Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье

Конспект родительского собрания для средней группы ДОУ ко Дню пожилого человека

Цели: расширение контакта между педагогами и семьями воспитанников; воспитание уважения к людям старшего поколения.

Задачи: выразить признательность старшему поколению; содействовать в установлении контактов между молодыми родителями и представителями старшего поколения по вопросам воспитания внуков.

Форма проведения: круглый стол.

Время проведения: накануне Дня пожилого человека (1 октября).

Участники: родители, бабушки, дедушки, воспитатели.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Выступление родителей «От всей души».

3. Социологическое исследование.

4. «Будем знакомы».

5. Дискуссия.

6. Анализ ситуаций.

7. Мудрые советы бабушек и дедушек.

8. Советы-секреты бабушкам и дедушкам.

9. «Острое блюдо».

10. Заключительная часть.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Анкетирование бабушек и дедушек (приложение 1) и родителей (приложение 2).

2. Изготовление наглядного и раздаточного материала (приглашения на собрание (приложение 3); плакатов: «Поверьте нестареющей примете: век плачут избалованные дети», «Бабушка — вторая мать», «Дети до венца, а внуки — до конца»; подарков; советов-секретов (приложение 4)).

3. Подготовка и оформление выставки предметов, сделанных бабушками и дедушками, фотогазеты «Бабушка, дедушка и я — настоящие друзья»; выставки «Бабушки и дедушки — ваши помощники в воспитании детей» (на выставке представлены предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек для группы, рядом слова благодарности: «Спасибо вам за труд большой, за все, что сделано с душой»),

4. Запись интервью с детьми на магнитофон или видеомагнитофон.

5. Подготовка концерта художественной самодеятельности или совместного досуга («Бабушки и внуки», «Бабушка и я — добрые друзья»), конкурсов (приложение 5).

6. Приглашение фотографа.

II. Организационный этап

1. В помещении вывешены плакаты с указанием темы собрания и цитатами, оформлены выставки, столы расставлены по кругу, на столах все для чаепития, конверты с советами-секретами для бабушек и дедушек, оформленные детьми, цветы.

2. Бабушкам и дедушкам выданы бейджики с именами и отчествами.

III. Вступительная часть

Звучит песня «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина).

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие бабушки и дедушки! Мы рады видеть вас!

Вы вместе с ребенком проходите золотую пору его жизни, наполняете ее заботой, любовью, мудростью. Вы — источник терпения, доброты, нравственной опоры и защиты своих внуков. Подумать только, наших детей опекают ... бабушек, ... дедушек, ... прабабушек. Это целая армия добрых, чутких, мудрых людей.

С детьми вы проживаете как бы вторую жизнь, а с внуками — третью. Недаром пословица гласит: «Дети до венца, а внуки — до конца». Вы согреваете теплом дом, помогаете растить внуков, вы отдаете все силы и тепло своих сердец близким и родным, и они благодарят вас за это.

IV. Выступление родителей «От всей души»

Говорят слова благодарности, дарят в подарок номер художественной самодеятельности.

V. Социологическое исследование

Воспитатель. Нашим детям мы задали несколько вопросов.

— Чем любите заниматься вместе с бабушками и дедушками?

— За что вы их любите, за что хотите сказать спасибо?

Вот что они ответили.

Включается запись с ответами детей. Бабушки и дедушки высказываются по поводу услышанного.

Воспитатель. Слова благодарности мы услышали и прочитали в анкетах родителей ваших внуков. (Зачитывает.) Нашим детям также были заданы такие вопросы.

— Любят ли вас бабушки и дедушки?

— Почему вы так думаете?

— Как вы думаете, какое сердце у бабушки, дедушки?

Послушайте, как ответили дети.

Включается запись. Бабушки и дедушки высказываются по поводу услышанного.

Воспитатель. Мы собрались сегодня за нашим круглым столом, чтобы не только познакомиться, но и услышать ваше мнение по вопросам воспитания детей, поделиться опытом и выслушать советы.

Звучит песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

VI. «Будем знакомы»

Воспитатель. Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте сначала познакомимся.

Вариант 1. Пожалуйста, коротко расскажите о себе: ваше имя, отчество, чем вы занимаетесь в свободное время, ваши увлечения.

По ходу знакомства исполняются номера художественной самодеятельности.

Вариант 2. Прием «Мне нравится». Педагог начинает: «Я — ... (Мария Ивановна). Мне нравится (я люблю) ... (выращивать на огороде цветы)». Далее бабушки и дедушки по очереди рассказывают о том, чем любят заниматься в свободное время (о своих увлечениях).

VII. Дискуссия

Воспитатель. Дедушки и бабушки — надежное убежище от не всегда справедливого родительского гнева. Дети верят в преданность своих бабушек и дедушек и потому мало боятся их, не всегда слушаются. Но когда вы сердитесь, они готовы на все, лишь бы вы простили их и улыбнулись. Мы задали нашим ребятам такие вопросы.

— Когда бабушки и дедушки сердятся?

— Когда улыбаются?

Послушайте, как они ответили.

Включается запись с ответами детей. Бабушки и дедушки высказываются по поводу услышанного.

Воспитатель. Какое участие вы принимаете в воспитании внуков? Есть ли трудности в воспитании? (Ответы бабушек и дедушек.)

Сегодня у нас есть возможность коснуться некоторых проблем воспитания внуков. А они, конечно, есть.

VIII. Анализ ситуаций

Ситуации можно проиллюстрировать мини-сценками.

Ситуация 1

Часто у ребенка не одни бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь - бабу Лялю или бабу Веру?» - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая - сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос: «А что ты мне принесла?»

