Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия «Птицы весной». Старшая группа

Занятие на весеннюю тематику в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема занятия: «Птицы весной»

Скороговорка дня:

Сорока с вороной спорила,

Тараторила, тараторила — переспорила.

Цель занятия: актуализация и дополнение знаний о птицах.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, заготовка для работы «Наши грачи», цветные карандаши, иллюстрации к сказке «Мастера без топора» или карточки с изображениями птиц и их гнезд.

Предварительная работа

Прочитаем рассказы о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», «Великое переселение птиц на родину», «У кого дом лучше всех?», Н. Сладкое «Лесной год», «Лесные тайнички», Н. Надеждина «Дом, в котором будет жить друг», Л. Семаго «Грачи» и др.

Часть I. «Раз словечко, два словечко...»

Цели: развитие речи, вербального воображения; актуализация знаний о весенних явлениях природы.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Я уже познакомилась с зимующими в наших краях птицами и с теми зверями, которые не впали в зимнюю спячку. Теперь мне не терпится встретиться с перелетными птицами, дождаться пробуждения животных.

Коллективный рассказ по рисунку «Наши грачи».

Дуду. Ребята, вы не поверите, сегодня я видела, как с юга прилетела стая грачей!

Педагог. А к каким птицам — перелетным или зимующим — относятся грачи?

Дети уже знают, что вороны, живущие в наших краях, улетают зимовать на юг, а к нам прилетают на зиму вороны с севера. Грачей мы видим рядом круглый год, но, оказывается, это разные грачи. Зимой у нас живут грачи, прилетевшие с севера, а весной к нам возвращаются наши грачи. Они берутся за строительство и ремонт гнезд, грачевник наполняется гомоном.

Предложим детям, используя рисунок-заготовку, придумать вместе с Дуду рассказ о граче. Исходное предложение: «На ветке сидел грач». Педагог задает наводящие вопросы, дети отвечают на них, дополняя рассказ. Педагог спрашивает: в какое время года началась наша история? (Весной.) Каким был день? (Погожим, ненастным, солнечным, теплым, дождливым и т. д.) Дети проговаривают новый вариант предложения: «Теплым, погожим весенним днем на ветке сидел грач». На ветке какого дерева сидел грач? (Нарисуем листья) Чем занят грач? (Дорисуем ветку в клюве и гнездышко рядом с птицей.) Каким был грач? (Раскрасим птицу.)

В соответствии с ответами детей заполняется рисунок: к изображению грача на ветке добавляются солнышко или тучка, веточка в клюве, листья на дереве и т.д. Можно работать с одним большим рисунком или предложить каждому ребенку рисовать самостоятельно.

Предложим детям, опираясь на готовый рисунок, рассказать о граче. Если дети рисовали самостоятельно, у каждого может получиться свой рассказ. Например: «Теплым, погожим, солнечным весенним днем на ветке высокого стройного тополя сидел грач. На солнце блестело его черное с синим отливом оперение. В клюве грач держал веточку. Пора приступать к ремонту гнезда, выводить птенцов. Скоро станет теплее, из своих укрытий выберутся насекомые, будет чем кормить малышей».

Командная эстафета «Большая стройка». Птицы спешат ремонтировать гнезда. Они собирают подходящие веточки, пух для утепления гнезд. Предложим детским командам попробовать себя в роли птиц-строителей. По сигналу педагога каждому игроку нужно будет отправляться к финишу за «веточкой» и скорее возвращаться к старту. Двигаться к финишу предстоит по-разному: бегом с высоким поднятием колен; боком приставными шагами; прыгая на двух ногах; имитируя руками махи крыльями; по нарисованной веревочке и т.д.

Часть II. Мастера без топора

Цели: развитие речи, формирование умения понимать диалоговую речь, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Мы собирали веточки для птичьих гнезд. А все ли птицы строят гнезда из веток? Дуду приготовила для детей интересную историю. Будем слушать внимательно, чтобы узнать, как и из чего строят гнезда разные птицы. По ходу чтения найдем на рисунках изображения соответствующих птиц и их гнезд.

