Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Найди себя», 10-11 класс

Конспект классного часа для старших классов

Тема: Найди себя

Задачи: раскрыть сущность аморальных явлений жизни; показать негативную роль зависимости; развивать навыки самопознания; воспитывать чувство самоуважения, сострадания; формировать убеждение персональной ответственности за свое решение.

Подготовительная работа: подбор литературы, задания учащимся; предварительная работа с психологом, социальным педагогом; подготовка видеофрагментов; подбор и распечатка тестов.

Участники: классный руководитель; учащиеся; психолог; социальный педагог; лаборант ТСО.

Ход мероприятия

«Быть как все» сможет любой,

А ты попробуй быть собой!

Классный руководитель. Терпимость — это моральное качество. Оно характеризует наше отношение к интересам других людей, их убеждениям, верованиям, привычкам в поведении. Обладая этим моральным качеством, человек стремится достичь взаимопонимания, согласовать совершенно разные интересы. И при этом он не применяет крайних мер давления, принуждения или угроз.

Когда мы говорим, что кто-то обладает большим терпением, тем самым мы подчеркиваем мужество данного человека, его огромную внутреннюю силу и волю. Такой человек уравновешен, умеет владеть собой, у него отсутствует болезненное самолюбие.

Мы уже говорили с вами о толерантности (терпимости) и о том, что она становится все более значимой в общении представителей разных стран и народов, что она способствует непредвзятому отношению к мнению, которое отличается от распространенных стереотипов. Именно терпимость и непредвзятость помогают идее культуры мира завоевывать умы и сердца все большего количества стран и людей Земли.

Но тем не менее насилие в той или иной форме существует в разных областях нашей жизни (войны, террор, насилие в семье, школе, среди сверстников и т.д.).

Обсуждая тему «Культура мира», мы уже говорили о войне и о том горе и страданиях, которые она приносит. Страшную угрозу человечеству несет и терроризм. Его корни уходят в глубь веков. Но тем не менее в наше время это явление считается относительно новым для исторической практики человечества (произошла активизация). И мы знаем, что проблема терроризма встала достаточно остро в современной социальной практике.

Законы Российской Федерации относят терроризм к числу самых тяжких преступлений. Юридическое определение этого явления следующее: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба... в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти».

Среди террористов есть религиозные фанатики и «идейные» террористы. Торжество «исламской идеи» проповедует саудовский миллионер Усама бен Ладен. В его войне против Запада погибли уже тысячи ни в чем не повинных людей. «Черный араб» Хаттаб разъезжал по горам Северного Кавказа, планируя взрывы и захват заложников. А его «идейные» помощники, которые отличаются высокой степенью самопожертвования, осуществляли без какого-то даже признака чувства жалости эти чудовищные акции. Террористы готовы жертвовать и своими, и чужими жизнями.

Есть терроризм политический (организованное насилие по отношению к оппозиции); этнический (борьба за государственную независимость или широкую автономию); религиозный (например, исламский, который считает врагом все другие культуры и проповедует любые методы борьбы против «неверных»). А также - индивидуальный терроризм, где одиночки-террористы действуют чаще всего под прикрытием мощных подпольных организаций. Есть и просто психически нездоровые люди (пенсионер, который взорвал машину на Красной площади). Криминальный терроризм имеет чаще всего экономические причины (захват или передача бизнеса, выплата «криминального» налога, передача под контроль и т.д.).

Террористы всех мастей часто захватывают заложников. Прикрываясь живым щитом, они диктуют свои условия: прекратить войну (захват самолета ТУ-154 Стамбул — Москва 15. 03. 2001 г.), освободить боевиков, получить выкуп от родственников.

Терроризм рассматривается сейчас с точки зрения проблемы отношения к насилию, насилию, которое ведет к человеческим Жертвам (взрывы домов, в метро, автобусах, поездах; Буденовск, Беслан, более 6 тысяч человеческих жертв в Нью-Йорке и т.д.). Что же такое насилие?

Учащиеся:

— Насилие — это зло, негативное явление, аморальное качество.

— Насилие — это этически необоснованное и неограниченное применение силы с целью реализации эгоистического интереса.

— Применение насилия отрицает свободную волю людей и значимость их жизни.

— Насилие — это притеснение и беззаконие.

— Насилие — это применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь.

Классный руководитель. В результате насилия попирается одна из важнейших моральных ценностей — личностная автономия человека, разрушается общественная коммуникация. К какому выводу можно прийти?

Учащиеся. Значит, насилие такого рода находится вне морали.

