Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Семинар для родителей второй младшей группы. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка дошкольника

Сценарий родительского собрания в детском саду «Мир оптимистов». Вторая младшая группа

Улыбнись новому дню!

Улыбнись — и все получится!

Время проведения: сентябрь-октябрь.

Форма проведения: семинар с элементами тренинга.

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья ребенка-дошкольника.

Задачи: актуализировать проблемы формирования у ребенка и родителей позитивных качеств оптимиста; повышать психолого-педагогическую компетентность родителей.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

1. Вступительный этап:

• разминка.

2. Основная часть:

• введение в проблему;

• тест «А ваш ребенок оптимист?».

3. Подведение итогов собрания:

• упражнение «Солнце»;

• исполнение заключительной песни.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Приглашение на собрание (в юмористической форме).

2. Оформление плаката с названием темы собрания, на котором изображены улыбающиеся лица взрослых и детей, в том числе бабушек и дедушек.

3. Организация выставки фотографий «Мы оптимисты».

4. Организация выставки литературы по теме собрания.

5. Подготовка материалов для микроисследований.

6. Подготовка изображения чаши, сердечек разного цвета из цветной бумаги, клеящих карандашей.

7. Оформление цитат.

• «Оптимистичный настрой как доминанта жизни семьи» (А. Макаренко).

• «Умение быть оптимистичным — это тот бесценный навык который делает нашу жизнь намного легче».

• «Очень важно уметь разделять энтузиазм ребенка по поводу его новых умений, а не критиковать то, что он делает»

• «Когда случается что-то негативное, оптимисты не видя в этом своей вины — они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз избежать этой ситуации».

II. Организационный этап

1. Стулья расставляются полукругом.

2. Подбор музыкального сопровождения.

3. Организация чайного стола или стола с напитками.

4. Родители подписывают и прикрепляют бейдж со своим именем.

5. Подготовка необходимого реквизита и материалов (бумага, карандаши, ручки, текст песни).

III. Вступительный этап

(Звучит музыка.)

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем семинар с элементами тренинга на тему «Мир оптимистов».

Мы бы хотели, чтобы все участники семинара были активны, инициативны, придерживались следующих правил.

1. Время свято — говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен - возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — действуй.

Итак, мы начинаем. Чтобы нам было легче общаться, проведем традиционную разминку.

Разминка. Приветствие

(Родители встают в круг.)

Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть (можно дотронуться рукой и т. п.). Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

Упражнение «Прожектор»

(Звучит спокойная красивая музыка.)

Закройте глаза. Представьте себе, что мысли в вашей голове — это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят, как прожектор, в одном и том же направлении. Пусть свет всех ваших мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Откройте глаза. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

Упражнение «Чаша»

(На мольберте чаша, вырезанная из листа ватмана.)

Душа ребенка — это полная чаша.

— Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

— У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток), напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.

(Если родители не назвали такое качество, как оптимизм, то его называет воспитатель и помещает в чашу.)

Воспитатель. Посмотрите, какую яркую, красивую душу мы хотим видеть у ребенка!

— А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?

Родители. Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми.

Воспитатель. Ноу каждого из нас есть отрицательные черты характера (помещает в вазу темное сердечко), которые мешают нам быть лучше. J1. Толстой писал: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!» Задумайтесь над его словами. В первую очередь необходимо работать над собой.

Обратите внимание на такое качество, как оптимизм.

— Как вы думаете, кто такой оптимист?

(Родители высказывают разные точки зрения.)

Упражнение «Оптимист»

Предлагаю вам расшифровать слово «оптимист».

— Запишите слово «оптимист» вертикально. Придумайте на каждую букву качество человека-оптимиста.

(Каждый родитель самостоятельно расшифровывает каждую букву, а затем заслушиваются варианты.

Возможен и другой вариант. Родителям предлагается разделиться на три микрогруппы.

Первая группа подбирает существительные к каждой букве, вторая — прилагательные, третья — глаголы. Далее родители зачитывают то, что у них получилось.)

Оптимист — это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе.

Радость

Радость побежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки.

Радуется клен, что он силен, —

Радугу на ветке держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Новым шишкам радуется елка.

Разбудите, дети, всех людей!

Радость запрягает лошадей.

Надевайте лучшие одежки —

Радость распахнула все окошки.

М. Карем

IV. Основная часть

Несомненно, один из самых бесценных подарков, который может получить ребенок от родителей, — это умение с оптимизмом относиться к окружающему миру.

Сейчас я познакомлю вас с наблюдениями одной мамы.

