Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект беседы по ПДД в детском саду для детей подготовительной группы на тему: Транспорт

Беседа по правилам дорожного движения для старших дошкольников

Дорогие ребята! Поговорим сегодня о транспорте, который движется по улицам.

• Что же такое транспорт?

Правильно! Это машины всех видов, едущие по дорогам.

• Какие виды автомобилей вы знаете?

Верно! Легковые и грузовые. Легковых автомобилей на проезжей дороге больше всего.

• Какие марки легковых автомобилей вы знаете?

Правильно! Я вижу, что вы знаете очень много марок: «Жигули», «Хонда», «Мерседес», «Шкода» и много-много других.

Легковой автомобиль небольшой по размеру. Спереди у него фары, чтобы освещать дорогу в темноте. Фары включают также и во время дождя, если стоит густой туман или на город опустились сумерки. Спереди и сзади у легкового автомобиля есть габаритные огни. Они не светятся так ярко, как фары, но их всегда включают, чтобы автомобиль был заметен на дороге.

Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером. Когда нужно быстро добраться на работу или в гости, на вокзал или в поликлинику, то можно воспользоваться такси. Такси — легковой автомобиль, который перевозит людей и небольшие грузы за определенную плату. На крыше такого автомобиля красуется надпись «Такси».

• Послушайте четверостишие.

Водитель

Умело он ведет машину —

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

Водитель на легковой машине возит людей, а на грузовой — перевозит различные грузы. Каждый водитель должен знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много машин и пешеходов. Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их!

Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию.

• Послушайте стихотворение о работе водителя грузовой машины.

Мой грузовик

Вот огромный грузовик!

Я водить его привык,

Грузы я вожу на нем,

Если строят новый дом.

 

Всем машинам он машина —

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок,

Он бы гору сдвинуть мог!

 

Целый день мы с ним вдвоем,

Я — в кабине за рулем.

Он послушный, как живой,

Словно он товарищ мой.

 

Тихо музыку включу

И баранку закручу.

Дождь ли хлещет, снег идет,

Едем, едем мы вперед!

Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своего автомобиля. При малейшей неисправности нельзя выезжать на трассу, машиной должен заняться специалист — механик.

Многие водители работают на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выездом эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителей. Водитель должен быть здоров. Ведь он в ответе за жизнь многих людей!

Очень многие ребята на вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, отвечают: «Водителем!»

В самом деле, эта профессия интересная! Машина все время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются и люди в салоне автомобиля.

Но к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования: быстроту реакции, отличную память, выносливость, силу, умение мгновенно принять правильное решение в сложной ситуации, крепкое здоровье, прекрасное зрение.

Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Автобус, троллейбус, трамвай относятся к виду транспорта, который называется общественным, т.е. транспортом для всех.

Слово «автобус» означает многоместный. Он похож на большой вагон на колесах с окнами и дверями. В автобусе есть ряды кресел и поручни, за которые можно держаться. Ведет автобус водитель. Человека, который едет на общественном транспорте, называют пассажиром.

• Послушайте стихотворение.

Я — пассажир

До свидания, Танюшка!

Я сегодня пассажир.

За подарком — за игрушкой

Еду с мамой в «Детский мир».

 

Мы в автобус входим с мамой,

Он нас быстро повезет.

Вижу за оконной рамой —

Мягкий, легкий снег идет.

За окном дома мелькают,

Булочная, магазин,

Разноцветные сверкают

Стекла яркие витрин.

 

До свидания, Танюшка!

Я сегодня пассажир.

Привезу тебе игрушки —

Мы ведь едем в «Детский мир»!

Автобус ездит по определенному маршруту. Когда подходит автобус, мы обычно смотрим на его лобовое стекло. Если, к примеру, мы видим цифру 12, значит, автобус следует по 12-му маршруту.

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На остановках водитель нажимает кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, а другие входят. После этого шофер закрывает двери автобуса и едет до следующей остановки.

В 2009 году московскому автобусу «исполнилось» 85 лет. Впервые в Москве автобусы вышли на регулярный маршрут 1 августа 1924 года. Сегодня без автобуса нельзя представить городские и пригородные дороги. Именно этот вид общественного транспорта всегда первым приходит в новые районы.

Слово «микро» означает маленький. Микроавтобус — маленький автобус. В него помещается меньше людей, чем в автобус, но больше, чем в легковой автомобиль. Такой вид транспорта называют «маршрутное такси», оно возит пассажиров не в любое место, а по определенному маршруту.

Маршрутное такси ездит быстрее обычного автобуса. Автобус обязан останавливаться на любой остановке, чтобы впустить и выпустить пассажиров, а микроавтобус останавливается тогда, когда его попросят пассажиры.