Классный руководитель. Итак, люди (если можно назвать таковыми тех, кто лишает человека самого дорогого, что у него есть на земле - жизни), среди которых, к сожалению, немало молодежи (которые могли бы жить любя, созидая, осуществляя свои лучшие мечты и желания), сделали свой выбор жизненного пути. Им кажется, что их выбор сделан осознанно и свободно. Но всегда ли это так?

Учащиеся. Мы знаем, что окружение человека оказывает огромное влияние и оно бывает не только положительным, но и отрицательным. Я считаю, что многие из этих людей фактически отказались от свободы. Они пошли на поводу у других. И здесь не последнюю роль играют деньги, алкоголь и наркотики. Вот так молодежь и попадает в зависимость.

Классный руководитель. А насколько вы поддаетесь чужому влиянию? Это можно выяснить, ответив на вопросы теста «Поддаетесь ли вы чужому влиянию?»

Инструкция. Выберите один из вариантов ответа («а», «б» или «в») на каждый из предложенных ниже вопросов:

1. Вносите ли вы в свою одежду основательные изменения, если мода в корне меняется?

а) в таком случае вы вынуждены это сделать;

б) нет, так как вы одеваетесь не по рекомендации модных журналов, а в соответствии со своей индивидуальностью;

в) очень мало: вы заимствуете то, что вам нравится.

2. Хороший ли вы спорщик?

а) да, чаще всего ваше мнение одерживает верх над мнением другого;

б) едва ли, обычно вы обнаруживаете, что в большей или меньшей степени прав другой человек;

в) нет, потому что как бы вы ни были уверены в своей правоте, вы не можете подыскать соответствующих аргументов.

3. Доверяете ли вы мнению других о человеке, который вам не знаком?

а) зависит от того, кто высказывает это мнение;

б) почему бы и нет;

в) нет, потому что вы доверяете лишь тому, в чем сами убедились.

4. Случается ли так, что никому в компании не нравится телепередача, а вам нравится?

а) разумеется, наши мнения не всегда сходятся;

б) едва ли, обычно мы единодушны в оценках таких вещей;

в) даже если и случается, чаще всего вас убеждают, что вы неправы.

5. Если вас упрекают за что-то, то что вы сделаете: измените свое поведение или нарочно будете продолжать его?

а) не измените;

б) все зависит от того, в какой форме это сказано;

в) если упрек справедлив, измените его, естественно.

6. Можете ли вы ровно писать на нелинованной бумаге?

а) вы не можете писать ровно даже и на линованной;

б) нет, строчки у вас ползут вкривь и вкось;

в) можете.

7. Поддерживаете ли вы дружеские отношения с непопулярным в вашем коллективе человеком?

а) нет, почему же тот, кого все не любят, должен быть приятен именно вам?

б) если он вам симпатичен, то да;

в) да, и даже потому, что чувствуете, как он нуждается в вашей защите.

8. Больше или меньше нравятся вам дома в старинном стиле, чем нравились пять лет назад?

а) больше;

б) меньше;

в) в той же степени.

9. Как по-вашему, всякая ли сплетня безосновательна?

а) да;

б) иногда в сплетне есть доля истины;

в) нет дыма без огня.

10. Понравится ли вам одежда, которая раньше не нравилась, если многие ее хвалят?

а) да, потому что вдруг другие видят лучше вас;

б) нет, потому что в любом случае вы себя неуютно в ней чувствуете;

в) зависит от того, насколько вы верите тем, кто хвалит.

11. Считаете ли вы правильным то, что пишут критики в рецензиях на фильмы?

а) да, те, кто пишет, во всяком случае, профессионалы;

б) нет, и совершенно противоположное тому, что пишут, тоже правильно;

в) нельзя обобщать; иногда да, иногда нет.

12. Если однажды на работе (в школе) случается неприятность, склонны ли вы вечером после работы (учебы) пускаться в споры в компании?

а) только в таком случае действительно спорите;

б) нет, в такой период вы стараетесь избегать подобных испытаний;

в) эти две вещи не зависят одна от другой.

13. Боритесь ли вы за свои убеждения, если это не нравится кому-то из ваших коллег по работе (учебе)?

а) если стоит это делать, то конечно;

б) зависит от того, против кого следует бороться;

в) нет, вы уже много раз обожглись на этом.

14. Если вы замечаете, что ваши товарищи по работе (учебе) слишком много себе позволяют, как вы поступите?

а) позволите себе то же;

б) не будете обращать внимания;

в) поступите так, как вам наиболее выгодно.

15. Если вы сидите дома у окна с книгой в плохую погоду, то о чем вы думаете?

а) как хорошо дома!

б) обидно, что такая плохая погода.

в) отличная книга!

