Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час для старшеклассников 10-11 класса «К чему стремятся люди в жизни»

Классный час для старших классов. Тема: К чему стремятся люди

- Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Цели и задачи: рассмотреть разницу между материальными и нематериальными целями; помочь учащимся определить, чего они хотят достичь в своей жизни.

Предварительное обсуждение.

Обсудите с учащимися значение слов «материальный» и «нематериальный»:

- материальное (осязаемое) - это то, что можно увидеть, потрогать и т. п. (иными словами, то, что можно воспринять органами чувств);

- нематериальное - это то, что мы не можем потрогать или воспринять органами чувств, но что тем не менее существует.

Дискуссия по вопросу: «К чему стремятся люди?».

На доске выписываются наиболее часто встречающиеся выводы.

Затем предложите учащимся ответить на следующие вопросы:

- Назовите пять вещей из данного списка, которые являются для вас самыми главными.

- Будете ли вы по-настоящему счастливы, получив эти вещи? Почему?

Выясните, совпадает ли мнение учеников класса по поводу важности некоторых из этих вещей.

Проведите опрос, выясняя, что является самым главным для каждого из учащихся.

Составьте список этих вещей, каждый раз помечая звездочкой, когда та или иная вещь называется учащимся.

Попросите учащихся записать па чистой странице слово «Цель». Затем они должны написать хотя бы одну цель, которой хотят достичь. В дальнейшем этот список можно дополнить. Учащимся могут быть предложены следующие вопросы:

- Чего я хочу добиться? Материальная эта цель по своей природе или нематериальная?

- Что я хочу сделать? Принесет ли это мне (другим) счастье?

- Кем я хочу быть? Какой образ жизни я хочу вести? Что мне нужно, чтобы добиться личного успеха?

- Как бы мне хотелось, чтобы люди относились ко мне? Как будут мои поступки влиять на окружающих?

Примерный материал:

К чему стремятся люди?

Слава _

Деньги _

Дружба _____

Достижения в спорте, искусстве, музыке и т. п. ____

Красивая внешность _

Вкусная пища ____

Красивая одежда, предметы роскоши и т. п. ____

Хорошая семья  ____

Хорошее отношение со стороны других людей  ____

Хорошее образование  ____

Власть  ____

Хорошая работа _

Уверенность в себе _

Счастье и удовлетворенность _

Ум ____

Самоуважение_

Удача ___

Любовь и уважение семьи  ____

Талант  ____

Уважение друзей, коллег  ____

Хорошее здоровье  ____

Другое __

Задание:

1. Выберите из этого списка те вещи и понятия, над которыми человек не властен.

2. В своих листочках проведите классификацию остальных понятий, разделив их на материальные и нематериальные.

3. Расположите все перечисленные цели в порядке их значимости, па первом месте поставьте самое важное лично для вас. Выпишите пять целей, которые вы больше всего хотите достичь в своей жизни.

Дискуссия по выявлению приоритетов.

РАССКАЗ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ*

«Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека - его прошлое, настоящее или будущее.

Один из них сказал:

- Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы не раз уже спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений.

- С этим невозможно согласиться, - сказал другой. - Если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Неважно, что я знаю и умею сейчас, - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас не зависят от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, не похожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли.

- Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни - ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье — грустны, ожидание будущего счастья - тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент. Это как в шахматах: я могу держать в памяти сколько угодно партий, я могу представлять себе, как я хотел бы партию завершить, я могу планировать комбинации, но моя победа зависит от того, насколько точно я отвечу на ситуацию, сложившуюся на доске в настоящий момент, на ситуацию, которая меняется с каждым ходом.

И мудрецы долго еще спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре».

Задание учащимся: продолжите аргументы каждого из мудрецов; как, по-вашему, разворачивался этот спор дальше; какую точку зрения предпочли бы вы? (Дискуссия).

Возможный итог и выводы дискуссии.

- Что нового для себя вы обнаружили при обсуждении?

Есть люди, ориентированные в основном на прошлое. Они дорожат своим опытом и прошлыми достижениями. Самое желанное будущее для них - это повторение приятного прошлого. Они избегают тех неприятностей, с которыми уже сталкивались раньше. Они недолюбливают новые и непривычные ситуации и, попав в них, стараются найти им аналоги в прошлом опыте.

Есть люди, ориентированные преимущественно па будущее. Они подчиняют свою жизнь собственным планам и целям. Их увлекают изменения. И прошлое, и настоящее для них - это промежуточная ступень на пути к будущему. И то, и другое имеет для них цену в той мере, в какой оно приближает таких людей к будущему. Для таких людей неприемлема поговорка «лучше синица в руках, чем журавль в небе» - будущие достижения дороже для них, чем нынешние. Они легко забывают прошлые неудачи и не обращают большого внимания на существующие препятствия и ограничения.

Третьей точке зрения в споре также соответствует особый образ жизни. Эти люди очень ситуативны. В каждое мгновение своей жизни они погружаются целиком. Возможности, которые открывает это мгновение, для них важнее прошлых достижений и будущих радостей. «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь» - эти слова могли бы стать девизом такого образа жизни.

Так какими же вы хотите стать? Создавая образ будущего, ставя перед собой цели и пытаясь разобраться в своих интересах, желаниях, задумываетесь ли вы над тем, как вы будете достигать это желаемое, возможно ли оно и насколько? (Для самостоятельного размышления.)

Можно озвучить выводы или продолжить дискуссию.

Автор: Я. В. Гoлубeвa

Похожие статьи:

Классный час в 11 классе о семье

Классный час 10-11 класс. Международный день памятников

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Классный час в 11 классе. О вреде игромании

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!