Другим видом общественного транспорта является троллейбус. На крыше у него установлены дуги, ими троллейбус цепляется за провода и через них к его двигателю идет электрический ток.

Автобус может проехать везде, где есть дорога, а троллейбус движется только там, где натянуты электрические провода. Автобус питается бензином, а троллейбус — электричеством.

Скорость троллейбуса не такая большая, как у автобуса, но зато, благодаря электрическому двигателю, этот вид транспорта не загрязняет воздух выхлопными газами.

Московскому троллейбусу более 75 лет. Первый троллейбус появился в Москве в 1933 году.

Иногда асфальтовую дорогу пересекают железные линии — рельсы. Они, словно змеи, извиваются, убегают вдаль. Над ними натянуты электрические провода. Это трамвайные пути. По ним ходит трамвай — еще один вид общественного транспорта.

Трамвай и троллейбус похожи друг на друга. Они оба питаются электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой. Но если дуги, которыми троллейбус цепляется за провода, похожи на усики

бабочки или рога, то дуга трамвая напоминает согнутую руку, которой он крепко держит электрический провод.

Внешне оба вида транспорта представляют собой вагоны на колесах, но трамвай может состоять из нескольких вагонов, соединенных между собой.

Колеса троллейбуса «обуты» в резиновые шины, так как он ездит по асфальту. У трамвая они железные, поэтому так громко стучат по рельсам.

Трамвай — самый «старый» вид общественного транспорта, ему 120 лет. Первый трамвай появился на улицах Москвы в 1899 году.

Пассажир общественного транспорта должен заранее приобретать билет, если он этого не сделал, то билет можно купить у водителя. Иногда в автобус, троллейбус, трамвай заходит контролер. Он проверяет, есть ли у пассажиров билеты. Безбилетники должны заплатить штраф.

Теперь поговорим с вами о том, как нужно вести себя в транспорте.

Представьте себе, что в автобус или троллейбус входит девочка. Она усаживается на свободное место у окошка, смотрит в окно и ест мороженое. На остановке в салон входит пожилая женщина с тяжелой сумкой. Девочка, как будто не замечая ее, продолжает спокойно сидеть.

• Как вы считаете, правильно поступает девочка? А как поступили бы вы?

Ну конечно, надо уступать место старшим! Кроме того, в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро не принято есть ни мороженое, ни булочки, ни вафли, ни шоколад.

• Как вы думаете, почему не следует есть в транспорте?

Есть нужно сидя за столом, хорошенько вымыв перед этим руки. В транспорте не стоит слишком громко разговаривать и смеяться, невежливо толкать других пассажиров, пробираясь к выходу.

• Что нужно сделать, чтобы пройти к выходу?

Правила поведения в транспорте очень простые. Чтобы лучше запомнить их, послушайте стихотворение.

На именины к дедушке Медведю

Собирайся, Мишка!

Надевай штанишки,

Чистую рубашку,

Застегивай кармашки

Да платочек носовой

Не забудь, возьми с собой!

В гости к дедушке Медведю

На трамвае мы поедем!

Купим дедушке букет,

Банку меду и конфет,

Сладких яблок, апельсинов,

Ведь у деда именины!

***

Вот и подошел трамвай,

Ну, Мишутка, не зевай!

Тех, кто сходит, пропусти,

Осторожно проходи!

Я куплю тебе билет!

Если мест свободных нет,

Мы с тобою постоим

И в окошко поглядим.

Красота, красота!

Есть свободные места!

Быстро мчится наш трамвай...

Замелькали за окном

Пешеходы и машины,

И нарядные витрины,

Побежал за домом дом.

Только ты не забывай:

Место старшим уступай!

Контролер вошел в вагон,

Твой билет проверит он,

Дай билетик контролеру

И вставай — выходим скоро.

Вот и наша остановка,

Не толкай других неловко,

Головою не верти,

Осторожно выходи!

Похвалю тебя, Мишутка!

Просто ты герой у нас!

Это, знаете, не шутка

В трамвае ехать первый раз!

• Запомните правила поведения в транспорте.

1. Уступайте в транспорте место старшим.

2. Не разговаривайте и не смейтесь слишком громко.

3. В метро не разваливайтесь на сиденье и не вытягивайте через проход ноги.

4. В общественном транспорте нельзя грызть семечки, есть булки, чипсы или мороженое, пить сок.

5. Стоя в проходе, нужно держаться за поручни.

6. Входя или выходя из автобуса, трамвая, троллейбуса, пропускайте вперед пожилых людей.