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов по ключу:

1. а = 8 6 = 2 в = 5            9. а = 0 6 = 5 в = 10

2. а = 3 6 = 9 в = 7            10. а = 9 6 = 0 в = 6

3. а = 5 6 = 10 в = 0           11. а = 10 6 = 0 в = 5

4. а = 5 6 = 9 в = 8             12. а = 0 6=10 в = 5

5. а = 0 6 = 2 в = 5             13. а=1 6 = 7 в = 9

6. а = 5б=10в = 0               14. а = 8 6=1 в = 5

7. а = 2 6=10 в = 3              15. а = 8 6=10 в = 2

8. а = 0 6=1 в = 5

Интерпретация результатов

Менее 40 баллов. Вас поток не унесет! Что бы ни случилось, вы твердо стоите на ногах, остаетесь при своем мнении. На вас не влияет не только непогода, но и настоящие несчастья — конфликты. Вы всегда знаете, чего хотите и настаиваете на своем при любых условиях! А если встречаете отпор, то тем более. С такой решительностью вы далеко пойдете и многого достигнете, но обращаем ваше внимание: бороться стоит лишь за достойные цели!

От 41 до 90 баллов. Вами руководят не эмоции, а рациональные соображения. Вы трезво обдумываете, а в случае необходимости следуете принципу «уступает тот, кто умнее», но если считаете дело важным, отстаиваете свою точку зрения. У вас твердый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер, но он и не остается упорно и безусловно одним и тем же на протяжении жизни, если здравый смысл диктует другое.

Более 90 баллов. Умный уступает — это так, но вопрос в том, до каких пределов. Может быть, ваша уступчивость подчас чрезмерна? Задумывались ли вы, что тому причиной? Вы не можете за себя постоять? Или не хотите? Поверьте, что-то, чему вы уступаете, не всегда стремительный поток, иногда это лишь журчащий ручеек. В будущем прежде чем решить, стоит ли постоять за себя, т.е. за свои взгляды, вначале проверьте, стоит ли отказываться от них!

Классный руководитель. Итак, ваша свобода и зависимость. Свобода — это ваша способность к активной деятельности, которую вы осуществляете в соответствии со своими интересами и желаниями и результатом которой является достижение поставленных вами целей. Но это еще и правильный выбор целей, решений и поступков, поиски себя и самореализация, которая продолжается в течение всей человеческой жизни. Однако часть молодежи (пусть даже и небольшая) выбирает ложные ценности. И, как следствие этого, ведет себя не подобающим человеку образом (злоупотребление алкоголем, наркотиками, членство в организациях экстремистского направления, религиозных организациях с ориентацией на террор и т. д.). Что же с ними происходит? Возможно, они злы и порочны от рождения?

Учащиеся:

— Еще древние мудрецы говорили, что человеку от рождения свойственны положительные чувства: любовь, добро, стремление к прекрасному. Возможно, люди, которые выбрали не те жизненные цели, просто запутались, кто-то более сильный сбил их с пути истинного. О таких говорят: «Он потерял самого себя».

- Таким людям еще в детстве следовало подумать об укреплении волевых качеств (целеустремленности, самообладании, выдержке, смелости, инициативности, решительности). И все это должно было закрепиться положительными мотивами всей деятельности. Может, рядом с ними не было людей, которые смогли бы помочь? Окружение, как мы уже знаем, может оказывать и отрицательное влияние. В этом случае и происходит подчинение более слабого.

Психолог. Когда происходит подчинение, когда человек зависит от мнения окружающих, психологи называют такое явление конформностью. Особенно это ярко проявляется при групповом давлении. Личного мнения, независимости, самостоятельности уже нет, царит мнение большинства. Повышенная зависимость таит большие опасности для подростков. Они ищут одобрения и поддержки в своем окружении. И находят ее, к сожалению, не всегда среди людей достойных.

Психолог проводит обсуждение вопросов «Нужна ли мне группа, если она принесет мне не пользу, а вред?» и «Кто в группе несет ответственность за мои поступки, здоровье, социальный статус?»

Учащиеся:

— Думаю, что зависимые люди расписываются прежде всего в нелюбви и неуважении к себе. Тот, кто не одобряет себя, находится в постоянной тревоге, в нем нет внутренней уверенности в себе и своих поступках. Такой человек не способен любить и уважать других людей.

— Иногда можно услышать: «Он эгоист, слишком любит и уважает себя». Но любовь и уважение к себе — это не эгоизм. Это просто здравая оценка своего «Я». Самоуважение и уверенность в себе избавляют нас от комплексов, враждебности, а значит — от зависимости и агрессивности по отношению к другим людям.

