Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения у детей дошкольников

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации для детей старшего дошкольного возраста

Представленные здесь стихотворные тексты подобраны по обобщающим понятиям, отражающим предметный мир, который окружает ребенка. Предлагаемые дидактические материалы не только способствуют развитию указанных логических операций, но и помогут расширить словарь и сформировать фразовую речь старших дошкольников.

Растения

Растение — организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы, способный создавать органические вещества из неорганических.

Растений много на земле,

Растут, цветут они везде.

Кусты раскидистые, мхи,

Деревья, травы и цветы

Нам кислород с тобой дают,

Взамен заботы нашей ждут.

Дикорастущие в лесах,

В степях, лугах и на горах

Растут и множатся растенья —

Они планеты всей спасенье.

А в парках, скверах и садах,

На клумбах, грядках и полях

Растут культурные растенья,

Так много — просто удивленье!

Живыми легкими планеты

Не зря растения зовут.

Чтоб сохранить богатство это,

Нас ждет с тобой великий труд!

Вопросы

1. Чем растения отличаются от животных?

2. Что есть у всех растений?

3. Чем они отличаются друг от друга?

4. Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?

5. Как рост и развитие растений зависят от климата?

6. Что любому растению нужно для того, чтобы расти и развиваться?

7. Какую пользу растения приносят помимо того, что выделяют кислород?

8. Почему говорят, что человек за свою жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?

Задания

1. Детям: рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки леса, луга, разных деревьев, кустов, трав, цветов.

Овощи

Овощи — огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу.

Овощи на грядке

Играют с нами в прятки.

Под листочками сидят,

К нам в корзину не хотят.

Вот тяжелый кабачок

Лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела,

От росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись

И на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец,

Как удалый молодец.

Ровненько на грядках вновь

Под землей растет морковь.

Свекла, репа и чеснок

Запасают силы впрок.

Лук красиво зеленеет,

Под землею сам толстеет.

Целый огород друзей —

Вкусных разных овощей.

Вопросы

1. Как по-другому можно назвать овощи?

2. Где растут овощи?

3. О каких овощах говорится в стихотворении?

4. Какие овощи вы знаете еще?

5. У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие над землей?

6. У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей?

7. У каких овощей съедобны надземная и подземная части?

8. Что можно приготовить из овощей?

9. Как овощи хранят зимой?

10. Какой уход нужен за овощами на огороде?

Задания

1. Детям: рассказать, из каких овощей можно приготовить щи, борщ, салат, солянку и т.д.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки огорода, грядок, разных овощей.

Фрукты

Фрукт — сочный съедобный плод какого-нибудь дерева.

Фрукты очень любят дети,

Нет их вкусней на белом свете.

По садочку мы пойдем,

Фрукты свежие найдем.

Соком не для красоты

Наливаются плоды.

Вишню в кружку соберем,

Спелых слив еще нарвем.

Вот под яблоней ковром

Яблоки лежат кругом,

Их в корзину соберем.

К ранней груше подойдем,

Желтые плоды сорвем.

С мамой заготовим сока

И варенье сварим к сроку.

Фрукты надо всем любить,

Чтоб здоровье сохранить.

Вопросы

1. Что можно назвать фруктами?

2. Где растут фрукты?

3. О каких фруктах говорится в стихотворении?

4. Какие фрукты вы знаете еще?

5. Какие фрукты растут в садах нашего края?

6. Какие продаются в магазинах, на рынке, но не растут у нас?

7. Чем отличаются фрукты?

8. Почему есть фрукты полезно для здоровья?

9. Как хранят фрукты?

10. Что из них можно приготовить?

11. Почему варенье из фруктов полезнее сахара? (Много витаминов, полезных для организма.)

12. Какие фрукты вам больше нравятся?

13. Почему?