Кроме легкового, грузового, общественного транспорта есть еще специальный транспорт.

Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. В этих случаях мы вызываем «скорую помощь» — звоним по номеру «03». У врачей «скорой» есть машина (вы ее, конечно, видели -— она белая с красным крестом). Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то, оказав первую помощь, доставить пациента в больницу.

• А кто из вас знает, на чем передвигаются по городу пожарные?

Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, услышав громкий звук пожарной сирены.

Пожарные машины ездят сразу по несколько штук. В каждой машине — бригада пожарных.

• Послушайте стихотворение.

Мы — пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительный сирены

Может оглушить,

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь!

• Как пожарные тушат бушующее пламя?

Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине.

Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.

Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы.

Иногда с пожарными действуют и пожарные вертолеты, помогающие спасать людей из горящих многоэтажных зданий.

Когда на дорогах выпадает много снега, чтобы очистить его, используют снегоуборочные машины. Они медленно едут вдоль дороги, засыпанной снегом. Специальное устройство работает, как две руки, загребающие снег. Следом за снегоуборочной машиной так же медленно движется грузовик. Снег, словно по большой лестнице, поднимается вверх и высыпается прямо в кузов грузовика. Когда кузов наполняется доверху, грузовик уезжает. Грузовой автомобиль увозит снег за пределы города, а потом возвращается, чтобы снегоуборочная машина снова наполнила его.

Мы с вами умываемся каждое утро. А тротуары дороги «умывает» поливальная машина. За кабиной водителя у такого автомобиля расположена большая железная бочка с водой, а специальное устройство-насос распыляет воду по асфальту. Приятно пройтись по тротуару, где только что проехала поливальная машина!

• Послушайте стихотворение.

Поливальная машина

Машина я специальная —

Машина поливальная!

Жарким летом меня ждешь

Я везу с собою дождь:

Дождик освежающий,

Теплый и сверкающий.

А за мной бежит ручей.

Я из солнечных лучей

Свить могу цветную нить,

Освежить все и полить!

Город радугой украшу —

Станет чище он и краше!

• Отгадайте загадки.

Я с окошками, как дом.

Есть колеса в доме том.

Домик мой катается,

В нем двери открываются.    (Автобус.)

 

Он по рельсам идет,

Пассажиров везет.   (Трамвай.)

 

Я и вечером и днем

За рулем, за рулем.   (Водитель.)

 

Если вьется пламя,

Дым стоит столбом,

«01» мы наберем,

Его на помощь позовем.   (Пожарный.)

 

Грузы я возить привык,

Я тяжелый ... (грузовик).

 

Жарким днем, в полдневный зной

Улицы полью водой.   (Поливальная машина.)

Вопросы

1. Что такое транспорт?

2. Кого называют пассажиром?

3. Кого называют водителем?

4. Где движется транспорт?

5. Какие марки легковых машин вы знаете?

6. Чем отличаются легковые и грузовые машины?

7. Что такое общественный транспорт?

8. Какие машины называют специальным транспортом?

9. Какие машины убирают с улиц снег?

10. Какие машины поливают улицы?

Задания

1. Нарисуйте легковую машину.

2. Нарисуйте грузовик. Объясните, где у него кабина водителя, кузов, колеса, руль.

3. Попробуйте вылепить из пластилина несколько машин: пожарную, «скорую помощь», легковую, грузовую.

Ребята! Знаете ли вы, что такое перекресток? Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Такое определение перекрестка вы узнаете из правил дорожного движения.

Не обязательно, чтобы на перекрестке был установлен светофор. Есть регулируемые перекрестки со светофором или регулировщиком и нерегулируемые, когда ни светофора, ни регулировщика нет. Переходить улицу на перекрестке нужно особенно осторожно, ведь здесь машины поворачивают с одной улицы на другую.

• Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня поговорили.

Верно! О том, какие бывают виды транспорта, что такое дорога, перекресток.

• Послушайте сказку.

Новогодний снег

Снегоуборочные машины стояли за специальной оградой и скучали. Снега не было! Не летели с небес легчайшие звездочки — снежинки, не кружились в зимнем воздухе, не вспыхивали в свете фонарей и фар проезжающих машин.

— Какой Новый год без снега! — вздохнул слегка проржавевший старик-грейдер. — Вот помню одну новогоднюю ночь... Снежинки были такие пышные и большие, как из ваты в театре. Снег валил несколько дней. Мы старались, как могли, но не успевали очищать дороги. Кругом сугробы, даже самую главную елку на площади снег засыпал так, что огоньки еле мерцали!

