Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание в средней группе. Трудовое воспитание в семье

Конспект родительского собрания для родителей детей средней группы детского сада на тему «Без напоминаний и с удовольствием»

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольников.

Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; дать практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей.

Форма проведения: презентация педагогического журнала.

Участники: старший воспитатель, воспитатели, родители.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Презентация педагогического журнала.

3. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Проведение письменного опроса родителей «Как вы считаете, с какой целью необходимо приучать детей к выполнению домашних обязанностей?» (Ответы родителей записываются крупными буквами на общий лист, представляющий собой свиток.)

2. Изготовление журнала со страницами (формата A3) или информационных листов с названиями страниц; подготовка подставки для размещения журнала или его страниц.

II. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Приглашаем вас на презентацию педагогического журнала «Без напоминаний и с удовольствием». На его страницах вы познакомитесь с практическими советами по внедрению системы домашних обязанностей для детей дошкольного возраста.

Дети разыгрывают сценки или читают стихи на тему «Воспитание трудолюбия».

Рак-бездельник

Жил у речки под корягой

Старый рак-отшельник.

Был он соня, белоручка,

Лодырь и бездельник.

Он позвал к себе лягушку:

— Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой,

Прачкой, поварихой.

А лягушка-белогрудка

Раку отвечает:

— Не хочу я быть служанкой

Глупому лентяю.

В. Викторов

Мы ловили рыбу с лодки

Мы ловили рыбу с лодки,

А лентяй — со сковородки.

Мы поджарили треску,

Разделили по куску,

А лентяю — ни куска:

— В море, друг, твоя треска!

И. Демьянов

Строители

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители.

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка!

Неужели это я?!

Б. Заходер

Воспитатель. Хорошее начало — залог успешной презентации. Об актуальности заявленной темы расскажет главный редактор журнала, старший воспитатель... (Ф.И.О).

Старший воспитатель. «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!» — из раза в раз нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и в конце концов приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, упреки.

Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и... делал это самостоятельно, без напоминаний и даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить безупречно работающую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И конечно же набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

III. Презентация педагогического журнала

1. Страничка «Цели»

Воспитатель. Итак, первая страничка журнала — «Цели» (открывает журнал на странице «Цели» или ставит на подставку лист с названием страницы).

Вопросы для обсуждения

- Как вы относитесь к системе домашних обязанностей детей?

- Считаете ли вы ее необходимой и полезной?

- Что мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей?

Вариант 1. Родители работают индивидуально. Каждый родитель по очереди, по кругу называет свой вариант со слов «Мы Хотим, чтобы...» (можно предложить передавать из рук в руки какой-то предмет).

Вариант 2. Родители делятся на две-три группы, обговаривают варианты, затем представитель от каждой группы называет их, начиная свое выступление со слов «Мы хотим, чтобы...»:

• дети помогали маме по дому;

• дети знали, где находятся их вещи;

• дети считали свои обязанности вкладом в семью;

• дети выполняли их самостоятельно;

• родители не тратили силы на уговоры;

• дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей считать добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;

• родители вздохнули свободнее, в частности мамы, почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи...

Воспитатель (обобщает). Наша задача — максимально четко представить себе:

• что получаем мы, родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей;

• что получают от нового образа жизни дети;

• и что в конце концов приобретает семья, т. е. мы все — дети и родители.

2. Страничка «Выделяем главное»

Воспитатель. Среди читателей журнала было проведено исследование, с результатами которого вас познакомит воспитатель... (Ф.И.О.) на страничке «Выделяем главное» (ставит на подставку лист с названием страницы). Посмотрим получившийся список и выделим главное (раскручивает свиток из бумаги и размещает его на магнитной доске, чтобы все родители видели, что там написано). Это одна или две цели, ради которых действительно стоит все это затевать. Ради которых можно настойчиво, изо дня в день, в течение месяца повторять ребенку, что именно эти дела теперь входят в его ежедневные обязанности.

Для чего нужно выделять главные цели? Вы ставите своеобразный фильтр для целей второстепенных и держите в голове главное.