Задания

1. Детям: рассказать о каком-либо фрукте: название, цвет, форма, запах, вкус, на чем растет, когда созревает.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки сада с разными плодовыми деревьями, а также картинки с отдельными фруктами, включая те, которые у нас не растут (банан, ананас, апельсин, лимон, виноград, киви и т.д.).

Ягоды

Ягода — небольшой сочный плод кустарников и трав.

В лес с корзиной мы пойдем,

Сочных ягод наберем.

В чаще прячется черника

И синеет голубика.

Под сосной во мху привольно

Раскраснелася брусника.

На поляне, посмотри-ка,

Ой, как много земляники!

Вот и заросли малины,

Не пройдем мы точно мимо.

Вдоль дороги ежевика

Так похожа на ежа,

Хоть она колючка-злючка,

Но на вкус так хороша.

Ягод много мы собрали,

По лесу ходить устали.

Вопросы

1. Куда дети пошли за ягодами?

2. Какие ягоды собрали в лесу?

3. Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (Лесные.)

4. Чем отличаются эти ягоды?

5. Чем похожи все ягоды?

6. Какие ягоды растут у вас на даче?

7. Почему ягоды всегда собирают долго?

8. Что можно приготовить из ягод?

9. Как хранят ягоды зимой?

10. Какая самая кислая ягода? Где она растет? (Клюква, на болоте.)

11. Почему можно сказать, что ягоды — сочные плоды?

12. Какие вы знаете стихи и песни о ягодах?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ о любимых ягодах: форма, цвет, вкус, запах, на чем растет, где растет.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки леса, лесных ягод.

Грибы

Гриб — низшее растение, не образующее цветков и семян, размножающееся спорами.

За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли.

Подберезовик стоит,

Что-то грустный он на вид.

На него из-под осины

Подосиновик глядит.

На поляне две подружки —

Очень толстые свинушки.

С ними весело болтают

Неразлучные волнушки.

Вот под елкою лисички,

Ярко-рыжие сестрички.

Рядом скользкие маслята,

На пеньке растут опята.

А во мху — боровики,

Всей семьей, здоровяки,

Дружно рядышком сидят

И в корзину не хотят.

Все грибы мы рвать не станем,

Для других детей оставим.

Вопросы

1. Где растут грибы? (В лесу, на лугах.)

2. Какие грибы растут на пнях? (Опята.)

3. О каких грибах говорится в стихотворении?

4. Найдите на картинке эти грибы и расскажите, чем они отличаются?

5. Из каких частей состоит гриб?

6. Почему в засушливое лето грибов мало?

7. Грибы относятся к растениям или животным?

8. Чем грибы отличаются от других растений? (Не цветут, нет семян.)

9. Что можно приготовить из грибов?

10. Как нужно собирать грибы?

11. Почему нужно хорошо знать, какие грибы настоящие, съедобные, а какие ложные, для человека несъедобные?

12. Какие вы знаете грибы, ядовитые для человека?

Задания

1. Детям: назвать грибы и разделить на съедобные и несъедобные.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки, где изображены разные грибы.

Деревья

Дерево — многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.

Что ты знаешь о деревьях?

Есть у них могучий ствол,

Ветви, веточки и листья.

Ветер в кроне их нашел.

А еще канаты-корни

В землю глубоко уходят.

Держат корни ствол и крону,

Воду под землей находят.

На земле деревьев много,

Всем дышать они помогут.

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

Дуб раскинул свои ветки,

И нестрашен ему ветер.

Липа цветом зацвела,

Пчелок в гости позвала.

Ель иголки распушила

И грибочки все закрыла.

Ива плачет у реки,

Опустила веточки.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

Вопросы

1. Чем дерево отличается от куста?

2. Дерево — это растение или животное?

3. Какие деревья вы знаете?

4. Чем они отличаются?

5. Чем похожи?

6. Какие деревья растут на нашем участке?

7. На какие виды можно разделить деревья по листьям? (На хвойные и лиственные.)

8. Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Садовые.)