«Полдень... Я сижу со своей четырехлетней дочкой Леной на веранде дачи, она пытается сложить пазл "Король Лев". "Это надо класть сюда?" — спрашивает Леночка и пытается засунуть кусочек пазла в форме амебы туда, где должен быть прямой угол. Вместо того, чтобы протянуть руку и сложить картинку самой, приговаривая: "А вот эту сюда", я мысленно бью себя по этой руке и говорю дочке: "Может, сначала попробуешь найти части, которые встанут в уголки?" Наконец она складывает свой шедевр и показывает его мне с такой гордостью, как будто только что выиграла медаль на Олимпийских играх: "Получилось! Хочу сложить еще один!"»

— А что вы думаете по этому поводу? Выскажите свое мнение.

Любой маме непросто сначала подвести дочку к сложному моменту, а потом отойти в сторону, чтобы она справлялась с ним сама. Но мы видим, насколько это полезно: дочка учится на ошибках, проходит через маленькие испытания, но все равно получает то, что хочет. Пытается ли она выиграть в шашки или понять, как выгоднее обменяться какой-нибудь мелочью с друзьями, — с каждым самостоятельно принятым решением девочка становится более и более уверенной в себе. Она становится оптимисткой.

Введение в проблему

Оптимист — это не тот человек, который всегда ходит с улыбкой, скрывающей мрачные мысли. Это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе.

Оптимизм — это не столько внушение себе положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются. Дети-оптимисты смотрят в будущее с надеждой, потому что верят, что у них хватит навыков и возможностей для решения сложных задач. Если вы сами чаще видите в разных ситуациях отрицательные моменты, чем положительные, тем не менее вы все же можете дать своему ребенку ключи от двери в мир оптимистов.

Психологи говорят, что даже дети, которые, казалось бы, рождены боязливыми, могут научиться оптимизму.

Умение быть оптимистичным — это тот навык, который делает нашу жизнь намного легче. В ходе одного исследования выяснилось, что школьники, которых преподаватели считают оптимистами, намного легче общаются со сверстниками, дольше и продуктивнее работают над сложными учебными задачами, чем их пессимистичные одноклассники. Они лучше себя чувствуют, менее беспокойны, в более старшем возрасте легче восстанавливаются после болезней и намного реже других впадают в депрессию.

К счастью, вырастить оптимиста никогда не бывает слишком рано или слишком поздно. Как же вырастить оптимиста? Это мы и попытаемся сегодня выяснить.

Когда с оптимистом происходит что-то хорошее, он видит в этом свой вклад, воспринимает это как звено в цепочке положительных событий и ждет еще большего в будущем. А как воспринимает жизнь ваш ребенок? Пройдите этот тест и узнаете!

Тест «А ваш ребенок оптимист?»

Ваш ребенок:

1. Выигрывает в шашки у друга и говорит вам:

а) «Я хорошо играю в шашки»;

б) «Он(а) совсем не умеет играть в шашки».

2. Говорит, что получил грамоту в детском саду, например, за прыжки, потому что:

а) прыгать легко;

б) хорошо занимался(лась).

3. Когда его наказали, признался, что:

а) не слушался, плохо себя вел;

б) его все обижали.

4. Дарит вам открытку, которую сделал на занятии, и, когда вы ею восхищаетесь, говорит:

а) «У меня хорошо получается делать всякие вещички»;

б) «Маме нравятся некоторые вещички, которые я для нее делаю».

5. Заводит нового друга в детском саду и говорит:

а) «Я дружу с хорошим мальчиком (девочкой)»;

б) «Я хороший, поэтому все хотят со мной дружить».

6. Подворачивает ногу из-за выбоины в асфальте и говорит вам, что:

а) «Не смотрел, куда шел»;

б) «Меня толкнули».

Обработка результатов:

Ответы 1а; 2б; За; 4а; 5б; 6а оцениваются в одно очко, все остальные — 0.

Чем больше очков вы набрали, тем ваш ребенок оптимистичнее.

В затруднительных жизненных ситуациях всегда кто-то приходит на помощь. Так и нам пришли на помощь психологи, которые разработали практические советы, которые находятся в этих конвертах.

(Родителям раздаются конверты (приложение 1), они знакомятся с их содержимым и коротко излагают главную мысль.)

(Упражнение «Будь оптимистом!». Работа в парах. Один партнер описывает какую-либо ситуацию с отрицательной стороны, а другой находит в ней положительные аспекты.

Советы психологов «Как вырастить оптимиста» (приложение 2).

Ответы на вопросы родителей.)

