Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Великая Отечественная война

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений

Цели: познакомить с произведением Е. Благининой «Папе на фронт», с репродукцией картины А. Лактионова «Письмо с фронта»; учить сравнивать произведения разных жанров; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

- умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление обязанностей в группе при планировании проекта о Родине; личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, Репродукция картины А. Лактионова «Письмо с фронта».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное!

Вот сорок первый год. Конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война!

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Папе на фронт»

— Прочитайте название стихотворения. О чем может в нем говориться?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте имя автора. Что вы помните о Елене Александровне Благининой?

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

— Прочитайте строчки, которые вас особенно тронули.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Приготовьтесь читать выразительно.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Подготовьте пересказ текста от лица мальчика.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите репродукцию картины А. Лактионова «Письмо с фронта».

— Какие чувства она у вас вызывает?

— Расскажите, что вы на ней видите.

— Сравните произведения, над которыми работали на уроке. Что вы можете сказать о них?

— Представьте себе, что вы ждете отца с фронта. Напишите ему письмо. Воспользуйтесь словами и выражениями из словарной коробочки на с. 37 творческой тетради.

(Самостоятельная работа обучающихся.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какие чувства хотели донести до нас авторы?

Домашнее задание

Читать книги по списку на с. 85 учебника.

Материал для учителя

О картине «Письмо с фронта» А. Лактионова

Полотно «Письмо с фронта» принесло художнику большую известность. Написанное в 1947 г. по ещё свежим воспоминаниям о годах войны, оно нашло горячий отклик в сердцах людей.

Картина представляет собой жанровую сцену с удачно найденной «жизненной» постановкой фигур. Здесь нет неестественного позирования и ненужной патетики, такую сценку на залитом солнцем крыльце можно было увидеть в каждом доме, куда пришло долгожданное письмо. В каждой семье в эти радостные минуты сразу откладывались повседневные занятия и заслушивалось чтение послания, которое в этом произведении доверено старшему сыну. Для картины художнику позировали его родные; стремясь как можно точнее и достовернее передать все мельчайшие подробности, Александр Иванович Лактионов выступает истинным бытописателем.

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии сразу же, как только ее увидел зритель. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, — ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!