Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час 4 класс. Россия – Родина моя

Сценарий классного часа в 4 классе

Цель: способствовать воспитанию патриотизма.

Подготовительная работа: попросить учащихся подготовить выразительное чтение стихотворений.

Оформление: написать на доске вопросы.

• Как произошло слово «родина»?

• С чего начинается Родина?

• Откуда взялось такое название - Россия?

• Что такое отчий дом?

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок.

1. Как произошло слово «родина»?

2. С чего начинается Родина?

3. Откуда взялось такое название - Россия?

4. Что такое отчий дом? III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Вы часто слышите слово «родина». Как вы понимаете его значение? Сегодня мы поговорим об этом. На нашем классном часе мы ответим на следующие вопросы. (Читает с доски.)

II. Информационный блок

1.Как произошло слово «родина»?

Ученик 1 (читает стихотворение 3. Александровой).

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Классный руководитель. Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А еще Род - имя древнейшего бога наших предков - славян. Родители, родня, родственники, родичи, родина - слова с одним корнем.

Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну. В древнерусской летописи есть старинная песня о Русской земле.

Ученик 2 (читает).

О светло светлая

И прекрасно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами

Удивлена еси:

Озерами многими,

Реками и кладезьми

Месточестными,

Горами крутыми,

Холмами высокими,

Дубравами частыми,

Полями дивными,

Зверями различными,

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Селами дивными,

Виноградами обительными,

Домами церковными

И князьями грозными,

Боярами честными,

Вельможами многими!

Всего еси исполнена,

Земля Русская,

О правоверная

Вера христианская!

2. С чего начинается Родина?

Классный руководитель. Что такое для человека Родина? С чего она начинается?

(Дети высказывают предположения.)

Родина - это место, где человек родился и вырос.

Родина - это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнес первое слово.

Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, дедушки и бабушки, родственников и друзей. Каждый решает сам, как и с чего начинается для него Родина.

Ученик 3 (читает стихотворение А. Жигулина).

О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески –

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...

Классный руководитель. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. У этого дерева, как и у всякого другого, есть корни. Корни питают дерево, удерживают его от падения. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело... Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля и слаще воздух Отечества.

3. Откуда взялось такое название - Россия?

Классный руководитель. Откуда взялось такое название - Россия? Оно происходит от старинного слова «русь».

Когда-то нашу страну называли Русью. Мнения ученых о происхождении этого слова разделились. Одни полагают, что слово «русь» произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русью назвали страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями.

Другие ученые считают, что древнее название нашей страны имеет совсем другое происхождение: в северных деревнях русью называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», - говорят люди. Спелую, золотистую рожь крестьяне называли русой, человека со светлыми волосами - русым. Значит, мы можем сказать, что Русь - светлое место, страна света, солнца, добрых людей.

Ученик 4 (читает стихотворение А. Прокофьева).

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее.

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях - наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

4. Что такое отчий дом?

Классный руководитель. Для многих Родина начинается с отчего дома. «Отчий дом» значит «отцовский». Это слово происходит от того же корня, что и слово «отечество». Они близки и по значению: отечество - земля наших отцов, отчий дом - дом нашего отца. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. С детства знакомые места - это наша малая родина, наш родной край.

Ученик 5 (читает стихотворение Л. Татьяничевой).

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Классный руководитель. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Все это наше с вами богатство.

Ученик 6 (читает стихотворение М. Дудина).

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите...

III. Подведение итогов

Классный руководитель. На все ли вопросы мы с вами ответили? Что особенно запомнилось? О чем еще захотелось узнать?

Дополнительный материал

Куда ни посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила

Простором лугов и полей,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Н. Рыленков

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

К. Симонов

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Научи себя учиться

Классные часы в 4 классе

Классный час. Толерантность 4 класс

Классный час на тему Дружба, 4 класс

Классный час 4 класс. Культура общения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!