Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературного чтения в 1 классе. Загадки. Пословицы и поговорки разных народов

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, пословицы); прививать интерес к произведениям фольклора: упражнять в выразительном чтении загадок и пословиц; обучать сочинению загадок; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.

Оборудование: карточки с загадками, текст речевой разминки, творческая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение песенок наизусть.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст.

Паровоз без колес —

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

— Что вы прочитали? (Загадку.)

— Назовите отгадку. (Пароход.)

— Как вы догадались?

— Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как надо читать каждую строчку.

— Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)

— Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)

— Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо.)

— Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удивлением одновременно.)

— Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?

Ее написал Корней Иванович Чуковский. Загадки, как и сказки, бывают народными и авторскими. Сегодня на уроке мы будем читать и отгадывать загадки, учиться составлять их, а еще познакомимся с пословицами и поговорками разных народов.

V. Работа по теме урока

— Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Ответы детей.)

— Подберите родственные слова к слову «загадка». (Загадывать, гадание.)

Материал для учителя

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

Загадка — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

— Для чего нужны загадки?

— Прочитайте загадки на с. 36. Отгадайте их.

— Найдите и сравните загадки с одинаковыми отгадками. Прочитайте их парами.

— Какие группы получились?

— Прочитайте загадки о моркови, потом о дереве.

— Как описан предмет в загадке, на какие признаки предмета в ней указывается?

— Прочитайте загадки на с. 37, разделите их по темам: «Небо, солнце, звезды», «Растения».

— А сейчас попробуем сами придумать загадку о зайчике или кошечке. Поможет нам в этом наша знакомая писательница Татьяна Юрьевна Коти. Откройте творческую тетрадь на с. 25—26.

(Дети читают рекомендации писательницы, выполняют их. Проверка.)

VI. Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Только к ночи умолкают

И псе вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Тихо.)

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произносят стихотворение вместе с учителем. На двух последних строчках садятся на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте творческую тетрадь на с. 22—23. Прочитайте задание. Выполните его.

— Проверим, что у вас получилось. Прочитайте выразительно загадки, назовите отгадки.

— Какие слова в загадках помогли вам разгадать их? (Слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)

— Откройте учебник на с. 38. Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

— Как вы понимаете слово «пословица»? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

— Прочитайте пословицы разных народов на с. 38. Попробуйте объяснить их смысл.

(Учитель помогает детям объяснить, почему гак говорят.)

Материал для учителя

Пословицы — грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, несущее обобщенную мысль, вывод в ритмически организованной форме. Обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех — сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека — труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», — говорили на Руси.

Поговорка — образное выражение, оборот речи. Это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами — замерзать, заморить червячка — перекусить, за двумя зайцами погнался — делаешь два дела сразу.

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

VIII. Закрепление изученного

— Соберите пословицы на с. 39. Придумайте ситуацию, когда можно было бы использовать одну из них.

— Какие пословицы и поговорки знаете вы?

IX. Рефлексия

— Что на уроке вам давалось легко?

— В чем вы испытывали затруднения?

X. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Что необходимо для того, чтобы сочинить загадку самому?

— Для чего придумывают загадки?

— Для чего существуют пословицы и поговорки?

Домашнее задание

Выполнить задание в творческой тетради на с. 24.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»

Русские народные сказки для 1 класса

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Пантелеев «Две лягушки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!