Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час дискуссия «Хотим быть», 4 класс

Разработка классного часа для 4 класса

Тема: «Хотим быть …» (дискуссия)

Цели и задачи классного часа

— Сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем;

— научить детей правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Приглашенные

На классный час можно пригласить старшеклассников или родителей учащихся для создания дискуссионной ситуации.

Ход классного часа

Теоретический материал для учителя.

Что такое дискуссия?

Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия — это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы класса, намечаются пути их решения. Эти проблемы могут быть самыми различными. Например, такими:

— Как быть современным человеком?

— Легко ли быть умным?

— 45 минут урока: много это или мало?

— Кто в нашем классе хозяин?

— Самоуправление или самоуправство?

— Как наш класс сделать дружным?

— Что такое личное время? Как им распорядиться?

— Мои права и твои права: для чего? Для кого?

— Интересный человек — кто он? Каков он? Как им стать?

— «Уметь жить» — это что? Это как?

— Какая она — «красивая жизнь»?

— Как улучшать нашу жизнь и жизнь вокруг нас? О чем и о ком сегодня нужно заботиться? Как это делать?

— Другие проблемы.

В данном случае дискуссия, проходящая под девизом «Хотим быть...», поможет в формировании желаемого образа класса, а также в определении путей и форм наилучшей организации жизнедеятельности классного сообщества.

Дискуссия поможет:

1) акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса;

2) выработать общее мнение по этим проблемам;

3) побудить к практическим действиям по развитию общественной жизни класса;

4) выявить тех учащихся класса, которые болеют за дела класса, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и, может быть, организовать дело, интересное и полезное для класса и его друзей.

Из мнений ребят, высказываемых в ходе дискуссии, возникают вполне конкретные предложения в план работы, вырабатываются рекомендации о том, как строить жизнь класса. В дискуссиях определяются инициативные группы или выбираются творческие команды для доработки предложений в план, для организации и проведения какого-либо интересного дела, а также для подготовки к дальнейшим дискуссиям.

Как проводить дискуссию?

План проведения дискуссии, как правило, таков:

I. Зачин. Ведущим в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление «агитбригады» и т. д.

II. Собственно дискуссия — публичное обсуждение проблемы: «Каким мы хотим видеть наш класс? Каким быть нашему классу?». Дискуссия — во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умения слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.

Дискуссия «Что такое дружный класс?»

После теоретического материала классный руководитель предлагает провести небольшую дискуссию по следующим проблемам:

— Что такое дружный класс? Какой класс может считаться дружным?

— Что такое интересная жизнь в классе? Когда в классе интересно?

— В какой класс каждый раз хочется идти вновь и вновь? Из какого класса не хочется уходить?

— Что нужно немедленно сделать для того, чтобы в классе было все хорошо и всем хорошо?

— Каким мы хотим видеть наш класс через год?

— Каким мы хотим видеть класс, в котором будем учиться мы, десятиклассники?

— Каким мы можем сделать наш класс?

III. Завершение. Дискуссия завершается общим решением и рекомендациями. Ведущие произносят свое заключительное слово, выделяя основные идеи состоявшегося разговора и расставляя при этом акценты. Нужно обязательно поблагодарить участников.

Правила дискуссии:

1. Правило уважения человека — основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) во время дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек как все или думает иначе.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать — не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих нельзя перебивать.

3. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его берет тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.

6. Правило честного поведения. Во время дискуссии уважают честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются Держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав, то не зазнается.

7. Правило поднятой руки. Если ты хочешь сказать важное, подними руку, и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку — все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:

1) не говори «длинно»: излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;

2) в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы. В этом тебе могут помочь тезисы — краткое изложение основных идей выступления;

3) не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления — признак развитого интеллекта. А то, что сейчас представляется невозможным, в дальнейшем может оказаться весьма интересным и полезным;

4) наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова, но при этом держись с достоинством.

Во время выступления:

1) старайся понять выступающего, даже если не согласен с ним;

2) прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;

3) серьезно аргументируй свое мнение;

4) не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты — точные факты и железная логика;

5) внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;

6) не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Дискуссии может помочь пресс-группа, которая выполняет одну или несколько из следующих своих функций:

1. Фиксирующая функция. Пресс-группа — секретариат, ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения и т. д.

2. Аналитическая функция. Пресс-группа — группа экспертов-аналитиков, анализирует процесс и содержание результатов деятельности. Пресс-группа — редакционная группа, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.). Пресс-группа — жюри, оценивает и подводит итоги состязательных, соревновательных моментов.

3. Управляющая функция. Пресс-группа — катализатор процесса, вносит (подбрасывает) вопросы для обсуждения, просит уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет. Пресс-группа — генератор идей, управляет процессом дискуссии, вырабатывая новые идеи и предлагая их участникам дискуссии.

4. Информационная функция. Пресс-группа — «Молния», фиксирует и вывешивает на всеобщее обозрение обобщенную оперативную информацию. Пресс-группа — редколлегия, оперативно и в оригинальной форме информирует о происходящем во время дискуссии.

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель подводит итоги — как необходимо вести дискуссию, и делает педагогический анализ дискуссии. При анализе обращается внимание на то, как участники дискуссии восприняли предложенные для обсуждения вопросы, какие новые проблемы поднимались во время дискуссии, какова актуальность, обоснованность, содержательность предложений и возможность их реализации в процессе моделирования и построения воспитательной системы класса.

Педагогическому анализу могут быть подвергнуты как содержание выступлений, так и ход (процессуальная сторона) дискуссии и ее результативность (достижение цели, выполнение задач и т. д.). Предметом анализа может также стать коммуникативная культура участников дискуссии.

Похожие статьи:

Классный час «Что такое тактичность?», 4 класс

Классный час «О жадности и жадных», 4 класс

Классный час «Умеем ли мы не обижаться», 4 класс

Классный час «Дружба начинается с улыбки», 4 класс

Классный час о правах и обязанностях ребенка, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!