V. Подведение итогов собрания

Вот и подходит к концу наше родительское собрание. Безусловно, очень хотелось бы, чтобы каждый из вас вынес что-то полезное для себя. Конечно же, кто-то может применить полученные сведения в большей степени, кто-то — в меньшей, но думаю, что сегодня вы еще раз убедились в том, что оптимизм — одно из наиболее важных качеств человека и оно очень пригодится в будущей жизни ребенку.

(Каждый родитель письменно отвечает на вопросы: «Чем полезна именно для вас данная встреча?», «Ваши пожелания к следующему занятию».)

Упражнение «Солнце»

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка еще увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Она несет тепло всем-всем. Пусть она освещает вам дорогу в этой нелегкой жизни.

Исполнение заключительной песни

(Текст песни раздается родителям до начала собрания.)

Заявляют оптимисты: Пролетело лето быстро,

Пессимисты лета не нашли.

Впереди уж год учебный,

С нетерпением, наверно,

Ждут занятий наши малыши.

Припев.

Оглянись вокруг,

Ведь с тобой рядом друг,

Наш огромный коллектив,

На всех один мотив.

Пусть идут года,

Подрастает детвора,

И звучит веселый смех,

И ждет нас всех успех.

E.Л. Сабрекова

В современном мире без оптимизма нельзя. Он важен, он нужен! Примем же это к сведению, друзья!

А сейчас приглашаем за чашечкой чая решить наши текущие вопросы.

Домашнее задание

Проанализируйте состояние своего психологического здоровья и составьте программу самосовершенствования.

Приложение 1. Советы родителям! «Больше позитива»

1. Позитивное мышление.

Каким бы ни было ваше настроение сейчас, относитесь к нему положительно. Плохое настроение, раздражительность, невозможность контролировать свои эмоции? Так это же... прекрасно! Все, что происходит с вами, на самом деле имеет глубокий смысл, и, значит, это жизненно необходимо.

2. Работа с тревогой.

Тревога — явление полезное, ведь она позволяет предусмотреть неприятности и избежать их. Но бывает, что тревожные мысли вытесняют все остальные — и тогда это само по себе начинает беспокоить.

На самом деле любыми тревожными мыслями стоит делиться. Вы поймете, что ваши переживания неуникальны — они свойственны многим, и даже предметы опасений бывают практически одни и те же. Вы достигнете эффекта проговоренной проблемы, которая значительно уменьшится по сравнению с той, которую вы держите в себе.

Используйте парадоксальный метод. Соберите разные «страшилки» и поставьте перед собой задачу сидеть и, не отвлекаясь, бояться. Заставляйте себя тревожиться. И так каждый день — выберите даже время для сосредоточения на своих мрачных мыслях. Произойдет то, что и должно, — мозг будет сопротивляться тому, что ему усиленно навязывают.

3. Повышаем настроение.

Существую причины для перепадов в настроении, но это не должно исключать попыток изменить его к лучшему. Плохое настроение подлежит коррекции. Попробуйте проанализировать свое состояние, когда настроение, что называется, не на высоте. Случилось какое-то конкретное неприятное событие или, наоборот, видимых причин нет? В последнем случае восстановите весь свой день по мелочам и постарайтесь найти среди них те, которые мешают вашему позитивному настрою. А потом расправьтесь с ними безжалостно и беспощадно, заменив тем, что приятно, удобно и приносит радость.

Как улучшить настроение?

• Выберите такой маршрут до дома, где вам нравится смотреть, например, на красивый старинный дом.

• Делайте покупки в магазине, продавцы которого отличаются приветливостью и доброжелательностью.

• Купите самые красивые чашки для утреннего кофе и махровый халат такой степени мягкости, что одно его прикосновение к телу заставляет забыть обо всех неприятностях. Очень скоро вы убедитесь, что все эти мелочи — совсем не мелочи и именно они формируют настроение с течение дня.

• Улучшает настроение жизнь по принципу «здесь и сейчас». Часто люди не могут ощущать себя счастливыми, потому что не живут настоящим моментом. Они или вспоминают о том, что уже прошло, или ждут чего-то более хорошего. На самом деле приятным может быть любой момент — даже самый обычный, если мы будем сосредотачиваться на нем и замечать все его прелести.

• Не фиксируйте внимание на неприятностях. Помните: большинство событий нейтральны, и все зависит лишь от того, как мы сами на них посмотрим.

4. Сохраняем душевное равновесие.

Быть эмоциональным человеком хорошо, но в меру. И в жизни часто надо демонстрировать уравновешенность и спокойствие.

Если стрессовая ситуация наступила неожиданно, то попробуйте использовать следующие приемы самопомощи.

• Успокаивающее дыхание.

Медленно выполняйте вдох через нос. На мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

Представьте себе, что с каждым глубоким вдохом и длительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения

• Займитесь какой-нибудь работой, лучше физическим (посильным) трудом.

