Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Наши бабушки», 1 класс

Цель: познакомить с содержанием рассказа В. Осеевой «Бабка»; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать чувство уважения и благодарности к бабушкам.

Оборудование: у учащихся — альбомный лист, цветные карандаши.

Учитель. Сегодня, ребята, мы поговорим о наших бабушках.

У кого-то две бабушки, у кого-то одна, а у кого-то, к сожалению, как у меня, уже нет ни одной. Нашим бабушкам довелось прожить долгую жизнь. Много они повидали и радости, и горя. Много испытали, пережили, и от этого стали по-житейски мудрыми. К кому спешат за советом ваши мамы? К бабушкам! С кем делятся хорошим и плохим? С бабушками! Кому доверяют воспитание своих детей? Бабушкам! Бабушки умеют все: приготовить вкусные оладышки, пожарить сочные котлеты, сварить компот, рассказать сказку, спеть колыбельную, связать варежки, заштопать носки. Они учат вас бережливости, аккуратности, доброте, трудолюбию. Иногда они ворчат, недовольные вами, журят, но, согласитесь, справедливо! К их советам прислушиваются не только ваши мамы и папы, но и соседи, знакомые. Бабушки плохого не посоветуют.

Как правило, у бабушек уже ослабленное здоровье. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? Та работа, которая с легкостью дается вам (например, вынести мусорное ведро), для бабушек тяжела: ноги плохо ходят, спина побаливает, сердце пошаливает... Поэтому нужно быть внимательнее к ним, почаще предлагать свою помощь, не забывать благодарить.

Давайте подумаем, чем вы могли бы помочь бабушке? За что могли бы ее поблагодарить? (Отклик детей.)

К сожалению, не все дети относятся к бабушкам так, как они того заслуживают: грубят, не слушаются, досаждают своими проделками.

Мне хочется познакомить вас с рассказом В. Осеевой «Бабка». Это очень-очень печальный рассказ. Когда в детстве я в первый раз его прочитала, то не смогла сдержать слез. Да и сейчас, перечитывая, с трудом справляюсь с волнением, к горлу так и подступает ком, хочется заплакать — настолько мне жалко бедную бабушку, которую незаслуженно обижали все члены семьи. Надеюсь, что этот рассказ заинтересует вас, и вы прочтете его. Я же эту историю местами зачитаю, местами перескажу своими словами.

Бабка

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

— Старый человек... Куда же ей деться?

— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!

Все в доме, не исключая Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой.

Учитель. Бабушка выполняла всю домашнюю работу: готовила, убирала, стирала, заботилась о каждом как могла и никогда в ответ на это слова доброго не слыхала, одни только незаслуженные упреки. Подражая взрослым, внук Борька, герой этого рассказа, тоже относился к бабке пренебрежительно, без должного уважения, сам не понимая почему.

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка, и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Учитель. Однажды произошло событие, которое помогло Борьке по-другому посмотреть на свою бабушку.

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

— Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет за это.

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой:

— Чудно! Теперь старых все уважают...

... Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

Учитель. Борьку особенно интересовало лицо бабушки.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

— По морщинкам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать... Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось.

Была у бабушки шкатулка, содержимое которой она никому не показывала. Говорила, что лежат там вещицы «на смерть», мол, когда умру — узнаете, что в шкатулке. Борьку очень интересовала эта шкатулка, и однажды он выкрал ее и попытался открыть. Но не смог — не нашел ключа. Увидав пропавшую шкатулку, бабушка бросилась к двери, за которой прятался Борька и дразнился: «Все равно открою!» и расплакалась. Внук испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

Шло время. Все в семье заметили, что «бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась».

Перед майскими праздниками бабушка умерла. Старушку похоронили. Перебирая ее вещи, обнаружили Ту самую заветную шкатулку. Нашли ключи, открыли.

Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:

- «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке»...

... Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»

После намеренной паузы учитель предлагает детям ответить на вопросы по тексту.

- Почему Борька неуважительно относился к бабке?

- Как бабка относилась к Борьке?

- Когда в первый раз к Борьке пришло понимание того, что бабушка достойна уважения?

- Что в жизни довелось испытать бабушке?

- О чем говорит тот факт, что в шкатулке после смерти бабушки были обнаружены вещи, изготовленные ею и предназначенные для членов семьи?

- Что испытал Борька, взяв в руки пакет с леденцами, подписанный рукой бабки?