Чтение. Отрывок из книги В. Бианки «Мастера без топора».

«Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается, птичье гнездо. Поглядел я: верно! Вот сорочье гнездо как из бревен, все из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, посередке вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапках не держала.

Крепко тут пожалел я птиц: трудно, ох как трудно, поди, им, горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить! Стал я думать: как тут быть, как их горю помочь? Рук им не приделаешь. А вот топор... Топоренок для них достать можно.

Достал я топоренок, побежал в сад. Глядь: козодой-полуночник на земле между кочек сидит. Я к нему:

— Козодой, козодой, трудно тебе гнезда вить без рук, без топоренка?

— А я и не вью гнезда! — говорит козодой. — Глянь, где яйца высиживаю.

Вспорхнул козодой — а под ним ямка между кочек. А в ямке два красивых мраморных яичка лежат.

«Ну, — думаю про себя, — этому ни рук, ни топоренка не надо. Сумел и без них устроиться».

Побежал дальше. Выбежал на речку. Глядь: там по веткам, по кусточкам ремез-синичка скачет, тоненьким своим носиком с ивы пух собирает.

— На что тебе пух, ремез? — спрашиваю.

— Гнездо из него делаю, — говорит. — Гнездо у меня пуховое, мягкое, что твоя варежка.

«Ну, — думаю про себя, — этому топоренок тоже ни к чему — пух собирать...»

Побежал дальше. Прибежал к дому. Глядь: под коньком ласточка-касаточка хлопочет — гнездышко лепит. Носиком глинку приминает, носиком ее на речке колупает, носиком носит.

«Ну, — думаю, — и тут мой топоренок ни при чем. И показывать его не стоит».

Побежал дальше. Прибежал в рощу. Глядь: там на елке певчего дрозда гнездо. Загляденье что за гнездышко: снаружи все зеленым мхом украшено, внутри — как чашечка гладкое.

— Ты как такое себе гнездышко смастерил? — спрашиваю. — Ты чем его внутри так хорошо отделал?

— Лапками да носом мастерил, — отвечает певчий дрозд, — Внутри все цементом обмазал из древесной трухи со слюнкой своей.

«Ну, — думаю, — опять я не туда попал. Надо таких искать птиц, что плотничают».

И слышу: «Ту-тук-тук-тук! Тук-тук-тук-тук!» — из лесу. Я туда. А там дятел. Сидит на березе и плотничает, дупло себе делает — детей выводить. Я к нему:

— Дятел, дятел, стой носом тукать! Давно, поди, голова разболелась. Гляди, какой я тебе инструмент принес: настоящий топоренок!

Поглядел дятел на топоренок и говорит:

— Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Мне и так плотничать ладно: лапками держусь, на хвост обопрусь, пополам согнусь, головой размахнусь, носом ка-ак стукну! Только щепки летят да труха!

Смутил меня дятел: птицы-то, видно, все — мастера без топора».

Дуду. Оказывается, птицы не только из веток гнезда строят. Выходит, что птичий дом построить — это целая наука!

Последующая работа

Продолжая знакомство с повадками птиц, особенностями их жизнедеятельности, организуем наблюдение за ними во время прогулки. Обсудим с детьми правила: наблюдать нужно издалека, ни в коем случае не приближаться к птицам, не шуметь рядом с гнездами, ничего не брать из гнезда и не класть в него.

Прочитаем рассказы и сказки о лучших человеческих качествах (самоотверженности, вежливости, взаимопомощи, смекалке), которыми могут обладать и птицы: Ю. Дмитриев «Раненый гусь», Н. Сладков «Вежливая галка», «Зимние долги», В. Бианки «Серая Шейка», «Хитрый лис и умная уточка» и др.

Автор: Тимофеева Л.Л.

Похожие статьи:

Музыкальный досуг в старшей группе детского сада на тему: Весна

Сценарий экологического весеннего праздника в детском саду. Подготовительная группа

Праздник Весны в старшей группе. Сценарий

Сценарий весеннего фольклорного праздника в детском саду. Старшая группа

Сценарий весеннего праздника в старшей группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!