Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание в средней группе. Телевидение в жизни семьи и ребенка

Конспект родительского собрания для детей родителей средней группы

Цель: формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.

Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми; проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.

Форма проведения: традиционная.

Участники: воспитатели, родители, старшая медсестра.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Введение в проблему.

3. Факты и комментарии.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

6. Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».

7. Тестирование родителей (приложение 4).

8. Самостоятельная работа родителей в группах.

9. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Оформление приглашения на родительское собрание, проведение занятий рисования на тему «Я смотрю телевизор».

2. Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу, какие передачи предпочитает, в какой передаче хотел бы сам принять участие).

3. Изготовление макета телевизора.

4. Подготовка бланков для самооценки (приложение 1), анкетирование родителей «Ребенок и телевидение» (приложение 3), подготовка памятки «Просмотр телепередач» (приложение 5).

II. Организационный этап

1. Размещены плакаты с темой собрания и цитатами.

2. Подготовлено необходимое оборудование: телевизор, видеомагнитофон, кассеты с мультфильмами «Том и Джерри» и «Как муравьишка домой добирался», доска с маркерами, бумага для записей, ручки и т. д.

Примечание. Данное собрание можно провести в формате телепрограммы «АБВГДейка».

III. Вступительная часть

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем вам обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка»1.

Отличительная черта времени, в котором мы живем, — стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека.

На тему «дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах.

— Телевидение в жизни ребенка — это хорошо или плохо?

— Сколько и что должны смотреть дети?

— Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?

IV. Разминка. Введение в проблему

1. Упражнение «Самооценка своего состояния» (приложение 1)

Воспитатель. Сначала давайте оценим свое состояние по десятибалльной шкале по следующим показателям: настроение, самочувствие и активность.

Родители заполняют лист самооценки.

2. Упражнение «Рисунок»

Воспитатель. Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький — вред.

Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.

Воспитатель. Объясните одной фразой ваш рисунок. (Высказывания родителей.)

Вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство Родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое.

В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике.

V. Факты и комментарии

Воспитатель (имитирует включение телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости в разных странах.

Вариант 1. Сообщение воспитателя о проблеме телезависимости в разных странах (приложение 2).

Вариант 2. ОКНО — очень короткие новости из области статистики:

• 2/3 наших детей в возрасте от 5 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.

• Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

• 50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.

• 25% детей в возрасте от 5 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.

• 38% ребят в возрасте от 5 до 12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

VI. Обсуждение результатов микроисследования

Сообщение и комментарий по результатам опроса детей и анкетирования родителей, которые подчеркивают актуальность выбранной темы (приложение 3).

Воспитатель. Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей подготовительной группы нашего детского сада. Детям было предложено ответить на следующие вопросы.

— Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

— Ты смотришь телевизор один или со всей семьей?

— Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие- то отдельные передачи?

— Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

Воспитатель приводит данные анализа ответов детей. Воспитатель. А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей.

Воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей.

VII. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями

Воспитатель. Какие у вас будут вопросы? Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы. Примерные вопросы родителей

- Что же делать и нужно ли что-то делать?

- Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

- Есть ли в просмотре телепередач, особенно для детей среднего и старшего дошкольного возраста, нечто положительное?

- Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

- Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором?

Воспитатель. Что ж, в нашей группе существуют разные взгляды и мнения. Давайте попробуем выявить достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.

Вариант 1. Игра-дискуссия «Телевизионный ринг»

В красном углу — сторонники применения телевидения в дошкольном воспитании, в синем — его противники.

Родителям можно подготовить небольшие подсказки: написать на листочках то или иное свойство телевидения.

Задача команд: выбрать нужные высказывания и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно этого мнения.

Примерные подсказки

Телевизор:

• вызывает положительный интерес к технике;

• полностью захватывает сознание ребенка;

• развивает творческие способности, воображение ребенка;

• устраняет страх ребенка перед новой техникой;

• отрицательно влияет на физическое развитие детей;

• провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

• позволяет развивать кругозор ребенка;

• повышает состояние тревожности, нервозности и страха;

• воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность;

• снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии;

• позволяет получать новые знания;

• ухудшает зрение ребенка;

• развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

Вариант 2. Игра «Хорошо — плохо»

На доске прикреплены две картинки: на одной — «рука» телевизора и рука человека в дружеском рукопожатии, на другой — знак грозы и молнии. Под первым рисунком воспитатель под диктовку родителей пишет о положительном влиянии телевидения, под вторым — о негативном.

Воспитатель. Что дает просмотр телепередач детям? (Мнения родителей.)

Вывод

Просмотр телепередач дает возможность:

• расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

• находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

• понять, что такое хорошо и что такое плохо;

• узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

• развить воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

Воспитатель. А что дает детям просмотр телепередач для взрослых? (Мнения родителей.)

А сейчас ОКНО — очень короткие новости. «Вижу, слышу, не дышу» — примерно с такими ощущениями смотрят телевизор дети, проводящие перед ним более пяти часов в день. Дышат они не так глубоко, как их более здоровые подвижные сверстники, проводящие у голубого экрана всего один час. У любителей телевидения риск заболеть астмой увеличивается в два раза. Это результаты обследований 20 тыс. детей в возрасте 6—7 лет, опубликованные в медицинском журнале.

Как видите, у телевидения есть и положительные, и отрицательные стороны, и это нужно учитывать в воспитании ребенка. Не следует использовать телевизор как средство отвлечения ребенка для того, чтобы отдохнуть, не общаться, не играть и не заниматься с ним.