— Зависимость опасна еще и тем, что молодежь вовлекают в подпольные или полуподпольные секты разного толка. Хоть и неформалы вносят свою лепту в беспорядки, но эти секты особенно опасны. Они именуют себя как угодно, но суть их одинаково ужасна. Полностью подчиняя себе молодых людей (секты закрыты, дисциплина суровая, полное и беспрекословное подчинение старшим, «обработка мозгов»), их руководители программируют преданность вплоть до самопожертвования и убийства других людей. (Приводятся примеры убийств иностранных студентов, происходит просмотр и обсуждение видеофрагментов кинофильма «К чему ведет зависимость».)

Психолог. Ребята, вы увидели, к чему приводит зависимость человека от алкоголя и наркотиков — полной деградации личности. Но сколько людей находится рядом с нами, которым еще можно помочь.

Учащиеся:

— Думаю, что прежде чем рассчитывать на чью-то помощь, такие люди должны уяснить себе одну общеизвестную истину: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Кто же может заставить алкоголика не пить, а наркомана отлучить от наркотиков? Здесь главное - решиться самому. Тогда и любая поддержка будет действенна.

— Надо еще найти смысл в жизни, интересную цель, выполнение которой полностью поглотит тебя, тогда будет не до выпивок и компаний.

— Подростков обычно слишком беспокоит, что скажут о них приятели. Вот они и доказывают свою взрослость и крутость, часто даже не осознавая, что попадают в роковую зависимость сначала от своих друзей, а потом и от алкоголя и наркотиков. Я уверен, что если таким людям вовремя протянуть руку помощи, то их можно спасти.

Психолог. Если вы знаете таких людей, если ваши жизненные цели гуманны и полезно значимы для себя и общества, если вам знакомо чувство сострадания, не оставайтесь в стороне, постарайтесь помочь людям, жизнь которых рушится. Все мы так или иначе подвержены влиянию кого-то или чего- то. И у такого влияния всегда есть цель. У некоторых людей влияние - это специфика их профессии. Например, педагоги, врачи, политики, журналисты. А есть ли у вас такая способность - влиять на окружающих? Тем более некоторые из вас высказывались о необходимости помочь людям, которые попали в несовместимую с моральными нормами зависимость. Ответьте «да» или «нет» на вопросы теста, разработанного польскими психологами.

Ведущий или ведомый?

1. Как по-вашему, подошла бы вам профессия актера или политика?

2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?

3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?

4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где вы сами хотели его добиться?

6. Любите ли вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?

7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?

8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите ли вы менять мебель в квартире?

11. Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

13. Нравится ли вам демонстрировать, что ваш начальник, или лицо почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Запишите себе по 5 очков, если вы дали положительные ответы на вопросы 1,3,4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, и по 5 очков за отрицательные ответы на вопросы 2, 9.

Если вы набрали от 65 до 35 очков.

Вы — человек, обладающий хорошими задатками? чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих. Руководить ими, указывать им на ошибки, учить их, пробуждать в них интерес к внешнему миру. И в таком случае с теми, кто не разделяет ваши принципы, нечего особенно церемониться. Их надо убеждать, и вы это умеете. Однако вам надо следить затем, чтобы ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе вы превратитесь в фанатика или тирана.

Если вы набрали от 35 до 0 очков.

Увы, вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного. В результате оказываетесь несправедливо обделенными. А жаль...

Социальный педагог знакомит с обстановкой в школе по данному вопросу и приглашает ребят (с соответствующей интерпретацией по тесту) принять участие в работе школьного отряда ОСП (отряд социальной помощи) и оказать помощь в работе с учащимися, которым присуща высокая форма зависимости (курение, алкоголь, неформальные объединения и т.д.).

Учащиеся делают заключение:

— Человек с твердыми убеждениями и собственной точкой зрения никогда не попадает под чужое влияние.

— Человек, уважающий себя и свои взгляды, вызывает чувство уважения даже у тех, кто стремился, но не смог подчинить его аморальным взглядам и желаниям.

— Именно отказ от того, чтобы «быть как все», демонстрирует нашу свободу выбора, независимость и зрелость нас как личности.

В конце звучат стихи классного поэта:

Не хочу я быть марионеткой,

Чтоб дергали за ниточки меня.

В жизни я таких встречал нередко,

Тех, кто ночи предпочел

Сиянье дня,

 

Кто добро и зло — все перепутав,

Получил насилие и боль,

Кто, связав себя бессилья путами,

Вместо радости

На раны сыплет соль.

 

Разберись же ты в огромном океане,

Там, где страсти и ошибки — все кипит...

Да пребудет радость жизни с нами!

И пусть разум светлый

Победит!

Автор: Кулинич Галина Григорьевна

Похожие статьи:

Классный час 10-11 класс. Международный день памятников

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час в 11 классе о семье

Классный час в 11 классе. О вреде игромании

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!