Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Воспитание нравственности

Ведущая. И по отношению людей к вопросам мира и войны, тоже можно сказать многое об отношении к другим людям, т. е. насколько это отношение нравственно. Мы говорили с вами о пороках человеческих. Хочу отметить некоторые из них. Это жажда славы, которой добиваются любыми путями, это чувство недоверия и соперничества. Все эти пороки служат причиной для развязывания войны.

Учащиеся:

- Нравственно и разумно искать не могущества, а безопасности. Потому что война - это самое страшное и неразумное в жизни человека. Тот, кто ей содействует так или иначе, должен рассматриваться человечеством как преступник. Не победить, а убедить, вот что должно стать достойным славы. Правда, одно дело война ради могущества и порабощения других людей, и совсем другое - война освободительная, отстаивающая право на жизнь и свободу своего народа.

- Однако заботиться о военной мощи государства и быть готовыми к военным действиям совершенно необходимо. И не для того, чтобы завоевать, поработить кого-то, а для того, чтобы не потерять свою свободу, не попасть в рабство, зависимость от других.

Ведущая. Есть еще одна сфера человеческой жизнедеятельности, успех и благополучие которой во многом зависит от моральных отношений. Это семейная жизнь. Семейные отношения, конечно, имеют и правовую основу, но они больше подчинены моральным чувствам, таким как любовь и доверие друг к другу.

Учащиеся:

- Семья - это, помимо прочего, союз моральный, а его основа - любовь и доверие, которые превращают двоих людей в единое целое, единую моральную личность.

- Та зависимость и ответственность, которые появляются у людей после вступления в брак, делают их более нравственными. Это происходит уже хотя бы потому, что каждый из супругов добровольно уменьшает свои права, увеличивая при этом свои обязанности. И каждый из них должен теперь не мешать, а помогать другому жить человеческой жизнью.

- Семья учит человека человечности. В основе этого лежит забота о близких и чувство ответственности за их здоровье и благополучие. Именно в семье человек, которому в холостой жизни творить добро было не совсем свойственно, учится этому чуду - творить добро.

Ведущая. Нравственное отношение к человеку - только часть тех отношений, которые мы должны проявлять к природе вообще (человек - это тоже часть природы). Ведь именно природа является тем звеном, которое связывает человека с человеком.

Учащиеся:

- Человечество одержало немало побед над природой. Это во многом улучшило его жизнь. Но в то же время мы можем сказать, что за такие победы человечество почти всегда расплачивается.

- Нравственное отношение к природе - это не простое любо-; вание ею, а что-то гораздо большее. Важно понять и принять ее всем сердцем, только тогда ты почувствуешь в ней свои корни и свою душу. А то, что проходит через нашу душу, через разум нашего сердца, не сможет быть обиженным.

- Жить сообразно с природой, быть с ней в полной гармонии - вот что поможет человеку стать чище и нравственнее. Говорят, что человеку надо во многом брать пример со зверей. Вот, например, звери, живущие рядом с людьми, становятся ручными. Почему же люди, живущие рядом друг с другом и общаясь, иногда становятся дикими?

- Нравственен тот человек, который живет по зову сердца, кто может удержать себя от причинения зла всему живому, кто помогает любой жизни на земле, в том числе и природной.

Ведущая. Кроме своего внутреннего мира сердца, человек приходит еще и в великий мир общественной деятельности. В этом мире его мысли становятся конкретными делами. И он не может оставаться праздным созерцателем. В этом мире ему необходим разум положительный и творящий.

Учащиеся:

- Жить и творить в свое время, и на своем месте - вот в чем призвание человека, гражданина, патриота. А ценность тебя и твоих деяний будет зависеть от той пользы, которую ты принесешь себе и другим.

- Человек может, конечно, жить интересной и богатой внутренней жизнью. Но для него этого недостаточно. Человек - существо социальное. На фоне общего благополучия не должна страдать личность. Но и отдельные гении не должны витать в облаках, когда толпа, как сказал В.Г. Белинский, валяется в грязи. Потому что и то, и другое безнравственно.

