Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А.С. Пушкин. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, А.С. Пушкина; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; бережно относиться к книгам; различать понятия «книга», «писатель», «читатель», «библиотека», «каталог алфавитный и систематический», «формуляр».

Оборудование: портреты С. Михалкова и А.С. Пушкина, презентация путешествия по библиотеке (по возможности).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное? (Ответы детей.)

III. Речевая разминка

(Дети читают скороговорки на с. 14 учебника. Учитель распределяет, кто какую скороговорку будет читать. Сначала дети работают самостоятельно, затем в парах, а потом, по указанию учителя, читают группами.)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте ее шепотом, громко.

— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.

— Прочитайте скороговорку быстро друг другу.

— А сейчас прочитайте хором те, кто готовил первую скороговорку.

(Дети читают хором группами вторую, третью скороговорки, шутку-минутку.)

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, пока вы читали скороговорки, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.

A M Л Х И О В К

(Михалков.)

— Верно, Михалков. Кто из вас знает, как его зовут? (Сергей Владимирович.)

— Какие произведения этого автора вы знаете?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.)

Материал для учителя

Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) — русский поэт, драматург. Родился в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства».

Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.

Школьные годы провел в Пятигорске, в 1930 г. окончил среднюю школу.

Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928 г. В этом же году он был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАП П), и его стихи часто стали печатать на страницах пятигорской газеты «Терек».

В 1930 г. Михалков переезжает в Москву и в течение трех лет работает чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимает участие в геолого-разведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще стали публиковать в столичной печати, передавали по радио. С 1933 г. у Михалкова появилась возможность жить только на литературный заработок.

С.В. Михалков стал членом объединения молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935—1937 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.

В 1935 г. в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов (1936).

Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем же номере. Но нужны были иллюстрации к поэме.

— За такой короткий срок художнику рисунков не сделать, — вздохнул редактор. — Придется, видимо, выпуск журнала задержать, а не хотелось бы...

Он внимательно посмотрел на стоявшего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнес:

— Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы самый настоящий дядя Степа!

И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 49.)

V. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

— Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотворения. («Как бы жили мы без книг?..»)

— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей.) Прочитаем его и узнаем, верны ли наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

— Так о чем это стихотворение? Докажите строчками стихотворения.

— Прочитайте его друг другу.

— Кто готов прочитать выразительно всему классу?

VI. Физкультминутка

Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы...

Угощайтесь, молодцы!

(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Как вы думаете, когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?

— Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Библиотекарь.)

Знаете ли вы происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: «библион» — книга и «тека» — хранилище.

— Теперь вам понятно значение этого слова?

— Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог.

— Откройте учебник на с. 15. Прочитайте, что говорит Ваня.

— Переверните страницу и прочитайте, что ответила Аня.

— Какие указатели вы видите? Что такое каталог? (Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определенном порядке.)

— Обратите внимание на то, какие бывают каталоги в библиотеке (с. 17). (Алфавитный и систематический.)

— Попробуйте объяснить, чем они различаются. Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за ней, много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.

У этой поэмы Пушкина есть вступление. Сегодня мы будем его читать.

(Чтение текста вступления учителем или воспроизведение аудио- или видеозаписи. Словарная работа.)

У лукоморья — у морского залива.

Дол — то же, что и долина.

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет — сохнет.

— Прочитайте вступление самостоятельно, найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом. Проверка самостоятельной работы.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко. А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения читали на уроке?

— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике на с. 22—23.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Николай Сладков. Отчего у лисы длинный хвост?

Пантелеев «Две лягушки»

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Русские народные сказки для 1 класса

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!