Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Суриков «Детство»

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов

Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов, понимать настроение поэта; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов И. Сурикова, его портрет, лапти.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Дети читают свои сочинения. Рассказывают, что в повести происходит дальше.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, разгадайте кроссворд.

1. Выгляну в оконце —

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (Снег.)

 

2. Белый дед — белее нет,

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму —

Никто не поднимает.

Весна придет —

Он сам уйдет. (Сугроб.)

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение.)

 

4. Кручу, бурчу,

Снег в комья сбиваю,

Прохожих пугаю. (Вьюга.)

— Прочитайте слово, получившееся в выделенных клетках. (Суриков.)

— Помните ли вы имя этого поэта? Какие его произведения помните?

— Прочитайте слова-отгадки. Как, по-вашему, они могут быть связаны? (Предположения детей.)

— Сегодня мы будем изучать произведение И. Сурикова «Детство». Как вы думаете, о чем в нем говорится?

(Прогнозирование содержания произведения.)

Иван Захарович Суриков (1841 — 1880) родился в Ярославской губернии, в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным графа Шереметева, жил в Москве на оброке, где у него была небольшая лавка. Восьми лет мальчика привезли в Москву. Под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков стал складывать свои стихи. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений.

Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писал музыку П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие? (Ответы детей.)

— Сегодня вы узнали о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое,

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство, нет тебе возврата!

Пронеслось, прошло;

Только в памяти живешь ты

Ярко и светло.

(Первичное чтение стихотворения «Детство».)

— Прочитаем стихотворение в наших учебниках. Следите за моим чтением.

(Учитель читает выразительно или включает аудиозапись.) (Работа над текстом стихотворения.)

— Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? (Да, они очень похожи.)

— Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась?

— Прочитайте строчки, в которых представлена такая картина: семья зимним вечером.

(Дети зачитывают четверостишия.)

— Что такое лапти?

Лапти — крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу. (Показ лаптей.)

— Кто из вас знает, что такое прялка, светец?

Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

Светец - подставка для лучины, освещавшей жилье, избу.

— Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.

(Дети зачитывают строки.)

— А вы любите сказки? Назовите самые любимые.

— Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

(Выразительное чтение отрывка детьми.)

— Какая сказка снилась мальчику? (Похоже на сказку «Иван- царевич и Серый Волк».)

— Найдите слова и выражения, которые помогают ярко представить сказку.

— Соотнесите иллюстрации и текст. К каким строчкам сделаны рисунки?

— Сравните одноименные произведения И. Сурикова и А. Толстого. Что вы можете сказать о них? В чем сходство, а в чем различие?

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— С каким стихотворением познакомились на уроке?

— Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

— С каким настроением писал поэт о своем детстве?

- Почему ему захотелось рассказать о нем читателям? Перечитайте последнее четверостишие.

— Чему учились сегодня на уроке?

Домашнее задание

Выучить наизусть первые четыре четверостишия стихотворения «Детство». Выполнить задание 3 на с. 111. По желанию сделать иллюстрации к любимому отрывку.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!