Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс

Конспект собрания для родителей учеников 2-х классов «Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цели и задачи родительского собрания:

• выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

• дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Подготовительный этап. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки; проводит анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование. Рабочие места для работы микрогрупп; записные книжки или блокноты, ручки, карандаши; бланки анкет; памятки.

Анкета для учащихся 1 «Твой выходной день»

1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?

2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.

3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета для учащихся 2 «Ты пришел из школы...»

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия.

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

Анкета для родителей

1. Продолжите предложения...

— У нашего ребенка есть специальное место, где он...

— Наш ребенок выполняет домашнее задание...

— Самостоятельно справляется с...

— Готовит с трудом...

— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в...

— Когда ребенок учит уроки, мы...

— Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что...

— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то...

— Мы думаем, что на воскресенье...

— Ребенок начинает приготовление домашнего задания с...

— При приготовлении домашнего задания необходимо...

— При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем...

— Если ребенок включается в работу сразу, то...

— При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем...

— Если ребенок включается в работу медленно, то...

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.

Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.

Описание родительского собрания

Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку. Обращает внимание родителей на записные книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.

Избирается рабочая группа.

Предоставляется слово классному руководителю.

Выступление классного руководителя

В выступлении используются материалы из книги М.М. Безруких, С.П. Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал, с другой — рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10—15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6—7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она, как и в школе, не должна быть больше 8—10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, и лишь потом продолжать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов — 3-3,5 часа.

Работа микрогрупп

Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.

Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.

Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.

Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Решение родительского собрания.

Родителям совместно с ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.

— Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

— Поддерживать у детей интерес к учебному труду.

— Способствовать развитию их познавательной активности.

— Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.

- Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веру в себя.

Памятка (для учеников и родителей) «Садимся за уроки»

- Садись за уроки всегда в одно и то же время.

- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

- Сотри со стола пыль.

- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

- Приготовь письменные принадлежности для занятий.

- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

- Убери все лишнее со стола.

- Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник...

«Как готовить домашнее задание по русскому языку»

- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

- Прочитай задания упражнения.

- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

- Выполни упражнение письменно.

- Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

- Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

- По окончании домашней работы 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

- Перед сном еще раз повтори стихотворение.

- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

• Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

• Выучи первый отрывок.

• Выучи второй отрывок.

• Повтори первый и второй отрывки вместе.

• Выучи третий отрывок.

• Расскажи наизусть все стихотворение.

• Повтори стихотворение еще раз перед сном.

• Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи»

• Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.

• Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

• Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

• Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

• Составь план решения.

• Выполни решение.

• Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Похожие статьи:

Физкультурные паузы для начальных классов

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Физкультминутки для 1-3 класса

Гимнастика для снятия общего утомления у детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!