Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Весенний досуг в подготовительной группе. Семик - русский обряд цветения

Тематическое обрядовое занятие для детей подготовительной группы «Семик - русский обряд цветения»

Тематическое занятие проводится на участке детского сада или в лесной (парковой) зоне.

Цель: познакомить детей с древним русским обрядом «Семик»; воспитывать на национальных русских традициях.

Атрибуты и оформление: выставка рисунков детей; венки на девочках, расписные кушаки и веточки у мальчиков; украшенная березка; обруч с лентами - «карусель»; лавочки (стульчики), коврики, чтобы дети могли присесть.

Ход занятия

Ребенок.

Во дубраве пышной и зеленой

На высоком речном берегу

Лес раскинулся привольный,

Не любить который не могу.

Ведущая.

Подчиняясь зову мирозданья,

Может сто, а может двести лет назад,

Вырос всем потомкам в назиданье

Зеленью цветущий парк.

 

Может оттого, что люди крепки

Землю-матушку любили, как могли.

За березы и дубы держались крепко,

Каждую травинку берегли.

Жизнь плескалась бурною волною,

Хлеб рожала русская земля,

Складывались песни о героях

И летели с ветром за моря.

 

Буднично, потрескивая сухо,

Ладанка дымилась так ужо...

И шептала бабка-повитуха:

«Даст господь - все будет хорошо!»

 

Так рождалась жизнь! А с нею песня,

Чистый свет, живительный родник.

Шли они рука об руку вместе –

Любовь, жизнь, песня - так народ привык!

Дети исполняют хороводную русскую народную песню «Ай во поле липонька».

И в до пят рубахе домотканой

Тополиной поступью легки

Топали, под песни вырастая,

Русичи, а в чем-то казаки.

Мальчики исполняют русскую молодецкую плясовую.

Сказительница. Семик - праздник цветения растительности, известен он также под названием «русальная» или «игральная» неделя (так как в эти дни «играли» много песен). Главный день русальной недели - четверг. Семик - седьмой четверг после древнего земледельческого праздника первого весеннего полнолуния. Яркие, светлые образцы семейных песен рисуют картину расцвета родной природы.

Согласно древним поверьям, семицкие обычаи и обряды помогали увеличить плодоносную силу земли, способствовали пышному цветению растительности. Жилища украшали зеленью, а девушки плели венки, исполняя при этом песенки-заклинанья. Венки носили на голове, затем, гадая, их бросали в реку.

Обычай этот упоминается и во многих лирических песнях.

Дети водят хороводы, исполняют речитативом заклички, протяжные песни, плясовые и т. п.

Где ты, колечко?

Где ты, где ты, где ты, колечко?

Я тебя найти не могу.

Может, в ведре, а может, в речке?

Может, спишь в траве на лугу?

 

Может, ты блестишь под крылечком,

Может, в синем море на дне?

Где ты, колечко? Где, колечко?

Отзовись, пожалуйста, мне!

 

Если хочешь весело танцевать

Если хочешь весело танцевать,

Бери свою скрипку в руки.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля,

И места не будет скуке.

 

Если хочешь весело танцевать,

Стучи в барабан смелее.

Бум, бум,бум,бум,бум,бум,бум,бум,

И танец стал веселее.

 

Если хочешь весело танцевать,

Сыграй-ка, дружок, на флейте.

Плим, плим, плим, плим, плим, плим, плим, плим,

И вы подыграть сумейте.

 

Если хочешь весело танцевать,

Гитару свою настрой-ка,

Трень-брень-брень, трень-брень, трень-брень-брень –

Весь вечер танцуем бойко.

Греет солнышко теплее

(Слова О. Высотской, музыка Т. Вилькорейской)

1. Греет солнышко теплее,

Стало всем нам веселее.

Все в кружок, все в кружок

Станем поскорее!

 

2. Мы цветы свои поднимем,

Зашагаем дружно с ними.

Высоко, высоко

Мы цветы поднимем.

 

3. Мы покружимся немножко,

Веселей пляшите, ножки!

И вот так, и вот так,

Попляшите ножки.

Колокольчики

(Слова П. Тычины; перевод Г. Абрамова, музыка М. Иорданского)

1. Колокольчики,

Мои колокольчики,

Славим день,

Сок медовый

Звоном встречаем

День, день!

