Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературного чтения, 2 класс. Благинина «Посидим в тишине»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет и выставка книг Е. Благининой; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

— О чем рассказал нам автор в своем стихотворении? (Ответы детей.)

IV. Постановка целей урока

— Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?

— Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему?

Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.

V. Работа по теме урока

1. Разговор о Е. Благининой

— На с. 119 прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине». (Е. Благинина.)

— Что вы знаете о Е. Благининой?

Материал для учителя

Елена Александровна Благинина (1903—1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены ее семьи хорошо знали и любили литературу,

народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была удивительной сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни — петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».

Половичок линючий — речка,

А печка — пышный царский дом...

От страха мрет в груди сердечко,

Пылает голова огнем.

Меня затягивает илом,

Заносит медленно песком.

А ты зовешь таким унылым,

Срывающимся голоском:

— Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварной ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

А камень ко дну тянет, тянет

Так, что дохнуть я не могу.

— Ой, братец мой, Иванушка!

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко — в три ручья —

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет!

2. Стихотворение «Посидим в тишине»

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Дети читают.)

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем оно вам понравилось?

VI. Физкультминутка

В небе плавает луна.

(Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать.

(Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

(Хлопки над головой.)

И пониже перевесить.

(Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь!

(Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Тихо садятся.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Обсуждение и выразительное чтение

— На с. 119 рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

— Почему девочка не стала играть?

— С кем она разговаривала в комнате?

— Что она сказала лучу?

— Какой была реакция луча?

— Задайте свои вопросы по стихотворению.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Загадки

(Загадки Екатерины Савельевой учитель раздает на карточках. Дети работают в парах, затем загадки читают всему классу.)

1. Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке... (бусы).

 

2. В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения... (сережки).

 

3. Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка —

Есть у мамы нашей... (шляпка).

 

4. Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей — ерунда.

Это же... (сковорода).

 

5. В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает... (чайник).

 

6. Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут —

Разольет в тарелки... (суп).

 

7. Пыль найдет и вмиг проглотит —

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит... (пылесос).

 

8. Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг —

Имя у него... (утюг).

 

9. Вот на лампочке колпак

Разделяет свет и мрак.

По краям его ажур —

Это дивный... (абажур).

 

10. Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша... (кошка).

3. Составление рассказа

— Составьте рассказ о своей маме. Подумайте, какие пословицы можно включить в рассказ.

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы читали на уроке?

— Что вы узнали об авторе?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о маме, вставив в него пословицы.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»

Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс

Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!