— Зато красота-то какая! — продолжила разговор другая снегоуборочная машина. — Мы дружно собирали снег в большие кучи, и грузовики вывозили его за город. На катках, залитых в парке, кружились конькобежцы, всюду блестели нити сверкающей мишуры. А мальчишки запускали в небо петарды и фейерверки. И все это под хрустальную мелодию снегопада!

— Нет, есть в ней что-то сказочное, — закончила разговор еще одна машина. — Едва услышу ее, так и хочется танцевать!

— А я еще никогда не видела новогоднего снега! — жалобно сказала молоденькая машина.

Она вся блестела новенькой краской и готова была ринуться в бой со снежными завалами.

Но, увы... Вместо прелестных хрустальных снежинок с неба сеялась мутная серая сырость.

Дождь не дождь, а так, изморось! Она напоминала холодный густой туман. Свет фонарей казался особенно тусклым, а лица людей бледными и невеселыми.

— Неужели я так и не увижу новогоднего снега, ведь я так много о нем слышала?! — почти со слезами закончила новенькая машина.

— Не грусти зря, малышка! — сказала старая, видавшая виды машина, которая первой начала разговор о снеге. — Снег обязательно выпадет! Не в новогоднюю ночь, так в следующую, не в следующую, так через неделю-другую. Ведь еще знаменитый поэт Пушкин заметил: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала-ждала природа, снег выпал только в январе. На третье в ночь».

— А ты откуда эти стихи знаешь? — удивленно спросила соседняя машина.

— Еще бы мне не знать! Ведь Сережа, мой водитель, обожает поэзию и знает много стихов наизусть, особенно Пушкина.

— И я знаю одно стихотворение, — добавила другая машина. — «У природы нет плохой погоды!»

— Ох-ох-ох, —- заохал старый грейдер. — Это как раз о сегодняшнем новогоднем вечере.

Машины грустно замолчали под мелким моросящим дождем, а Новенькая тихонько заплакала от обиды.

В это время мимо шел крошечный старичок в красном полинялом колпаке, в ватной шубейке, то ли с мешком, то ли с рюкзаком за спиной.

Он с трудом перебирался через лужи и грязь и часто останавливался отдохнуть.

— Эх! Старость не радость... — прошептал старичок и посмотрел на часы на городской башне.

До Нового года оставалось всего 15 минут, а путь старичку предстоял еще немалый. Ведь ровно в 12 часов он должен был оказаться возле главной городской красавицы-елки.

Старичок прислушался и услышал негромкий разговор снегоуборочных машин. Потом он снял с плеча мешок, развязал его, достал оттуда крошечную музыкальную шкатулку и завел ее.

Послышалась прелестная мелодичная музыка и... вот оно, настоящее чудо: под звуки музыки с небес полетели, медленно кружась, ледяные звездочки снежинок.

Сначала робко, медленно, потом все быстрее. Уже не отдельные снежинки, а снежные струи полились на землю, укрывая ее всю с головы до ног.

Старичок давно спрятал свою волшебную музыкальную шкатулку и ушел, а снег все валил. Вот побелели и стали пышными кроны и ветки деревьев, крыши домов, кусты и дороги. Начался настоящий новогодний снегопад!

Откуда ни возьмись появились водители снегоуборочных машин, они сели за руль и поехали расчищать дороги.

Сбылась мечта новенькой машины: она увидела незабываемую, одну-единственную в году новогоднюю ночь! С музыкой, фейерверками, боем часов на башне, радостными и счастливыми лицами людей.

Друзья мои! Не верьте никому, кто говорит, что новогодняя ночь такая же, как и все остальные ночи в году. Нет! Она особенная сказочная, в это время случаются настоящие чудеса! Когда крошечный человечек в полинялом колпаке заводит свою старенькую музыкальную шкатулку, а с небес начинает сыпаться серебристо-голубой снежок, — это и есть настоящее новогоднее чудо!

• Ответьте на вопросы по содержанию сказки.

1. Где стояли снегоуборочные машины?

2. Почему они скучали?

3. Какой праздник люди праздновали в ту ночь?

4. Кто устроил в новогоднюю ночь снегопад?

5. Что стали делать снегоуборочные машины?

6. Верите ли вы в новогодние чудеса?

7. Может быть, и с вами случались чудеса под Новый год? Расскажите о них.

Автор: Шopыгинa Татьяна Андреевна

Похожие статьи:

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Сигналы регулировщика

Инсценировка по ПДД для дошкольников. Подготовительная группа

Концерт по ПДД в подготовительной группе

Тематическое планирование по ПДД в подготовительной группе ДОУ

Рассказы по ПДД для дошкольников старшей – подготовительной группы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!