Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание во 2 классе. Домашнее задание

Сценарий родительского собрания для 2 класса на тему «Садимся за уроки»

Составлено и проведено Р. В. Васильевой

Цели:

— выяснить, почему часть учащихся испытывает затруднения при выполнении домашнего задания;

— найти пути оптимизации выполнения домашнего задания учащимися.

Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель и родительский комитет подбирают книги и журналы для выставки.

II. За две недели до собрания классный руководитель проводит анкетирование родителей и учащихся, делает анализ анкет.

Анкета для родителей

1. Оказываете ли вы помощь ребенку при выполнении домашнего задания? В чем она заключается?

2. В какое время ваш ребенок садится за уроки?

3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения?

4. Всегда ли есть у ребенка запись в дневнике о наличии домашнего задания?

5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение:

а) письменных заданий;

б) устных заданий?

6. Ваши предложения по данной теме.

Анкета для учащихся

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Уроки садишься делать сам или заставляют?

5. Как поступают родители, когда ты приносишь «двойку»?

6. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

7. Какие предметы учить труднее?

8. Зачем ты учишься?

9. Как ты оцениваешь свои успехи?

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) в классе организована выставка книг по теме собрания;

б) памятка для родителей;

в) книжечки (альбомный лист, сложенный пополам) с вопросительным знаком на обложке.

* * *

I. Организационный момент

На столе лежат картонные кружочки, с обратной стороны которых изображены яблоко, груша или апельсин. Родители при входе в класс выбирают карточку. Такие же эмблемы лежат на столах. Каждый родитель занимает стол соответственно выбранной карточке. Таким образом, складываются три рабочие группы. Классный руководитель обращает внимание на книжечки, в которые можно записать вопросы, возникшие по ходу собрания.

II. Классный руководитель ведет рассказ по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка».

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала. А солнце к вечеру клонится...

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1 — 2 предложения по цепочке.

III. Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций

Ситуация 1. Мы делаем домашнее задание по математике так... (родители объясняют).

Ситуация 2. Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится, как сможет. Я в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, то спросит у ребят, учителя, а уж отметка — что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет. А как иначе?

— Как вы оцениваете поведение родителей?

— Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

— Ваши действия на «двойку» за домашнее задание?

Ситуация 3. Должен ли ребенок дожидаться родителей,

чтобы выполнить домашнее задание? Объясните ваше мнение.

Ситуация 4. Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом — в тетради? Объясните вашу позицию.

Примечание: в ходе работы микрогрупп классный руководитель дает пояснения, опираясь на психолого-педагогическую литературу, приводит данные анкет.

IV. Выступление классного руководителя

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» — и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к важным школьным делам, страдает качество выполняемых заданий. А во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы: выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков. С другой — воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя «ненастроенность» ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Мне хочется привести пример вот такого выполнения домашнего задания: «Мой Петя сидит за уроками 3—4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса». Но ведь во втором классе на домашние уроки надо тратить не более 1,5—2 часов. Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит работает. Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике. Да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут. Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу. Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. На раскачку ушло 20 мин, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время: дважды встал из- за стола и ходил на кухню пить воду; один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов; дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате; один раз доставал из стола альбом с марками и листал его. Но вот работа закончена. Петя еще 10 мин бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради. Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 ч 27 мин использовано с толком, сколько и положено ученику второго класса. Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»? Старайтесь, подобрать для ребенка такие игры, которые не превращались бы в простую возню. Полезно для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Недопустимо позволять ребенку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. На столе все должно находиться на своих местах. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время придет к тому, что все эти действия станут привычными для него.

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату до начала занятий.

3. Выключи телевизор. В комнате должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтрашний день. Проверь, всели задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков — с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения заданий на вчерашний и сегодняшний день ответить на вопросы, какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее. Постепенно ребенок сам придет к выводу, с чего лучше начинать занятия — с легкого или трудного. Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 мин занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

V. Рефлексия

Под музыкальное сопровождение родители передают свечу, заканчивая фразу: «Я сегодня благодарен себе за то ...».

VI. Решение родительского собрания

1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание.

2. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

3. Хвалить за малейшее достижение.

Литература

Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М„ 1988.

Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бода- лева. М., 1989.

Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1994.

Похожие статьи:

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Физкультурные паузы для начальных классов

Физкультминутки для 1-3 класса

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!