- Забота о своем благополучии и благополучии своих близких дело немаловажное и достойное. Но оставаться наедине со своими личными заботами и забавами человек не должен. Гражданские мотивы обязаны занимать достойное место в сфере его действий. Иначе он просто выпадет из той всесторонней жизни, которая называется общественной.

- А вот та мера, которой можно измерить его служение улучшению общественной жизни, исчисляется теми требованиями, которые человек предъявляет своей совести.

Ведущая. Значит, чтобы стать гражданином, надо, прежде всего, стать человеком. Основа человечности и гражданственности закладывается еще в детстве на основе правильного видения добра и зла. Став взрослым, человек получает все больше возможностей на проявление своих прав гражданина и на исполнение своих обязанностей.

Учащиеся:

- Быть гражданином - значит служить Родине. Ведь именно Родина защищает тебя и способствует твоему благополучию в жизни.

- Жизнь становится целостной, единой тогда, когда каждый гражданин общества будет соотносить свою деятельность со своим общественным назначением.

Ведущая. Воспитание и знания дополняют друг друга. Они неразделимы. Воспитывая, мы передаем друг другу знания, а знания, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие.

Учащиеся:

- Если знания несут нам идеи, которые проходят не только через наш ум, но и сердце, то с уверенностью можно сказать, что они приобретают ту нравственную силу, которая впоследствии воплощается в достойные гражданина дела и поступки.

- Можно знать все о здоровье, о том, как надо его укреплять и поддерживать, но не осуществлять все на практике. Можно знать все правила нравственности и весь мир добродетели, но остаться человеком не способным воплотить все это в жизнь. Поэтому нельзя не согласиться с великим Львом Толстым и его словами: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим».

Ведущая. А это означает, что помимо образования ума необходимо еще и образование сердца?

Учащиеся:

- Да, это так. Если в сердце человека царит смятение и хаос, если он завистлив и корыстолюбив, если все это лишает его покоя и сна - значит он действительно нуждается в образовании сердца, т. е. в нравственном воспитании.

- Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.

- Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

Ведущая предлагает ребятам высказать свое мнение по нескольким нравственным ситуациям.

Ситуация 1. Ваш друг сообщает вам, что у него большие финансовые затруднения. От положительного решения финансового вопроса именно в данный момент зависит его будущее благополучие и душевный комфорт (например, возможность сделать взнос на строительство квартиры, потому что ему уступают очередь, сделать необходимую операцию, потому что в противном случае придется еще долгое время ждать своей очереди и т. д.). Ваш друг не знает, есть ли у вас необходимая сумма (а она у вас есть!). Мало того, он не спрашивает вас об этом. Какова ваша реакция?

Ситуация 2. Вам сообщили, что ваш друг в незнакомой вам компании отозвался о вас довольно нелестно. Вы не хотите этому верить, потому что ваши отношения уже много лет ничем не омрачены. Но определенное беспокойство вы все же испытываете.

А) Вы уточнили у друга, и он признался, что все так и было.

Ваша реакция.

Б) Вы уточнили у друга, и он не признался. Ваша реакция.

B) Станете ли вы вообще поднимать этот щекотливый вопрос? -

Проводится интерактивное голосование. На голосование вынесены два утверждения:

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

Участникам ток-шоу и зрителям предлагается принять участие в опросе по анкете:

1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)

2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса.)

3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)

4. Что вы считаете вечной ценностью?

В заключение делаются выводы:

1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.

2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

- Память можно и нужно тренировать.

- Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

Похожие статьи:

Классный час 10, 11 класс

Классный час в 10, 11 классе

Классный час «Способности человека», 10 класс

Классный час 10, 11 класс. Суд над граффити

Классный час по этикету для старшеклассников

Страницы: 1 2
Комментарии (1)
Юлия Григорьевна Лейком # 26 ноября 2015 в 12:29 0
Очень интересный классный час.