Пусть в вашем списке главных целей присутствует воспитательный момент. То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но формируете у них привычки на будущее:

• умение находить время на дела по дому;

• умение помнить о том, что они живут не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

• умение заботиться о других;

• умение находить пользу и даже получать удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

• умение планировать и организовывать свою деятельность и т. д.

Наша с вами задача — максимально полно подготовить ребенка к переходу во взрослую жизнь. В наш журнал пришло письмо от Елены Мануковской, которая делится своим опытом: «В свое время, создавая систему домашних обязанностей, я сформулировала для себя такую цель: я хочу, чтобы мои близкие поняли, что поддержание дома в чистоте и порядке — это не моя святая обязанность, а вклад каждого. Чтобы они начали относиться к дому как к своему, в котором каждый отвечает за свою часть. Чтобы, выполняя обязанности по дому, дети и муж понимали, что помогают не мне, а себе и своей семье жить в удовольствии и уюте». Вы можете воспользоваться этим опытом. Но будет гораздо продуктивнее сформулировать цель самим. Это будет ваша цель, и значит, вы будете идти к ней быстрее.

Работая в малых группах или индивидуально, родители выделяют главные цели. Желающие озвучивают их и поясняют. Воспитатель выделяет маркером в общем списке главные цели, названные родителями.

3. Страничка «Список обязанностей»

Воспитатель. Приступаем к воплощению плана в жизнь. Следующая страничка — «Список обязанностей». Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать все дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистоте и порядке.

Практическое задание для родителей: на заранее приготовленных листах написать перечень домашних дел (работа в микрогруппах).

Воспитатель. Пишите все. Даже такое задание, как наполнять фильтр водой. С ним может справиться даже трехлетний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр — может быть, и не полностью — и считать себя очень нужным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа. Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет отвечать только ОН. Точно так же как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж - за вовремя вбитые в стену гвозди.

Не разделяйте сразу домашние дела на обязанности для сына, Дочки и мужа. Не забегайте вперед. Сначала распишите все, что видите:

• выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери;

• полить цветы на кухне;

• разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;

• выставить обувь, разбросанную по прихожей, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде; складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;

• следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал определенное место;

• вытирать лапы собаке после прогулки;

• кормить рыбок в аквариуме и т. д.

Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо.

4. Страничка «Немного отдохнем»

Воспитатель. А сейчас пришло время немного отдохнуть. Страничка «Немного отдохнем».

Проводятся шуточные эстафеты или динамическая пауза.

Варианты эстафет для мам

• «Обед за пять минут» — бег с кастрюлей;

• «По дороге остужу» — бег с ложкой;

• «Не пролью ни капельки» — переливание воды из одного сосуда в другой;

• «Все расставлю по местам» — бег с подниманием предметов;

• «Чистота — залог здоровья» — бег с выбивалкой и постельными принадлежностями (подушкой, покрывалом).

Вариант эстафеты для пап

Быстро и до блеска «натереть паркет», соблюдая следующую инструкцию. У стены комнаты на полу разложены листки бумаги - «полотеры». Участники ставят на них ноги (каждую на отдельный листок) и, скользя этими приспособлениями по поверхности пола, «натирают» его. Для облегчения «ножного труда» в качестве «полотеров» можно использовать коробки (из-под конфет, обуви) или саму обувь (калоши, домашние тапочки) очень большого размера.

5. Ролевая игра

Воспитатель. А мы дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Давайте проиграем ситуацию. Для этого нам нужно выбрать маму, папу и детей. Сядьте все вместе в кружок.

«Семья» садится.

Воспитатель (обращается к «маме»). Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить все на себе или тратить огромное количество жизненных сил на убеждение и мотивацию. Поэтому решили сделать ход конем — показать, что именно нужно делать по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, как много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно делать, чтобы содержать дом в порядке.

Поэтому берите список в руки и демонстрируйте.

«Мама» называет свои дела.