Учитель. Помните о том, что вы тоже когда-нибудь станете старенькими — бабушками, дедушками. От того, как вы относитесь сейчас к

своим пожилым родственникам и старым людям вообще, во многом будет зависеть то, как ваши внуки будут относиться к вам. Знайте: вежливость никогда не бывает лишней и всегда только украшает человека. От теплых слов у людей становится светло на душе, а от злых слов хорошие отношения могут разрушиться в один миг.

Задание

Подумайте, какие из следующих пословиц относятся к теме нашего разговора.

1. От вежливых слов язык не отсохнет.

2. Лад в семье — покой в душе.

3. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

4. Люби ближнего — и тебя будут любить.

Ответ. 1, 2, 4.

Объясняется смысл пословиц.

Ситуации

Учитель. Чтобы быть добрым, вежливым и отзывчивым, милосердным, нужно этому учиться. Давайте сейчас проиграем предложенные ситуации. Для этого попросим кого-либо из девочек сыграть роль бабушки (родной или чужой — это не имеет значения). Тот, кто догадается, как в данной ситуации можно помочь старушке, пусть поднимет руку. Я приглашу желающего к доске, и он доиграет ситуацию.

- Бабушка собирается переходить дорогу. Бабушка поднимается по лестнице, несет тяжелую сумку.

- Бабушка вдевает нитку в иголку, никак не

может попасть в ушко. -Ф- Бабушка собралась мыть посуду. -Ф- Бабушка вдруг тяжело задышала, схватилась за сердце.

Учитель. Счастливы те бабушки, которых любят и уважают все члены семьи. Давайте послушаем стихи о счастливых бабушках, которые вы выучили специально к этому разговору.

БАБУШКА

У мамы — работа,

У папы — работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

— Да ты не спеши.

Ну, что там стряслось

У тебя, расскажи. —

Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку

Сидит перебирает...

Нам хорошо -

Вот так, вдвоем.

Без бабушки — какой же дом?

Е. Григорьева

* * *

Много у бабушки с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки теплые надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

«Бабушка, милая, сядь отдохни!

Мы тебе песенку нашу споем...»

Дружно мы с бабушкой милой живем!

Т. Волгина

Бабушке

Наконец-то все заснули,

Не подсмотрят мой секрет,

Потому что для бабули

Нарисую я букет.

Розы, астры, маргаритки

Ярко вспыхнут на открытке.

Напишу я бабушке,

Как ее люблю,

Что ее оладушки

Я всегда хвалю.

Хорошо, что все заснули,

За окном уже рассвет.

Я люблю тебя, бабуля,

И дарю тебе букет!

Н. Иванова

Моя бабушка

Я уселась, и сижу,

И гулять не выхожу,

 

Телевизор не включаю,

Отказалась я от чая,

 

Не хочу ни есть, ни спать —

Буду бабушку я ждать!

 

Почему же не пришла,

Может, срочные дела?

 

Может быть, она устала,

Прилегла и захворала?

 

Кто же даст больной таблетки,

Кроме добренькой соседки?

 

Может, помощь ей нужна,

Ведь живет она одна?

 

Все! Решила! Побегу,

Я сама ей помогу!

 

Вдруг, я слышу: тук-тук-тук!

Это в дверь бабулин стук!

 

Здравствуй, милая моя,

Обниму ее, любя!

 

Знает пусть весь белый свет,

Что родней бабули нет!

Наталья Майданик

Колыбельная для бабушки

Баю-баю-баюшки,

Спи, родная бабушка,

Ты сегодня так устала,

Платье мне с утра стирала,

А потом — по магазинам,

Покупала апельсины,

Вафли, полкило конфет,

С ананасами щербет!

А когда настал обед,

Ты нажарила котлет,

Борщ с капустою сварила,

Целый час меня кормила.

А еще читала книжку

Про веселую мартышку,

Поиграла в прятки, в мячик,

Посмотрела передачу...

В общем, очень ты устала —

Жаль, что я не помогала!

А. Горн

Учитель. Чтобы не быть голословными, я предлагаю, не откладывая в долгий ящик, сделать вам для своих бабушек что-нибудь приятное, преподнести сюрприз. Можно, например, нарисовать букет цветов и подарить их со словами благодарности за заботу о вас. Уверяю вас, это очень порадует ее. Итак, приступаем к сотворению сюрприза! (Дети рисуют. Обмен впечатлениями.)

А теперь подведем итог нашего разговора. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял..

Похожие статьи:

Классный час «Каждой вещи – своё место», 1 класс

Классный час «Что такое этикет», 1 класс

Классный час «Когда в товарищах согласья нет», 1 класс

Классный час о чистоте и опрятности, 1 класс

Классный час «Путешествие в страну вежливости», 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!