9. Как узнать, сколько дереву лет?

10. Сколько лет может расти дерево? (Кедр — до 500 лет.)

11. Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются почти по поверхности земли?

12. Почему лиственным деревьям так важно сбросить листву на зиму?

1. Детям: составить рассказ о любимом дереве, рассказать стихотворение.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с изображением лиственных и хвойных деревьев.

Кустарники

Кустарник — растение с древовидными ветвями, начинающимися почти от земли.

О кустарниках, друзья,

Рассказать так просто.

Нет могучего ствола,

Небольшого роста.

Ветки прямо из земли

Вырастают сразу.

Ну а как они цветут!

Так приятно глазу.

Распускается сирень

Ближе к лету, в майский день.

А за ней цветет шиповник —

Пчелок и шмелей поклонник.

Белые цветки жасмина

Пахнут вечером так сильно!

Угостит плодами всех

В августе лесной орех.

А смородина, крыжовник.

Черноплодная рябина

Нас порадуют плодами

Вместе с красною калиной.

Вопросы

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие кустарники вы знаете?

3. Какие цветущие кустарники вы знаете?

4. У каких кустарников красивые цветы и съедобные плоды?

5. Как человек ухаживает за кустарниками в парках и скверах?

6. Как кустарнику можно придать любую форму?

7. Какие кустарники растут на нашем участке?

8. Почему из кустарников получаются хорошие изгороди?

Задания

1. Детям: рассказать стихотворение о кустарнике.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки, на которых изображены разные кустарники: сирень, жасмин, акация, орешник, шиповник, смородина, крыжовник и др.

Луговые цветы

Луговые цветы — цветущие растения, растущие на лугу. (Луг — участок, покрытый травянистой растительностью.)

Мы на луг ходили,

Хоровод водили,

Рвали там цветочки

И плели веночки.

Вот ромашка — белый цвет.

Соберем скорей букет.

К ней добавим василек,

Синий к белому цветок.

Колокольчик голубой

Тоже мы возьмем с собой.

И гвоздичку-невеличку,

И душистый зверобой.

Мы вплетем в один венок

Каждый луговой цветок,

Чтобы долго любоваться

Каждый тем веночком мог.

Вопросы

1. Какие цветы называют луговыми?

2. О каких луговых цветах говорится в стихотворении?

3. Какие еще луговые цветы вы знаете?

4. Где еще растут цветы?

5. Как можно назвать цветы, растущие в горах? Лесах? Полях?

6. Цветы относятся к растениям или животным? Почему?

7. Какие цветы ваши любимые?

Задания

1. Детям: рассказать о каждом цветке, из которого вы бы сплели венок.

2. Педагогу: показать детям цветную картинку, где изображен луг с разнообразными цветами.

Садовые цветы

Садовые цветы — цветущие растения, растущие в саду, цветнике, парках, скверах; они посажены человеком, он за ними ухаживает, это культурные растения.

Сквер зеленый вдоль реки

Украшают цветники.

Там садовые цветы

Распускают лепестки.

Розы утром дивно пахнут,

Георгины ввысь растут,

Целый куст огромных маков

И пионы тут цветут.

Гладиолусы нарядно

Распустились не спеша.

И садовая ромашка

Тоже очень хороша.

Пахнут и цветут цветы,

Полюбуйся ими ты.

Вопросы

1. Какие цветы можно назвать садовыми?

2. О каких садовых цветах говорится в стихотворении?

3. Какие садовые цветы вы знаете еще?

4. Какие цветы растут у вас на даче?

5. Какие цветы растут у нас на участке?

6. Как человек ухаживает за садовыми цветами?

7. Садовые цветы — культурные или дикорастущие? Почему?

8. Какие садовые цветы цветут раньше всех?

9. Какие садовые цветы цветут осенью?

11. Чем отличаются садовые цветы? Чем похожи?

12. Какие садовые цветы вам нравятся больше всего? Чем?

