Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Упражнения на подготовку ребенка к школе

Программа подготовки ребенка к школе

Развиваем мышление

Задание № 1

Предложите ребенку пары слов для сравнения:

грузовик и легковой автомобиль,     город и деревня,

слон и медведь,                                 дом и изба,

пианино и арфа,                                вода и молоко,

дневник и тетрадь.

Полезно перед тем, как вы предложите данные пары, провести беседу с ребенком. Беседа может быть построена следующим образом: «Ты видел медведя? А слона? Похожи медведь и слон? Если похожи, то чем? Если отличаются, то чем?» И так по каждой паре ребенок должен выявить схожесть или отличия и выделить признаки. Можно оценить работу ребенка по пятибалльной шкале:

5 баллов — сравнение полное, выделены признаки сходства и различия;

4 балла — сравнение неполное. Выделены признаки или только сходства или различия;

3 балла — сравнение неполное. Выделены несущественные признаки.

Задание № 2

Подберите смысловые ряды, где слова можно сгруппировать и есть лишнее слово. Можно использовать картинки:

1. Заяц, медведь, лиса, корова.

2. Гвоздь, молоток, шуруп, занавески.

3. Кастрюля, чайник, лейка, сковорода.

4. Морковь, ромашка, свекла, репа.

5. Блокнот, кукла, машина, мяч.

6. Мужчина, женщина, обезьяна, ребенок.

7. Брюки, свитер, пальто, вешалка.

8. Артист, космонавт, солдат, врач.

9. Фиалка, морковь, ромашка, василек.

10. Роза, зверобой, пион, гладиолус.

Предложите ребенку убрать лишнее слово (картинку). Спросите у него, почему именно эту картинку или слово он убирает и чем похожи те, которые он оставил. Внимательно наблюдайте, выделяет ли ребенок существенные признаки, группируя предметы. Это исследование можно оценивать так же, как и предыдущее, по пятибалльной шкале.

Задание № 3

Это упражнение похоже на предыдущее. Вам необходимо построить смысловой ряд и предложить детям догадаться, каким будет четвертое слово. Оценивать по тем же параметрам, что и два предыдущих задания:

1. Тигр — клетка; корова — ... .

2. Дом — крыша; книга — ... .

3. Вода — кран; огонь — ....

4. Утро — вечер; осень — ... .

5. Роза — клумба; василек — ....

Задание № 4

Это упражнение можно провести в виде игры. Вы называете один слог, а ребенок заканчивает слово. Работа делается на время. Критерии оценки следующие:

Отличный результат — ребенок дополняет все 10 слогов, и придумывает на один слог несколько слов.

Хороший результат — отгадывание всех 10 слов.

Плохой результат -1-3 слова. Слоги могут быть такими: Ма, му, за, по, че, ку, пры, на, ло, зо.

Задание № 5

Можно использовать следующие игры:

Расскажи мне о нем

С помощью этой игры можно выявить те свойства предмета, которые ребенок не может сразу вспомнить.

Взрослый называет предмет и просит ребенка его охарактеризовать. Характеристики предмета будут индивидуальны, но одно обстоятельство может объединить испытуемых, они скоро иссякнут. Тогда воспитатель предлагает сравнить первый предмет с предложенным позже. К примеру, нужно охарактеризовать морковь. Какая она? (Красная, вкусная, длинная, витаминизированная). Когда характеристики иссякнут, вы предлагаете сравнить ее с яблоком. Вопросы могут быть следующими:

— Где растет морковь? А где яблоко?

— Какие листочки у моркови, а какие у яблока?

— Если их разрезать, что окажется внутри?

Составь рассказ

Разложите перед ребенком картинки, изображающие разные предметы или таблички со словами. Попросите его составить рассказ с использованием картинок или слов. Вначале помогайте ему, если воспитанник будет испытывать затруднения. Далее ребенок должен составить рассказ самостоятельно.

Задание №6

Детям можно дать карточки, на которых напечатаны пословицы, и предложить объединить их по основному смыслу, заключенному в них. К примеру, это могут быть следующие пословицы:

— «Волков бояться — в лес не ходить»;

— «Смелость города берет»;

— «Дело не медведь — в лес не убежит»;

— «Семеро одну соломину поднимают»;

— «Семь раз отмерь — один отрежь»;

— «Поспешишь — людей насмешишь;»

— «Семеро одного не ждут»;

— «Кто встал пораньше — ушел подальше».

