф Нансен и его организация сыграли огромную роль в том, что в мире была принята Конвенция о беженцах.

Корреспондент 2. Хочу отметить, что Нобелевскую премию мира в 1965 году получил Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). Этот фонд награжден премией в знак признания его роли в утверждении братства между народами. Детский фонд ООН выполняет долгосрочные программы улучшения здравоохранения и питания детей в развивающихся странах. Фонд существует исключительно на добровольные пожертвования, большая часть его бюджета формируется благодаря государствам - членам ООН.

Ведущая. Спасибо нашим уважаемым корреспондентам. Хотелось бы узнать, кто из женщин был удостоен премии мира?

Корреспондент 1. Одной из первых женщин, удостоенных Нобелевской премии мира, была Джейн Аддамс. Это произошло в 1931 году.

Лаура Джейн Аддамс была удостоена премии как подлинный представитель всех миролюбивых женщин мира. В районе бедняков в Чикаго, населенном иммигрантами, Аддамс основала Халлхаус, где были организованы детские ясли, библиотека, гимнастический зал, десятки клубов. Жители квартала могли брать уроки английского языка, кулинарии, шитья и литературы.

Корреспондент 2.В 1979 году Нобелевскую премию мира получила Мать Тереза. Албанская монахиня - Мать Тереза удостоена премии, поскольку она утверждала мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства. Приняв награду во имя голодных, раздетых, бездомных, всех тех, кто не видит ни помощи, ни заботы, Мать Тереза истратила полученные средства на строительство приютов для бедных.

Ведущий. Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Наш устный журнал исчерпал свою тематику. Мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины, которые мы для вас приготовили.

1. Кто является организатором награждения Нобелевской премией? (Нобелевский комитет.)

2. В каких областях присуждается Нобелевская премия? (Литература. Физика. Химия. Физиология и медицина. Содействие установлению мира во всем мире.)

3. Кого награждают Нобелевской премией мира? (Того, кто внес вклад в дело укрепления мира.)

4. Кто из представителей России был ею награжден? (Андрей Дмитриевич Сахаров, Михаил Сергеевич Горбачев.)

5. Какие организации мира были награждены Нобелевской премией мира? (Институт международного права, Международный комитет Красного Креста, Нансеновская международная организация по делам беженцев, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация труда, Международная амнистия, Миротворческие силы ООН.)

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Автор: Н. И. Дeрeклeeвa

Похожие статьи:

Классный час, 6 класс «Имя человека»

Классный час на тему: Лимон, 6 класс. Разработка

Классный час «Искусство общения», 6 класс

Классный час «Познай себя», 6 класс

Классный час «Действия при пожаре», 5-6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!