Задания

1. Детям: составить рассказ о цветущих растениях.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разнообразными садовыми цветами.

Животные

Животное — живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать.

Животные — живые организмы.

Их очень много на большой Земле.

Они и в воздухе, в воде и под землею,

Они живут в лесах, морях, везде.

Летают птицы, бегают олени,

И комары кружатся над рекой,

Огромный крокодил тихонько дремлет,

Медведь залег в берлогу на покой.

Зеленые лягушки у болота,

И рыбки мирно плавают в пруду,

Слоны неторопливо к водопою

Бредут в саванне жаркой поутру.

Змея в траве застыла, затаилась,

Плетет искусно сетку паучок,

Орел кружит, добычу примечая,

И барсучок улегся на бочок.

Над всеми — человек.

Он самый умный!

И должен всё живое сохранить.

Для всех животных на большой планете

Заботливым и добрым должен быть.

Вопросы

1. Чем животные отличаются от растений?

2. О каких животных говорится в стихотворении?

3. Почему среди животных выделили птиц, рыб, насекомых и другие группы животных?

4. Чем похожи животные и человек?

5. Как называются животные, которых приручил человек?

6. Как называются животные, которых не приручил человек?

7. Сравните способ передвижения разных животных. (Летают, плавают, бегают, скачут, ползают.)

Задания

1. Детям: «превратиться» в какое-либо животное и рассказать о себе: внешний вид, место жительства, питание, передвижение, повадки, зависимость от среды обитания.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разнообразными животными, птицами, рыбами, насекомыми.

Домашние животные

Домашнее животное — прирученное, не дикое.

Люди животных приручали,

И они домашними стали.

Человек им строит жилище,

Каждый день готовит пищу,

Чистит, моет, если надо — лечит

Лошадей, собаку и овечек,

Кошечку, корову, поросенка,

Козочку, крольчиху и теленка.

А за это люди получают

От животных шерсть и нежный пух,

Мясо, кожу, молоко парное,

Преданность, любовь и доброту.

Вопросы

1. Каких животных называют домашними?

2. Как за ними ухаживает человек?

3. О каких домашних животных говорится в стихотворении?

4. Каких домашних животных вы знаете еще?

5. Какие домашние животные живут с человеком на юге России? На севере?

6. Какую пользу человеку приносят домашние животные?

7. Какие из домашних животных могут переносить или перевозить тяжелые грузы? (Лошадь, буйвол, слон, осел.)

8. Какие из домашних животных дают человеку и шерсть, и молоко, и мясо?

Задания

1. Детям: составить рассказ о своем домашнем животном или о тех, кого видели в деревне, на даче.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с домашними животными в естественной среде обитания.

Дикие животные

Дикие животные — не прирученные человеком.

Дикие животные с людьми не живут,

Постоянной помощи они от них не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях,

На воде и под водой,

В небесах и под землей.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочные жилища

И лекарства-травы ищут.

Тигры, волки и слоны,

Зайцы, кабаны, киты,

Лисы, буйволы, медведи,

Грифы, совы и орлы —

Всех их не пересчитать,

Обо всех не рассказать.

По своим живут законам,

Их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным,

А повсюду охранять.

Вопросы

1. Каких животных называют дикими?

2. О каких диких животных говорится в стихотворении?

3. Где живут эти животные?

4. Каких диких животных вы знаете еще?

5. Какие дикие животные живут в лесу? В море? В степях? Горах? Жаркой саванне?

6. Почему дикие животные не дружат с человеком?

7. Каких животных можно назвать хищными? Травоядными?

8. Как хищные животные добывают себе пищу?

9. Что с ними будет, если они не будут охотиться на других животных?

10. Почему возникла необходимость охранять диких животных?

Задания

1. Детям: сравнить внешний вид, повадки, жилища, способ выращивания потомства диких животных (по выбору).

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с дикими животными в естественной среде обитания.

