Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Блокада Ленинграда»

Поэтический вечер, посвященный подвигу Ленинграда в дни блокады для учащихся начальных классов «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

Цели: рассказ о трудностях, пережитых жителями Ленинграда в дни блокады; воспитание чувства сострадания, нравственности и доброты.

Оборудование: аудиозаписи Седьмой симфонии Д. Шостаковича, песни «Дороги» (муз. А. Новикова, сл. О. Ошанина), музыки, под которую будут читаться стихи (любая, передающая настроение).

Эпиграф:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Все как живые.

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Ю. Воронов

Ход мероприятия

Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущий. Литература и искусство выступают хранителями памяти поколений. Нельзя не сказать о героической борьбе Ленинграда в годы войны. Трудности, перенесенные жителями города и фронта, стали со временем известны во всех подробностях, и весь мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал удивления и восхищения героями, отстоявшими город в сложнейших условиях. Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать ЭТО. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев.

Чтец 1.

...Над Ленинградом—

Смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады, —

Мы не покинем наших баррикад...

О. Берггольц

Ведущий. Столько строк посвящено военному Ленинграду и подвигу его жителей. Кажется, что больше ничего уже не скажешь. Все уже сказали сами блокадники.

Чтец 2.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право — жить.

Здесь трусов нет,

Здесь не должно быть робких.

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим...

3. Шишова

Ведущий. Страшное слово «блокада». Нечеловеческие усилия требовались, чтобы просто выжить. А они не склонили головы, они боролись за жизнь всей страны, за победу.

Чтец 3.

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы.

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

— Не все снаряды убивают...

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю — мимо не бывает.

Ведь даже падая в Неву,

Снаряды — в нас.

Чтоб нас ломала.

Вчера там каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Но лев молчит, молчат дома,

А нам по-прежнему бороться,

Чтоб жить и не сойти с ума...

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется.

Ю. Воронов

Ведущий. Осенью 1941 г. ленинградцы начали умирать от голода. В ноябре 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тыс. За январь и февраль 1942 г. от голодного истощения умерло 200 тыс. ленинградцев. Вспоминает О.Ф. Берггольц, поэтесса, жительница блокадного города...

Чтец 1. «У нас на Кузнечном бадаевскую землю продают... Когда бадаевские склады горели, оказывается, масса сахару расплавленного в землю ушло. Первый метр - 100 рублей стакан, второй - пятьдесят. Разводят водой. Процеживают и пьют. Вкусно!»

Чтец 2.

... И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтоб все это превозмочь?

Умирали - и говорили:

— Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали. Нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

Е. Рытвина

Ведущий. Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой 1942-1943 гг. и была проложена легендарная Дорога жизни.

Звучит песня «Дороги» (муз. А. Новикова, сл. О. Ошанина).

Ведущий. Продовольствие поступало только по льду в малых количествах.

Чтец 3.

...Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

О. Берггольц

Чтец 1.

Страшный путь!

На тринадцатой, последней версте

Ничего не сулит хорошего?!

Под моими ногами устало хрустеть

Ледяное ломкое крошево.

Страшный путь!

Ты в блокаду меня ведешь,

Только небо с тобой, над тобой высоко.

И нет на тебе никаких одежд:

Гол как сокол.

Страшный путь!

Ты на пятой своей версте

Потерял для меня конец,

И ветер устал

Над тобой свистеть.

И устал

Грохотать

Свинец...

...Почему не проходит

Над Ладогой мост?!

Нам подошвы

Невмочь ото льда оторвать.

Сумасшедшие мысли

Буравят

Мозг:

Почему на льду не растет трава?!

Самый страшный путь

Из моих путей!

На двадцатой версте

Как я мог идти!

Шли навстречу из города

Сотни

Детей...

Замерзали в пути...

Одинокие дети

На взорванном льду —

Эту теплую смерть

Распознать не могли они сами

И смотрели на падающую звезду

Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слово «вперед».

Под каким бы нам Ни бывать огнем —

У меня в зрачках Черный Ладожский Лед,

Ленинградские дети

Лежат

На нем.

А. Межиров

Ведущий. Запасы продовольствия быстро заканчивались. Ели все, что можно было найти, — варили опилки, разрезали и ели кожаные ботинки...

Чтец 2. «...Едим столярный клей. Ничего. Он этот студень не противен, если положить в него корицу и лавровый лист. Советский человек даже в страшных условиях блокады находит силы . бороться со всеми невзгодами. Его бесстрашие, отвага, способность к сопротивлению — поразительные...» (Из дневника А. Ост- роумовой-Лебедевой).

Ведущий. И все же...

Чтец 3.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

О. Берггольц

Ведущий. Город бомбили. Ленинград должен был быть стерт с лица земли. Город-музей. По планам Гитлера культура русских должна была быть уничтожена полностью.

Чтец 1.

Снаряд упал на берегу Невы,

Швырнув осколки и волну взрывную

В чугунную резьбу,

На мостовую.

С подъезда ошарашенные львы

По улице метнулись врассыпную.

Другой снаряд ударил в особняк –

Атланты грохнулись у тротуара;

Над грудой пламя вздыбилось, как флаг,

Труба печная подняла кулак,

Грозя врагам неотвратимой карой.

Еще один - в сугробы, на бульвар,

И снег, как магний, вспыхнул за оградой.

Откуда-то свалился самовар.

Над темной башней занялся пожар.

Опять пожар!

И снова вой снаряда.

Куда влетит очередной, крутясь?..

Враги из дальнобойных бьют орудий.

Смятенья в нашем городе не будет:

Шарахаются бронзовые люди,

Живой проходит, не оборотясь.

А. Яшин

Ведущий. По планам Гитлера не должно было быть Пушкина, Зимнего дворца, Невского проспекта, Эрмитажа... Ничего.

Чтец 2.

Да, есть слова, наполненные светом,

И с ними всюду сердце бьется в лад.

Не называя всех, скажите «Ленинград» —

И это будет подлинным ответом.

С утра не замолкает канонада,

Так день за днем, так много, много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки —

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская, Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя

Все русское, все, связанное с ним...

Ведущий. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей. 900 дней блокады. Много это или мало? Кто даст ответ?

Чтец 3.

Ленинград, Ленинград, Ленинград!

Да прославится хлеб его черствый,

И безмолвье ослепших громад,

И дыханье крутых баррикад,

И людей непрощающий взгляд.

И сердец возмужавших упорство.

М. Агилер

Похожие статьи:

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая для начальной школы

Классный час на День Победы, 3 класс

Классный час «Битва за Сталинград», 4 класс

Урок мужества в 3 классе. Конспект

Литературно-музыкальная композиция о войне. Сценарий для начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!