В стрессовой ситуации это сыграет роль громоотвода — вы направите свою энергию в мирное русло и вместе с тем отвлечетесь.

• Оглядитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь.

Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их прекрасно знаете. Медленно, не торопясь, переберите все предметы один за другим. Полностью сосредоточьтесь на этой «инвентаризации». Говорите мысленно себе: «Коричневый письменный стол. Белые занавески. Яркая ваза для цветов». Вы отвлечетесь от внутреннего напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Другие способы избавления от отрицательных эмоций:

• смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

• набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

• сделать дыхательное упражнение: три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);

• посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;

• слегка помассировать кончик мизинца;

• делая вдох, спокойно, не торопясь сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами — это удвоит эффект;

• применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело легкое», «я уверена в себе»), самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).

5. Отношения с окружающими.

Научитесь правильно реагировать на советы и критику. Примените технику вежливого отказа: соглашаясь с правильностью идеи или предложения и даже поблагодарив, все же найдите веские причины отказать: «Да, ваша картина нам очень нравится, но мы еще не решили с интерьером, поэтому будем любоваться ею у вас».

Для критики подходит прием «Открытая дверь».

1. Как только вы услышите сообщение, содержащее критику, разделите его на две части — истинную (факты) и субъективную (эмоции, оценки и преувеличения).

2. Согласитесь со всем, что справедливо (с фактами), и никак не реагируйте на все остальное («Да, я не всегда все делаю вовремя»),

3. Ответ ваш должен быть кратким, лучше, если это вообще простое согласие («Да, бывает и такое»). Никаких объяснений и оправданий.

4. На всем протяжении беседы сохраняйте ровное настроение — не возмущайтесь, не обижайтесь, не иронизируйте в ответ.

В результате любитель критики не получает того, что хочет и, соответственно, перестает так себя вести. «Открытая дверь» — название, отображающее такую ситуацию: человек пытается с разбега выломать закрытую дверь, а она сама распахивается настежь.

Приложение 2. Психологи советуют: «Как вырастить оптимиста?»

• Прививайте ребенку уверенность в том, что все, что он делает, важно.

У детей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше веры в себя. Когда вы успокаиваете своего расплакавшегося малыша или приходите на концерт с его участием, вы даете ребенку уверенность, чувство защищенности. Если у него есть ощущение, что о нем заботятся, то, попадая в незнакомую обстановку или ситуацию, он будет испытывать то же чувство уверенности, ощущение надежного тыла.

• Отступайте в сторону.

Дошкольник, требующий позволить ему самому расчесать волосы, скорее всего, начешет себе колтун. Однако чем больше возможностей проявить самостоятельность мы даем своим детям, тем увереннее в себе они становятся и тем положительнее относятся к самостоятельному решению различных жизненных задач.

• Пусть ребенок чувствует себя важной частью «большой жизни».

Уход за собой, помощь по дому дает возможность ребенку чувствовать себя важной частью семьи и помогает поверить в себя. Давайте малышу посильные задания, например пусть в его обязанности входит раскладывать хлеб, кормить кошку.

• Позвольте ребенку самому принимать решения.

Дети, привыкшие думать сами за себя, в состоянии лучше контролировать свою жизнь. Нужно много тренироваться, чтобы научиться делать правильный выбор. Поэтому как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать, предлагая соответствующие его возрасту альтернативы: например, двухлетку спрашивайте, хочет он пить сок из красной или из голубой кружки; десятилетнего — хочет он учить английский язык или немецкий и т. д.

• Объясните малышу, что результат всегда прямо пропорционален приложенным усилиям.

Внушайте своему ребенку чувство оптимизма, обращайте внимание на его усилия, а не на продукт этих усилий. Говорите: «Ты, наверное, очень хорошо подготовилась, раз написала такую сложную контрольную на пятерку!» Если малыш сделал что-то хуже, чем надо, то обсудите с ним, каким образом он смог бы улучшить свои результаты. Хвалите его за усидчивость и всегда отмечайте, что успех — это результат его собственных действий, а не случайной удачи.

• Научите его отвлекаться от негативных мыслей.

Дети, воспринимающие каждую свою неудачу как подтверждение того, что им никогда ничего не удастся, думающие, что мир настроен против них, и чувствующие свою вину за негативные события, на которые они никак не могли бы повлиять, больше всех остальных подвержены депрессиям.

Оптимисты склонны воспринимать ход вещей иначе, чем пессимисты. Когда случается что-то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины. Они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз можно будет избежать этой ситуации.

Автор: Чиркова Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка 3-4 лет»

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников 3-4 лет»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!