Птицы

Птица — покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.

Все птицы покрыты перьями, пухом,

У каждой две лапки, у каждой по клюву.

Есть крылья. Они им даны для полета.

Лишь страусам, курам летать неохота.

Есть птицы домашние, дикие птицы.

Одни строят гнезда поближе к водице,

Другие гнездятся высоко в ветвях,

У третьих домишко висит в камышах.

На горных вершинах, на скалах, в траве

И в жарких песках, на болотной воде —

Повсюду все птицы выводят птенцов,

Таская в гнездо им жучков, червячков.

Синицы, кукушки, орлы, воробьи,

Грачи, журавли, певуны — соловьи,

Орлы, попугаи, крикливые чайки,

И белые лебеди, и снегири —

Всех птиц невозможно сейчас нам назвать.

Хотите о птицах побольше узнать?

Вопросы

1. Каких животных можно назвать птицами?

2. На каких два вида их можно разделить?

3. Где живут птицы?

4. Какие птицы названы в стихотворении?

5. Каких вы знаете еще?

6. Как называются птицы, улетающие на зиму в теплые края?

7. Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас?

8. Каких домашних птиц вы знаете?

9. Как человек ухаживает за домашними птицами?

10. Как называются птицы, которые живут на воде и могут плавать?

11. Что бы ты сделал, если бы мог летать, как птица?

Задания

1. Детям: составить рассказ о домашних птицах (зимующих, перелетных, лесных и т.д.).

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разными птицами в небе, на ветках деревьев, в траве.

Игрушки

Игрушка — вещь, служащая для игры.

В магазине «Детский мир»

Есть отдел игрушек.

Там и полосатый тигр,

И котенок плюшевый,

Пирамидки в ряд стоят,

Куклы в разных платьицах,

Неваляшки не лежат,

И петрушки дразнятся.

Разноцветные мячи,

Кегли и машины,

Паровозик заводной

Проезжает мимо.

Все игрушки хороши!

Выбирай, что хочешь.

Без игрушек малышам

Грустно было б очень.

Вопросы

1. Что такое игрушки?

2. Какие игрушки есть у нас в группе?

3. Какие игрушки есть у вас дома?

4. Назовите ваши любимые игрушки.

5. Можно ли игрушкой выполнять какую-то работу так же, как настоящим прибором, машиной, вещью? Почему?

6. Почему детям нужны игрушки?

7. Остались ли у ваших родителей их любимые с детства игрушки?

8. Как нужно относиться к игрушкам?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ об игрушках, используя картинку, или о любых других игрушках. Составить подробный рассказ об одной игрушке.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разными игрушками.

Одежда

Одежда — совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело.

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Утепляет в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше

одежда,

Содержать ее нужно и чистой,

и свежей.

Чистить, гладить, стирать

и сушить,

Поносить, а потом аккуратно

сложить.

По сезонам одежду всегда

выбирают.

Летом жарким, конечно же, шубу

снимают.

А холодной зимой ходят в теплой

одежде.

Не промокнуть в плаще есть весною надежда.

Куртка, брюки, пальто и плащи,

Платье, шуба человеку нужны.

Всё, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название это запомнить придется.

Вопросы

1. Что такое одежда?

2. О какой одежде говорится в стихотворении?

3. Какую одежду вы знаете еще?

4. Являются ли одеждой головные уборы? Обувь?

5. Для чего нужна одежда?

6. Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью?

7. Как хранят одежду?

8. Как ухаживают за одеждой?

9. Почему животные не носят одежду, а люди носят?

10. Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков?

11. В какой одежде вам удобно ходить? Почему?

12. Какие элементы одежды вы знаете?

13. Чем украшают одежду? Какую? Как?

Задания

1. Детям: составить рассказ о своей одежде: какая, цвет, качество, чем украшена, для чего предназначена.

2. Педагогу: показать детям цветные картинки разной одежды.

Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!