Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час беседа о дружбе, 3 - 4 класс

Беседа-диалог для учащихся начальной школы «Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!»

Цели и задачи классного часа:

• воспитание в учениках чувства сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость;

• привитие этических качеств личности — доброты, сострадания, альтруизма, соучастия.

Описание классного часа

Учитель: Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:

Без дружбы человек себя особо зрит,

Пустыннику подобен,

Который жизнь влачит,

К утехам неспособен;

Но дружбою свое

Мы множим бытие.

О дружба, дар небесный!

Тобою счастливы на свете мы,

Тобою кроткие умы

Чувствительных сердец союз узнали тесный.

(Из стихотворения И. Богдановича «Стихи о дружбе»)

О чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.)

Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи»

«В отряде "Каравелла" новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они — кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому — подождать.

...В сентябре пришли к нам два пятиклассника — из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:

— Ну что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?

— Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют...

И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров "Каравеллы" (она с четвертого класса в отряде, а теперь уже комсомолка), говорит:

— С Витей надо бы подождать, ребята...

Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?

— Я вчера в их группе была на занятиях по фехтованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: "Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого..."

Опять переглянулись ребята. И... ни один не поднял руку, чтобы проголосовать за Витьку.

Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:

— Подумаешь! К такому пустяку придрались!

— Из-за таких пустяков иногда характер складывается, — сказали ему.

— Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!

Ребята усмехнулись. И два шестиклассника — Валерка и Андрей — тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.

Дело в том, что Валерке очень не нравится Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болтунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.

В общем, хоть и здоровые были парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.

Хорошо бы, конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, часто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с которым все в жизни пополам — счастье и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую мечту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ — это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель и на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен — он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами.

Учитель: Какова главная мысль данного рассказа? (Рассуждения учеников.)

А теперь, давайте вспомним известную детскую песенку. (Учитель предлагает исполнить или прослушать аудиозапись песни «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.)

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

 

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей

И слону и даже маленькой улитке.

Так пускай повсюду на земле

Будто лампочки включаются улыбки.

Припев.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и поразмыслите, правильно ли герой стихотворения понимает дружбу?

Я свою соседку Олю

За косичку дернул в школе, —

Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.

 

Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.

 

Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же — как горох об стену,

А веселую Катюшку,

Обозвал я хохотушкой.

 

В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору, —

Вот потеха будет скоро!

 

На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу —

Ей лишь кнопку подложу...

(В. Можная «Такая дружба»)

Ребята высказывают свое мнение по поводу поведения героя стихотворения.

Вырабатываем, «Законы дружбы»

Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»

Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам. Сочувствуй товарищу в его бедах и горе, умей жить его радостями.

Будь готов помочь товарищу, выручить из беды. Не допускай отрицательных проявлений — зависти, черствости, бездушия, бессердечности.

Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность.

Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.

Давайте сформулируем «Законы дружбы»:

• Не оставляй друга в беде.

• Дружба — это вера в человека, требовательность к нему.

• Дружба всегда взаимна.

• Дружба испытывается в беде и опасности.

• Дружба — это не повод для поиска выгоды.

В мире афоризмов, пословиц и поговорок о дружбе

Учитель: А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают свое отношение к дружбе?

• Старый друг лучше новых двух.

• Нет друга, так ищи, а нашел — береги.

• Худой мир лучше доброй ссоры.

• Дружба дружбой, а служба службой.

• Солома с огнем не дружит.

• Для милого дружка и сережку из ушка.

• Верный друг лучше сотни слуг.

• Для друга и семь верст не околица.

• Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

• Без беды не узнаешь друга.

• Друг познается в несчастии.

• С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

• Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Учитель: О чем говорят эти пословицы? Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Рассуждения учеников.)

Учитель: А теперь послушаем, что в разное время говорили известные люди о дружбе:

• Дружба — это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью (Ч. Мичли).

• Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно — не иметь ни одного друга и менять многих друзей (Сократ).

• Господи, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь! (А.С. Пушкин)

• Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал (Лессинг).

• Не замечать охлаждения друзей — значит мало ценить их дружбу (Ларошфуко).

• Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров и пускай еще здравствует (В. Высоцкий).

• Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).

• Наслаждаться общением — главный признак дружбы (Аристотель).

• Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе (Л.H. Андреев).

• В молодости я требовал от людей больше, чем они могли дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо — как на дар Божий (А. Камю).

• Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза (Н. Хусрав).

• В дружбе нет ни должников, ни благодетелей (Р. Рол- лан).

• Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения (Ш. Руставели).

Учитель: Ребята, как вы поняли эти крылатые фразы? (Рассуждения учеников.) А в завершение нашего разговора я хотела бы предложить вам еще одно стихотворение:

Мои друзья мне все прощали:

Дурной характер, спесь и лень.

Враги стреляли из пищали

И не давали спать весь день.

 

Всю ночь друзья оберегали

Меня от бурь, хандры, скорбей.

Враги — лишали всех регалий,

Что я собрал, как скоробей.

 

Друзей судьбина раскидала

На север, запад, юг, восток...

Враги все рядом. Все им мало.

Все ждут, чтоб кровью я истек.

 

Друг издали письмо мне пишет:

Мол, как дела, как жив-здоров...

И только враг в затылок дышит —

Все также злобен и суров.

 

От друга я приму упреки,

За радость радостью воздам...

Но за полезные уроки

Дай Бог здоровья и врагам!

(МарМар «Друг и враг»)

Подведение итогов. Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружбы» и записать их в тетрадь (или на классной доске).

Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.

Похожие статьи:

Классный час «Правила поведения в общественном транспорте», 3 класс

Классный час о природе, 3 класс

Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса

Классный час «Этика и этикет», 3 класс

Классный час «Правда и ложь», 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!