Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Иван Бунин

Конспекты уроков литературного чтения, 4 класс. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Еще и холоден и сыр...»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихов И.С. Никитина.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку, назовите отгадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем! (Лес.)

— Прочитайте ее скороговоркой.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем изучить. (Бунин Иван Алексеевич.)

НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА

— Что вы можете сказать об Иване Бунине?

— Рассмотрите нашу выставку, может быть, она вам подскажет ответ.

(Дети вспоминают, что уже знают.)

— Определите тему и цели урока. (Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина.)

(Учитель делает краткое сообщение о писателе.)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью — в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 188I г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.

В январе I920 г. вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.

Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Что вы узнали о жизни поэта?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель выразительно читает стихотворение «Гаснет вечер, даль синеет...».)

— Что вы представили, когда слушали стихотворение?

— Какие слова и выражения были непонятны?

— Прочитайте внимательно стихотворение.

— Какую интонацию вы выберете?

— Прочитайте стихотворение друг другу и скажите: о чем хотел рассказать нам Бунин?

— Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

— А какие эпитеты использует автор? (Выразительное чтение стихотворения.)

— Какие картины вам представились при чтении этого стихотворения?

— Рассмотрите репродукции картин и фотографии на нашей выставке. Какие из них можно соотнести с произведением И. Бунина? Докажите свою точку зрения.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина. Подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку, назовите отгадку.

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

— Прочитаем загадку все вместе, в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).

— Как вы узнали, что это март? Какие признаки наступления весны здесь встретились?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Проверим домашнее задание. Покажите иллюстрации, которые вы подготовили к уроку. Расскажите о них.

(Выразительное чтение стихов И.А. Бунина.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Учитель выразительно читает стихотворение «Еще и холоден и сыр...»)

— Что вы представили, когда слушали стихотворение?

— Какие слова и выражения были непонятны?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Подумайте, что хотел передать поэт: сожаление, что зима уходит, или радость пробуждения природы.

— Найдите слова, которые подтвердят ваше мнение.

— Читая стихотворение, можем ли мы услышать звуки природы? Найдите подтверждение в тексте.

— Какие приемы использует автор?

— Найдите и прочитайте олицетворения. (Небо смотрит, снег слезится.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Какие картины вам представились при чтении этого стихотворения?

— Рассмотрите репродукции картин и фотографии на нашей выставке. Какие из них можно соотнести с произведением И. Бунина? Докажите свою точку зрения.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

— Созвучны ли ваши мысли и чувства настроению поэта?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина. Подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать или нарисовать иллюстрации к нему.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!