 

2. Любим солнышко,

Мы любим солнышко,

Любим тень,

Не скучаем,

В летней дубраве:

Тень, тень!

 

3. Хлыньте, капельки.

Нагряньте, капельки,

Ясный день

Окропите

И прозвените:

День, день!

 

4. Пусть на полюшко,

Ой, пусть на полюшко

Ляжет тень.

Дождь прольется,

Рожь улыбнется:

Тень, тень!

Сказительница. Как в наши дни на Новый год принято украшать елку, так в старину на Руси в семик красиво обряжали березку, В памяти народных певцов до наших дней сохранились приветственные песни, обращенные к березке: «Ио, ио, березонька, завивайся», «Не радуйтесь дубы, не радуйтесь, зеленые», «Ты не радуйся, ель, осинушка, не к тебе идут девки красные» и т. д.

Под украшенной березкой устраивалась обрядовая трапеза. Девушки и молодушки приносили кушанья, приготовленные из зерна и яиц (олицетворение растительной силы). После трапезы шеренга молодых женщин, возглавляемая самой красивой и рослой девушкой с украшенной березкой в руках, обходила хлебные поля. Согласно поверью, обряд способствовал плодородию земли («Где девки шли, там и рожь густа»).

Дети исполняют хоровод-инсценировку «Ой, поля, ой, луга».

Ой, поля, ой, луга

В чистых росах.

Даль ясна, широка.

На покосах.

Косим жито, косим травы.

Вдаль плывут облака.

Свищут косы.

 

От зари до зари

Полем, лугом

Мы идем, косари,

Круг за кругом.

Пахнет сено, ветер веет.

- Солнце, ярче гори,

Будь нам другом!

 

Лес уснул, спит река.

Травы в росах.

Ой, ловка ты, рука

На покосах.

Ходишь влево, ходишь вправо.

Рожь шумит, высока,

Блещут косы.

В. Мартынов, обработка В. Иванникова

Сказительница. Вокруг березки водились и хороводы с пением традиционных семицких песен. Например, широко и повсеместно известны песни «Ай, во поле липонька», «Во поле березонька стояла» и др.

Дети водят хороводы.

Сказительница. У славянских народов широко практиковались обычаи побратимства. В семик установление родственных связей сочеталось с обрядовым почитанием растительности. Две девушки (реже девушка и парень) целовались сквозь венок, свитый из соединенных ветвей рядом стоящих берез. Обычай называется «кумлением» и заключается в договоре о дружбе на всю жизнь, на год или на короткий срок (до конца зеленых святок). Семицкому кумлению посвящена, например, русальная песня из сборника Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ну-ка, кумушка, мы покумимся».

Взрослые исполняют русальную песню, дети инсценируют.

Обычай завивания березок - сплетения их ветвей в кольце или косу - сопровождался гаданием о судьбе. К концу праздника (в Троицын день) березку «развивали», полагая, что если веточки венка не поблекли, то загаданное желание сбудется.

Девочки.

Как в семик венки,

Ой, завивали, ой, завивали,

Что во троицу,

Ой, развивали, ой, развивали.

Возвращаясь с семицкого торжества, группы девушек и молодушек часто пели скорые «русальные» песни.

Инсценировка «Приветствуем березку».

В центре лужайки-сцены - березка. Березкой можно нарядить одну девушку. На голове у нее венок, от него вниз, вьется листва. Все остальные девушки, свободно двигаясь по сцене, кланяясь друг другу, поют приветственную песню березе.

Девочки.

Не радуйтесь дубы, не радуйтесь зеленые,

Не к вам девушки идут, лели-ле, да лешеньки,

Радуйтесь березы, радуйтесь кудрявые,

К вам да девицы идут, лели-ле, да лешеньки,

К вам да красные идут, к вам да пироги несут,

Лепешки, яичницы, лели-ле, да лешеньки.

Сказительница.

Пышным цветом расцвела природа

И зовет девичий хоровод.

И вокруг веселье, суматоха –

Лето, лето красное поет!

Занятие заканчивается общим хороводом.

Похожие статьи:

Игровое музыкальное развлечение для детей подготовительной группы в детском саду. Сценарий

Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале

Драматизация русской народной сказки в детском саду «Маша и медведь»

Игра-развлечение для детей подготовительной группы детского сада

Развлечение в подготовительной группе. Русские обычаи

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!