Родителям предлагается посмотреть на рисунки детей, подготовленные к собранию, на тему «Я смотрю телевизор».

Воспитатель. Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, дети 5—10 лет, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему, что показываете на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.

VIII. Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач»

В выступлении необходимо подчеркнуть, что просмотр телепередач для ребенка — большая зрительная и психоэмоциональная нагрузка.

Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные — до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0—5,6 м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора.

IX. Тестирование родителей (приложение 4)

Родителям предлагаются правила борьбы с телеманией.

1. Обсуждать и определять вместе с детьми телепередачи для просмотра на последующую неделю.

2. Обсуждать любимые телепередачи детей после просмотра.

3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, иначе это станет для ребенка положительным примером.

4. Помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодов удовольствие.

X. Самостоятельная работа родителей в группах

Задание 1: определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Задание 2: просмотреть фрагменты мультфильмов «Том и Джерри» и «Как муравьишка домой добирался». После просмотра выбрать один из мультфильмов и составить план беседы с Ребенком об увиденном.

(Мультфильм «Том и Джерри» выбран потому, что был назван детьми группы одним из самых популярных. Мультфильм про муравьишку выбран в связи с его высокой познавательной, эстетической и нравственной ценностью.)

Предполагаемый результат просмотра: родители выбрали мультфильм про муравьишку, обосновав это тем, что другой мультфильм не поддается какому-либо обсуждению.

Практическая работа способствует более глубокому осмыслению родителями данной проблематики и на этой основе — более содержательному проведению досуга, лучшему пониманию родителями потребностей своего ребенка, улучшению психического и физического состояния детей и успешному формированию нравственных ценностей.

В заключение родителям выдают памятку «Просмотр телепередач» (приложение 5) и правила для родителей (приложение 6).

XI. Заключительная часть

1. Рефлексия «Пирамида знаний»

Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.

Примечание. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.

Вывод. Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы — родители и наши дети — не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

2. Принятие решения

3. Решение текущих вопросов. Индивидуальные беседы

Приложение 1. Самооценка своего состояния

Оцените свое состояние по следующим шкалам (обведите в кружок соответствующую цифру):

мое настроение    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 баллов;

самочувствие        0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 баллов;

активность             0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 баллов.

Приложение 2. Материал к педагогическому всеобучу

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне... Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре делают уроки, болтают с друзьями, играют, едят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и многие взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.

Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше, чем у остальных, уровень холестерина в крови. Специалисты полагают, что чрезмерное увлечение телепросмотром вырабатывает в детях менее критичное отношение к насилию, поддерживает агрессивность.

Советы родителям

1. Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместо этого подыщите ему какое-нибудь дело — пусть учится рисовать или музыке, развивайте интерес к книге.

2. Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.

3. Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.

4. Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.

5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

Приложение 3. Анкета для родителей «Ребенок и телевидение»

1. Что делает Ваш ребенок после прихода домой из детского сада? (Отметьте три наиболее частых занятия.)

□ играет самостоятельно;

□ смотрит телевизор;

□ гуляет;

□ играет вместе со мной;

□ слушает чтение книги;

□ играет с братьями, сестрами, друзьями;

□ ходит по дому, не в силах ничем себя занять;

□ свой вариант (написать).

2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?

□ каждый день;

□ 1—2 раза в неделю;

□ только по выходным дням;

□ в исключительных случаях;

□ никогда;

□ свой вариант (написать).

3. Какие передачи он смотрит чаще всего?

4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?

5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?

6. Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?

□ всегда;

□ иногда;

□ очень редко;

□ никогда, нет времени;

□ свой вариант (написать).

7. Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач?

□ да, безусловно;

□ иногда это бывает;

□ у меня это не получается;

□ считаю, что этого делать не надо;

□ свой вариант (написать).

8. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка?

9. Как часто работает телевизор в Вашем доме?

□ включен всегда с утра до вечера;

□ чаще всего включен;

□ включается только для просмотра определенных передач;

□ включается в исключительных случаях;

□ никогда;

□ свой вариант (написать).

Приложение 4. Тест на обнаружение телевизионной зависимости

Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.

1. У Вас появились слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.

2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.

3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.

4. У Вас появляется чувство, что Вам чего-то не хватает, и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.

5. У Вас возникают дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.

6. Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого- либо, страдание, боль, невыносимые муки.

И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.

1. У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.

2. У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.

3. Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.

4. Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.

5. Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4—5 часов.

Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы

три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость (уровень потребности, привычки).

Если Вы обнаружили у себя половину этих признаков — необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.

Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшейся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это признак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.

Приложение 5. Памятка для родителей «Просмотр телепередач»

Освобождение начинается с признания: я на «телевизионном крючке», далее предлагаем следующие шаги.

1. Подумайте о разнообразии своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1—2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то действительно нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.

2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Запомните: верхом на телевизоре от них не убежишь. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а, наоборот, приобретаете!

3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы, неудовлетворенности и напряжения, выработайте другие, здоровые, способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.

Приложение 6. Правила для родителей

Если Вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила.

1. До 2—2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше и позже) — не более 15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала зайке шарик...» Такой пересказ необходим, потому что 2—3-летний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.

2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.

3. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка...»; для этого полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть их по нескольку раз (не в один день, конечно).

4. Передача «Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать, а просматривать его в другой день.

5. Если Вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что Вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.

6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!

Похожие статьи:

Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка

Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы

Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции

Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!