Воспитатель. Вот сколько! После этого предложите детям и мужу выбрать те обязанности, которые они будут выполнять с удовольствием. Не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас — великолепная возможность выбрать дело по душе.

Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы командуете парадом. А любимым людям предлагаете выбрать фишки, которыми они будут ходить в предложенной вами игре.

«Мама» предлагает.

6. Страничка «Калейдоскоп увлекательных и полезных дел»

Воспитатель. Открываем следующую страничку — «Калейдоскоп увлекательных и полезных дел» (или «Кому что нравится»).

Воспитатель предлагает родителям в микрогруппах изучить советы и распределить обязанности между собой. Советы выдаются каждой микрогруппе.

Советы

1. При выборе обязанностей отталкивайтесь от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д. Если сын любит порядок — таких детей немного, но они есть, — предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т. д., зато мусора — вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть складом грязной посуды, вы все равно выиграете, потому что вам уже не придется очищать стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.

2. Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем Работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности — наверное, самому важному навыку и пониманию, которые предстоит постичь ребенку.

3. Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком Мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел На Маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

4. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваши сэкономленные время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.

Воспитатель. Теперь осталось только расписать (если дети могут писать, пусть это делают самостоятельно), кому и какие обязанности нужно будет выполнять. Малышей попросите нарисовать картинку, соответствующую выполняемой работе, например рыбку, что будет означать «кормить рыб».

Пунктов не должно быть много. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата.

7. Игра «Угадай»

Члены микрогрупп изображают свои обязанности в виде символа и предлагают остальным участникам игры отгадать, что это за обязанности.

Воспитатель. Обычно на ежедневные обязанности у детей- дошкольников уходит в среднем от 10 до 20 минут, а у более старших — от 30 минут до часа.

Покажите детям, как это можно делать быстрее (в идеале они поймут сами), в этом случае у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты.

Повесьте список на видное место, чтобы в ответ на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности?» — дети могли подойти и посмотреть, если забыли.

Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности — и родителей и детей - прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и то, за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что дети напомнят вам о ваших обязанностях так же, как это делаете вы. Будьте готовы к тому, что вам придется делать все вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребенка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора.

8. Страничка «Нам пишут»

Воспитатель. Последняя страничка — «Нам пишут». Выдержки из писем нам зачитают наши родители.

Письмо 1. Первый раз вместе с мамой

Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что Вы ему поручили. Пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца.

Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет ждать ребенка с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать, и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.

Если Вы решили поручить двенадцатилетнему ребенку стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно, как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие — за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.

Письмо 2. Каждому «спасибо» — свое время и место

Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для Вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!

Некоторые мамы могут возразить: зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто спасибо не говорит... Не говорит — значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите спасибо своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.

Слова благодарности, похвала имеют великую силу. Но тогда, когда звучат к месту и ко времени. Когда Вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу, что есть результат, который очень всем нужен.

Письмо 3. Процесс пошел!

Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача — помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.

Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел.

Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор. Если сегодня ребенок пришел уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.

Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких.

Так же и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это и вот это. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно так же вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Письмо 4. Обратная связь

Нелишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать, что думают по поводу ваших преобразований домочадцы. Не дожидайтесь, пока ситуация станет взрывоопасной и дети взбунтуются и потребуют «прекратить это издевательство». Спрашивайте, устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Справедливо ли все это?

Ведь Вы создаете эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Вы не командир отряда, приказы которого не обсуждаются. Вы — мудрый руководитель. Ваш метод — мотивация, а не муштра. Поэтому Вашей второй натурой должна стать гибкость и мудрость. Они приходят, если слушаешь не только свои желания, но и желания родных.

Воспитатель. Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не надоели своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: «Наверное, я никогда не научусь с этим справляться...»

Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

IV. Заключительная часть

Воспитатель. Просмотрена последняя страничка журнала. Какие у вас появились вопросы? (Если есть вопросы, отвечает.) Презентация прошла. По домам идти пора. До свидания!

Похожие статьи:

Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции

Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы

Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье

Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!