Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Чуковский «Федорино горе»

Конспекты уроков литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы.

Оборудование: портрет К. Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Радость» наизусть.

III. Речевая разминка. Постановка целей урока

— Прочитайте загадку К. Чуковского, отгадайте ее. (Зеркало.)

Почему?

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы думаете, какое произведение мы будем читать на уроке? Чему будем учиться? (Предположения детей.)

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К. Чуковского, узнаем новое о его жизни.

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о К. Чуковском

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе».

2. Первичное чтение и словарная работа

(Сказку читают: учитель; хорошо читающие учащиеся.)

Сито — предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов.

Кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Прусаки — прусак: рыжий таракан.

V. Физкультминутка

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, подтянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть.

Семь, восемь — лень отбросим.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте сказку самостоятельно. (Дети читают.)

- Какое впечатление произвела на вас сказка?

- Что особенно понравилось?

- Что показалось смешным?

- Какие чувства вызывает у вас Федора? Почему?

- А теперь хотите проверить себя — запомнился ли вам текст?

Вставьте пропущенные слова, не заглядывая в учебник.

1. За лопатою... (метла)

Вдоль по улице пошла.

 

2. Но, как черная...

(железная нога),

Побежала, поскакала

кочерга.

 

3. Чашки да ложки

Скачут по... (дорожке).

 

4. А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

(Самоварище) ...сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

 

5. И сказала кочерга:

«Я Федоре... (не слуга)!»

 

6. Вы в канаву упадете,

Вы утонете в... (болоте).

 

7. Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою... (ключевой).

 

8. И сказала скалка:

«Мне Федору... (жалко)».

 

9. И сказали блюдца:

«Надо бы... (вернуться)!»

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какое произведение вы изучали на уроке?

— Оно только веселит или еще чему-то учит?

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федорино горе».

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

Сегодня прочитаем еще одну загадку К. Чуковского.

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А утром во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

— Как вы отгадали загадку? (Ковер.)

(Чтение загадки с разной интонацией.)

Сегодня мы продолжим работу со сказкой К. Чуковского «Федорино горе».

III. Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение «Федорино горе» выразительно.

— Выполните задания на с. 23.

IV. Физкультминутка

Отдых нам физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз-два, раз-два!

Прямо спину все держите,

Раз-два, раз-два!

И под ноги не смотрите,

Раз-два, раз-два!

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение сказки по ролям

- Подумайте: чтобы прочитать по ролям, какие действующие лица должны быть выбраны? (Учитель и учащиеся составляют список действующих лиц на доске.)

2. Викторина «Корней Чуковский»

1. Назовите настоящее имя Чуковского. (Николай Васильевич Корнейчуков.)

2. В какой книге Чуковский обобщил свой опыт исследования речи детей? («От двух до пяти».)

3. Как назвали дом Чуковского, где встречалась петербургская молодежь? («Чукоккала».)

4. В какой сказке прославляли воробья? (В сказке «Тараканище».)

5. Как звали командира мочалок? (Мойдодыр.)

6. Что купила Муха на базаре? (Самовар.)

7. На чем ехали комарики? (На воздушном шарике.)

8. Кто посмел украсть солнце? (Крокодил.)

9. Как звали хозяйку-лентяйку? (Федора.)

10. Что случилось с бегемотом? (Провалился в болото.)

11. Как зовут доброго доктора? (Айболит.)

12. Как зовут разбойника, который кушает детей? (Бармалей.)

13. Что подарили Мухе блошки? (Сапожки.)

14. Кто спрятался от Паука под мост? (Кузнечик.)

15. Кто спас солнце? (Медведь.)

16. Что просил Крокодил по телефону? (Калоши.)

17. Назовите сказку, которую сочинил Чуковский совершенно случайно, утешая больного сынишку. («Крокодил».)

18. Какую сказку Чуковский записывал, танцуя и носясь по коридору? («Муха-Цокотуха».)

19. Кто поджег море? (Лисички.)

20. Кто потушил море? (Бабочка.)

3. Игра «Узнайте сказку»

Отгадайте, о каких сказках говорит К. Чуковский.

• «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь трамваям, воробьям. Один такой день я особенно помню - 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я... взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок... стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом...» («Муха-Цокотуха».)

• «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну ...

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было...» («Доктор Айболит».)

VI. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам показалось особенно интересным?

В будущем вы много раз на уроках встретитесь с К. Чуковским. Но если вы и дома будете читать его произведения (да еще громко, вместе с вашими близкими), вы получите гораздо больше удовольствия.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Оформить обложку книги «Федорино горе».

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»

Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»

Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!