Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час для 1-4 класса. Слава богатырская

Тематический классный час в начальной школе «Слава богатырская»

Цели: знакомство детей с устным народным творчеством - былинами; воспитание уважения к традициям и культуре своего народа.

Оборудование: иллюстрации: портрет гусляра, картина А. Васнецова «Богатыри», к сказкам А.С. Пушкина; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Богатыри — одни из самых любимых героев русского народа. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

Ведущий 2. Былины - один из самых древних жанров русских народных песен. Они появились более 1000 лет назад. В те времена ходили по Руси гусляры. В больших городах и в глухих далеких деревушках народ всегда любил слушать их песни-былины.

Чтец 1.

Пождал - и, не слыша ни слова кругом,

Садится на кочку, поросшую мхом,

Персты возлагает на гусли.

И струй переливы в лесу потекли,

И песня в глуши зазвучала...

Все мира явленья, вблизи и вдали,

И синее море, и роскошь земли,

И цветных камений начало...

Чтец 2.

И подвиги славит минувших он дней,

И все, что достойно, венчает:

И доблесть народов, и правду князей.

И милость могучих он в песне своей

На малых людей призывает.

Звучат гусли.

Ведущий 3. Гусли то звенели весело, когда заводил гусляр сказ о пирах да забавах богатырских, то рокотали грозно, когда пел он о том, как вставали богатыри грудью на защиту своей земли от вражеских полчищ, то едва слышно звучали струны, словно убаюкивали воинов, доблестно, сражавшихся и честно павших на поле брани.

Ведущий 4. Исполнение былин было доступно не каждому — требовались певческий голос, его большая выносливость, хорошая память. Былины подчас включали 500 стихов. Одним из знаменитых певцов былин старого времени был Баян. Его называли соловьем старого времени (показывает иллюстрацию — портрет гусляра). Это был неоценимый певец.

Ведущий 5. Ученые впервые записали эти легенды о богатырях-героях лишь в XIX веке, а до этого восемь веков песни-былины хранил русский народ в своей памяти, передавал от отцов к детям. В былинах в особой полусказочной форме рассказывается чуть ли не вся история России — о войнах и мирной жизни, о князьях и крестьянах, купцах и ремесленниках. Но главные герои былин, конечно, богатыри. И как в русских сказках, есть там и чудища, и колдуны, и добрые волшебники. И великие славные подвиги. Но в отличие от сказок главные герои в былинах иногда и погибают, защищая родную землю.

Прослушивание былины «Святогор». Детям поясняют, что Свято- гор — один из первых героев былин. Далее — беседа по картине. Предлагается иллюстрация картины А. Васнецова «Богатыри».

Ведущий 1. Кто изображен на этой картине? Как зовут этих героев-богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

Ведущий 2. Как вы думаете, чем они заняты? (Они охраняют границу русской земли)

Ведущий 3. В каких былинах мы можем прочесть о подвигах, которые совершили эти богатыри? («Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и др.)

Ведущий 4. Рассмотрим одеяния богатырей. Какое оружие у них в руках? Как оно называется?

Ответы детей. Можно предложить детям диапозитив из серии «Оружейная палата».

Ведущий 5. Каких еще богатырей из сказок вы знаете? (Садко, Микула Селянинович, Пересеет и др.)

Ведущий 1. Тема богатырства, силушки и славы богатырской привлекала и великого русского поэта А.С. Пушкина. Он очень любил русские народные сказки, прекрасно знал многие былины и сам придумывал многих богатырей, очень похожих на былинных.

Ведущий 2. Вот, например, «Руслан и Людмила». В поэме много описаний из жизни богатырской и сражений их. Вот что видит Руслан, попадая на поле битвы...

Чтец 1.

Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле.

Вдали все пусто, здесь и там

Желтеют кости, по холмам

Разбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит,

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там остов целый,

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает...

Ведущий 3. Часто приходилось богатырям прямо с честного пира отправляться на битву — то с войском вражеским, то со Змеем Горынычем, то с Идолищем поганым, — чтобы землю Русскую защитить, «вдов и сирот, и детушек малых» людей русских из полона (плена) освободить, а себе добыть славы богатырской.

Ведущий 4. А сейчас угадайте из какой сказки эти строки.

Чтец 2.

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса... («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Демонстрируется иллюстрация.

Чтец 1.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

<...>

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

<...>

Дядька князю говорит:

«Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить...» («Сказка о царе Салтане...»)

Демонстрируется иллюстрация.

Ведущий 5. Многое можно рассказать и о русских былинах, и о славных богатырях, и о героях произведений великого русского поэта. Но самое лучшее — не ленитесь, берите в руки книги. Открывайте их, и вы попадете в мир, полный героических приключений и сказочных существ, мир, где живут чудо-богатыри... И вы узнаете, говоря словами А.С. Пушкина...

Чтец 2.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой...

Ведущий 5. Ведь русская история непохожа ни на какую другую.

Похожие статьи:

Классный час во 2 классе на тему: Честность

Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»

Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику

Классный час в начальной школе. Что такое совесть и зачем она человеку?

Классный час в начальной школе «Нормы нравственного поведения»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!