Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

Конспект классного часа для 10 класса

Классный час для старшеклассников на тему «Я, конечно, вернусь…»

Цель: развитие творческого потенциала, актуализация творчества поэта и музыканта.

Предварительная подготовка: хорошо, если ребята заранее подготовят стихи и песни для выступления на этом вечере. Можно, чтобы ребята прочитали свои стихи, которые по характеру схожи с творчеством поэта. Также заранее необходимо выбрать помощников из класса и отрепетировать с ними весь сценарий.

Оформление кабинета: фотографии B.C. Высоцкого, в углу оборудован стол со свечами и гитарой.

Ход классного часа

Учитель.

Поэты ходят пятками

По лезвию ножа

И режут в кровь свои

Босые души.

Звучит песня В. Высоцкого «Я, конечно, вернусь...»

Учитель. Говорят, что у каждого времени - каждые 15-20 лет - есть певец, который поет арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.

Ученик. Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем же он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Мы не знаем. Знаем только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.

Появляется ученик, исполняющий роль Высоцкого, вместе с учителем рассказывают биографию певца. Во время их рассказа через проектор демонстрируются фотографии Высоцкого.

Высоцкий. Я родился 25 января 1939 года в Москве. Моя семья: мать - работник архива, отец - в прошлом полковник связи, после ухода в отставку работал преподавателем в техникуме. Жили на 1-й Мещанской.

Учитель. Большой Каретный переулок. Школа № 186.10-й класс, 1955 год. Скуластый, невысокий паренек с темными задумчивыми глазами. Володя Высоцкий. Куда он идет после уроков?

Высоцкий. К друзьям - редактировать стенгазету... В драмкружок на улицу Горького. Или домой, где ждет только что подаренная родителями гитара и самоучитель. Или же - к книгам. Читал много. Читал запоем.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Когда я окончил школу и хотел поступить в театральное училище, родители воспротивились этому. Отец, например, говорил, что в молодости сам писал эстрадные куплеты, а вот стал кадровым военным. И я поступил в строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Проучившись два года, я ушел из вуза. Вскоре, через полгода, поступил в школу-студию МХАТа.

Ученик. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа. Приняли, несмотря на пометку одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет...».

Высоцкий. Руководителем курса был народный артист СССР П.С. Масальский.

Учитель. Наступило время репетиций, бурных дискуссий об искусстве, поэзии, жизни. И все чаще студента Высоцкого видели с гитарой. 1959 год. Режиссер В. Ордынский приглашает Высоцкого на роль студента Пети фильме «Сверстницы». Это дебют в кино. Он снялся в 22 фильмах, в 3 телефильмах. Песен написал, по собственному утверждению, более 500. Пластинки с записями его песен выходили и продолжают выходить во многих странах мира.

Демонстрируются кадры из фильмов, в которых принял участие B.C. Высоцкий.

Ученик. Через четыре года закончил студию. Играл в театре миниатюр, затем в театре им. Пушкина. Апрель 1964 года. Владимир пришел в Театр драмы и комедии на Таганке, где играл до последнего дня своей жизни.

Далее демонстрируются фотографии Высоцкого из театра.

Учитель. Театр был его призванием, а Высоцкий - неповторимым актером. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.

Ученик. Гамлет - основная и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!» Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир - поэт, Гамлет - поэт, Высоцкий - поэт. Тут все связалось в прочный узел.

В. Высоцкий. Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда, кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя.

Я Гамлет, я насилье презирал.

Я наплевал на Датскую корону, -

Но в их глазах - за трон я глотку рвал

И убивал соперников по трону.

Высоцкий уходит.

Учитель. Гамлет - тема всего творчества Высоцкого. Гамлет - это, прежде всего, талант. Человек, которому дано видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему Гамлет не может бездействовать, хотя знает, что это приведет к его гибели.

Ученик.

Я прозревал, глупея с каждым днем,

Я прозевал домашние интриги.

Не нравился мне век, и люди в нем

Не нравились. И я зарылся в книги.

Мой мозг, до знанья жадный, как паук,

Все постигал: недвижность и движенье,

Но толка нет от мыслей и наук,

Когда повсюду им опроверженье.

Учитель. Гамлета Высоцкий играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую поэт играл перед смертью.

Ученик. Умер B.C. Высоцкий в Москве 25 июня 1980 года от инфаркта.

Учитель. Люди выбирают себе певца. Кто знал, что этот выбор коснется коренастого паренька со светлой прядкой на лбу, с поднятым воротником куртки?

Звучит песня В. Высоцкого «Я верю в друзей».

Ученик. Это великая песня и великая поэзия, судьбу поэта слышим в ней:

Коль дожить не успел, так хоть бы допеть...

Чуть помедленнее...

Учитель. Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, незаметен дома, его все любили, что редко в актерской среде. Но гибельность аккомпанировала ему и не в переносном смысле, а в буквальном. Дважды его реанимировали, однажды Высоцкий три минуты был «на том свете».

Ученик. Трудно говорить о нем, такая мука слышать его диски - так жив он во всех нас. Смерть просветила даже снобов, многие нынче повернулись к нему, появилось много прекрасных стихов его памяти.

Учитель. Это хорошо, когда цветы ложатся на могилу, но как они нужны ему были при жизни! Неужели надо умереть, чтобы люди поняли и поверили!

Ученик. Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его «посмертных друзей» сразу же начинает бешено расти. И объяснить это явление в общем-то можно: ведь всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь славы, хотя бы посмертной. Но у Высоцкого и у его песен и в самом деле великое множество истинных друзей! Тех самых, ради которых он работал и для кого жил.

Звучит запись песни «Горизонт».

Учитель. Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо, ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях.

Звучит песня В. Высоцкого «Песня о друге».

Ученик. Театр очень помог Высоцкому в формировании его поэтического таланта. Это театр научил образности его песни, которые поэт так прекрасно умел исполнять.

Звучат песни В. Высоцкого «Горная лирическая», «Песня о сентиментальном боксере» (стихотворение), «Упрямо я стремлюсь ко дну».

Учитель. Почему у Высоцкого так много военных песен? Ведь он не воевал. Почему так часто обращается он к военной теме?

Ученик. Высоцкий говорил так: «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к военной теме будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участие в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями».

Учитель. Он не любил рассказов о войне, но, как у каждого советского человека, они составляют часть его культуры. Этот народ, который он глубоко любил, находит в его песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи. На его концертах увешанные медалями ветераны плакали. Молодые были задумчивы и серьезны.

Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».

Выключается свет, звучит «Реквием» Моцарта. Перед портретом Высоцкого зажигается свеча.

Учитель.

Он не допел, не досказал всего,

Что било пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да.

И все же он поет,

И песни не дадут нам жить спокойно.

Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые».

Похожие статьи:

Классные часы в 10 классе. Разработки

КВН для 10 класса

Профилактический классный час, 10 класс

Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса

Классный час для 10 класса. Мир песни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!