Ответ может выглядеть следующим образом:

Волков бояться — в лес не ходить. Смелость города берет

«Тут о смелости говорится. Смелый человек ни волков, ни врагов не боится»

Дело не медведь — в лес не уйдет. Семеро одну соломину поднимают

«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинают работать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться»

Семь раз отмерь, один отрежь. Поспешишь — людей насмешишь

«Делать надо все как следует, подумать сначала»

Развиваем воображение

Задание №1

Детям зачитывается рассказ, где описывается внешность героя. Можно использовать не полное описание, а частичное. Предложить детям дополнить описание героя и нарисовать его.

Задание №2

Очень полезно для развития воображения собирать «паззлы». Их можно купить в магазине, а можно и сделать самим. Для этого берется целостная картинка и разрезается на кусочки. Детям предлагается собрать картинку.

Задание №3

Можно предложить упражнение на завершение рисунка. На листке бумаги могут быть представлены различные фигуры, которые не завершены. Детям предлагается дорисовать недостающие элементы.

Задание №4

Детям предлагается набор геометрических фигур. С их помощью они могут составить различные картинки или отдельные элементы. Можно использовать только набор фигур, предложенный взрослыми, а можно предложить детям добавить свои.

Задание №5

Очень хорошим упражнением является чтение детям текста незавершенного типа. Взрослый читает рассказ, останавливаясь на самом интересном месте, и предлагает детям додумать окончание.

Задание №6

Можно предложить детям составить слова из различных букв; предложение или небольшой рассказ из различных слов. Такие упражнения могут выглядеть следующим образом:

А) - п, д, с, о, о, н, у, х, л;

- ч, у, н, е, к, и;

- о, д, и, р, е, л, и, т.

Б) мелкий, с, пошел, утра, снег

санки, дети, и, лыжи, взяли

дружно, на, пошли, горку, они

прошел, первый, весело, день, зимний.

Самое простое сочинение может выглядеть так: С утра пошел мелкий снег. Дети взяли лыжи и санки. Они дружно пошли на горку. Весело прошел первый зимний лень.

Но можно предложить расширить предложения, дополнив их своими словами. Вот в этой работе и проявится индивидуальное воображение ребенка, его готовность дополнять предложения сообразно его опыту.

Задание №7

Можно детям показать предметные рисунки с изображением каких-либо реалистичных или фантастических картинок и попросить их представить себя героем этой ситуации.

К примеру. Среди южноамериканских джунглей по реке плывет пирога. Берега изобилуют массой диких животных. В воде видны крокодилы. Или: На Марсе стоит приземлившийся космический корабль. Вокруг необыкновенная растительность красного цвета. Из зарослей выглядывают марсиане. Картинки могут быть на любой сюжет.

Развиваем память

1. Диагностика слуховой памяти.

Задание №1

Можно прочитать ребенку набор слов: дождь, рана, сахар, мама, ромашка, кошка, дом. Подбирая слова, не надо стремиться к логике. Пусть это будут любые слова. Затем пусть ребенок повторит их с интервалом в 5 минут, 1 час, 2—3 часа. Если он вспомнит 6 — 7 слов, это замечательно, если 4 — 5 — неплохо, ну а если меньше — это плохо.

Задание №2

Можно использовать скороговорки и каждый день повторять их с ребенком. К примеру, они могут быть такими: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»; «На траве дрова, на дровах трава»;

«Расскажите про покупку, про какую, про покупку, про покупку, про покупку, про покупочку свою».

Или заучивать смешные скороговорные стишки. Они могут быть типа:

«Ехал Грека через реку.         «На реке поймали рака,

Видит Грека — в реке рак.      Из-за рака вышла драка.

Сунул Грека руку в реку.         Это Лешка-забияка

Рак за руку Греку цап».           Снова в реку бросил рака».

Задание №3

Можно придумать вместе с ребенком сказку, сюжет которой предусматривает спасение героя или героини. Попросите ребенка придумать пароль из 6 — 7 не связанных между собой слов. И этот пароль в игровой манере время от времени повторять.

Задание №4

Можно поиграть с ребенком в Незнайку. Разумеется, после того как вы прочитаете это произведение. Предложите ребенку сочинить небольшие стишки типа:

«Наш... на уроке                 «У.... под подушкой

Булку ест за обе шеки.       Лежит сладкая ватрушка».

А потом котлеточку,           «Я поэт — зовусь я Цветик.

А потом конфеточку».        От меня вам всем приветик».

И, конечно, это будет полезно, если эти стишки все время повторять в игровой форме.

Эти игры рассчитаны на группу детей:

2. Тренировка двигательной памяти

Игра 1. «Зоопарк»

Участники встают в круг так, чтобы каждому было хорошо всех видно. Каждый из них придумывает, какое животное он будет изображать при помощи жестов. Все по кругу называют свое животное и показывают его при помощи пантомимы (например, жираф — поднять руку вверх, бабочка — помахать руками и т. п.). Задача для всех — запомнить, кто какое животное выбрал и как это было изображено. Игра проходит без слов. Первое «животное» показывает себя и то «животное», к которому он хочет обратиться. Тот, чей знак был показан, изображает себя (давая понять, что сигнал принят) и следующее «животное», которому хочет передать эстафету. И так далее — каждый вызванный игрок, вступая в игру, должен сначала показать свое обозначение, а потом обозначение одного из играющих. Со временем темп игры увеличивается, и тот, кто ошибается, выходит из игры

Игра 2. «Пантомима»

В игре может участвовать группа детей. Ведущий (взрослый) читает текст, участникам игры необходимо разделить этот текст на условные части и запомнить, о чем говорилось в каждой из частей. После того как текст прочитан, дети делятся на две команды. Текст читается еще раз, затем участники первой команды должны одну из выделенных частей изобразить при помощи пантомимы, ничего при этом не произнося. Участники второй команды должны догадаться, какая это часть и о чем в ней идет речь. После этого команды меняются ролями, и вторая команда изображает другую часть текста.

Развиваем внимание

1. Развитие концентрации внимания.

Задание №1. Корректурные задания.

В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6— 11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку дают старую книгу и карандаш или ручку.

Инструкция

В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводят кружочком, на второй отмечают галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться, быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Задание №2. Чтение текста до заданного выражения.

Детям предлагается читать текст до заранее указанного взрослым выражения.

Задание №3

Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.).

Задание №4. «Найди слова».

На листке написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Задание №5. Распределение цифр в определенном порядке.

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу справа, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

Задание №6. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

А. В этой таблице спрятано 10 названий животных.

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Задание № 1

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладываются в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Задание № 2. Игра «Ищи безостановочно».

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу взрослого один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Предложенная автором программа — примерная. Задания можно дополнять, распространять, находить и использовать новые тексты. Главное — работать системно. Можно заниматься 3—4 раза в неделю по 20 минут. Можно отдельные упражнения делать каждый день. К примеру, задания на тренировку памяти можно использовать, играя ненавязчиво, не «специально». Берется стихотворение и разбивается на строчки. Лучше, если это ритмичное стихотворение. Взрослый и ребенок читают его по очереди: две строчки — ребенок, две строчки — взрослый. Потом можно меняться местами. Или, декламируя строчку, делать вид, что забыл слова, добиваясь, чтобы ребенок подсказал. Для групповых игр, если не набирается нужное число из сверстников ребенка, полезно дополнить группу взрослыми.

Похожие статьи:

Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет

Игры на развитие воображения для детей 5-7 лет в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет

Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребенка к школе

Консультация для родителей. Готовность ребенка к школе

Комментарии (1)
Ильзира Наильевна Закирова # 7 октября 2018 в 13:48 0
Интересные задания для подготовки ребенка к школе ... Порою многие родители хотят научить детей рано писать , читать, складывать числа в уме. Но не нужно забывать о развитии психических процессов, таких как память, мышление, внимание, сила воли, развитие которых, является важным факторм для дальнейшего и успешного обучения в школе.