Вопросы

— Выскажите свое мнение о данной ситуации, уважаемые бабушки и дедушки.

— Расскажите о своем опыте отношений с ребенком.

Ситуация 2

Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. В этот день погода выдалась по-летнему теплой, особенно к вечеру, и мальчику разрешили не надевать курточку, шапку. Все это он сложил в бабушкину сумку.

- На, бабушка, неси! А я пойду налегке... Хорошо-то как! - радостно воскликнул мальчик.

- А я-то думала, что ты, Антон, не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница. Мальчик смутился, поняв намек, и сказал:

- Давай, бабушка, я сам сумку понесу!

- Ладно уж, - говорит с иронией бабушка, поднимая сумку вверх так, чтобы внук не смог до нее дотянуться.

- Ну как же, он в детском саду и мне помогает, и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - ведь он уже большой, сильный.

Бабушка недовольно махнула рукой:

- Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький!

Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку: как поступить? Но он так и не успевает принять нужное решение: бабушкина рука решительно подталкивает его в спину навстречу к раскрытой двери. И вдруг, словно спохватившись, мальчик стремительно выбегает в дверь. Не оглядываясь, он выкрикивает:

- А я еще совсем маленький!

Вопросы

— Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку?

— Всем нам хочется знать, почему одни дети избалованны, а другие нет. Где корни избалованности, откуда они идут?

Ситуация 3

В вагон вошла бабушка с внуком. Пассажиры, потеснившись, освободили место, и мальчуган тут же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику: «Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто-то. «Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет».

«Конечно, большой, должен уступить место, и не только своей бабушке. В вагоне народу немного, и мальчик может постоять», - возразила женщина.

Бабушка недовольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».

Вопрос

— Ваше мнение о данной ситуации.

IX. Мудрые советы бабушек и дедушек

Воспитатель. В анкете, предложенной вам до собрания, был один необычный вопрос. Если бы вам предложили написать свод правил на тему «Какими надо быть в старости», какие советы вы бы записали в него?

Изучив ваши ответы, мы пришли к мнению, что все они заслуживают внимания, поэтому есть предложение высказаться каждому из присутствующих.

Я буду передавать предмет по кругу, а тот, кто его получит, может сказать свое слово.

Бабушки и дедушки дают свои советы.

Воспитатель. А вот что написали родители. (Зачитывает ответы родителей.)

А сейчас для вас в подарок звучит песня.

Музыкальная пауза.

X. Советы-секреты бабушкам и дедушкам

Воспитатель. Уважаемые бабушки и дедушки! На ваших столах лежат конверты, приготовленные любимыми внуками. Откройте, пожалуйста, их. Там вы увидите советы-секреты. Прочитайте их.

— Какие из советов вы считаете нужными и полезными?

— Какие вы уже взяли на вооружение в общении с внуками? Почему?

— С какими советами вы не согласны? Почему?

— Какими советами, по-вашему, необходимо дополнить памятку?

XI. «Острое блюдо»

Воспитатель. А сейчас мы с вами немного поиграем. Прошу всех принять участие в игре. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т. е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

Примерные вопросы

— Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?

— Нужно ли защищать внука (внучку) в его присутствии, если родители наказали его?

— Как часто говорить внучатам «нельзя»?

— О чем спросить ребенка, пришедшего из детского сада?

— Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?

— Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?

— Можно ли втайне от родителей разрешить внуку то, что они запретили?

Воспитатель. Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не хотите высказывать свое мнение, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ.

Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.

XII. Заключительная часть

Воспитатель. В завершение нашего разговора хочется выразить вам благодарность за участие в собрании, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

Пусть будут счастливыми и долгими годы вашей жизни, полной любви к внукам. Вы очень им нужны. Если человек провел свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми — дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, радостей от исполнения желаний, мудрых наставлений.

В заключительной части собрания бабушкам и дедушкам показывают небольшой концерт, проводятся конкурсы (приложение 6). Под песню «Дорогие мои старики» (муз. И. Саруханова, сл. С. Осиашвили) дети вручают цветы и подарки бабушкам и дедушкам. Общая фотография на память. Чаепитие.

Приложение 1. Анкета для бабушек и дедушек

Уважаемый(ая)... (имя, отчество бабушки, дедушки)!

Ваш жизненный опыт нужен молодым, Ваше мнение интересно и полезно знать всем, поэтому очень просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Хорошо ли быть бабушкой (дедушкой)?

2. Были ли Вы готовы к появлению внуков?

3. Живете ли Вы вместе с детьми и внуками?

4. Какова Ваша роль в семье?

5. Есть ли трудности в воспитании внуков?

6. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

7. Как проводите время с внуками? Чем занимаетесь: играете, читаете, рассказываете о своем детстве, учите чему-то?

8. Какими приемами воспитания внуков чаще пользуетесь: хвалите или ругаете внука (внучку)?

9. Слушаются ли Ваших советов родители внука (внучки)? Как Вы считаете, почему?

10. Поделитесь, пожалуйста, Вашими советами с молодым поколением: каким надо быть в старости?

Приложение 2. Анкета для родителей

Уважаемые... (имена, отчества родителей)]

Ваши полные и искренние ответы на вопросы анкеты помогут в подготовке собрания «Наши бабушки и дедушки», яснее увидеть проблемы и успехи воспитания детей.

1. За что Вы благодарны своим родителям, бабушкам и дедушкам Вашего ребенка?

2. Играют ли они роль в воспитании ребенка? Какую?

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?

4. Если бы Вам предложили написать свод правил на тему «Каким надо быть в старости?», какие советы Вы бы записали в него?

Приложение 3. Приглашение на собрание

Уважаемый(ая)... (имя, отчество бабушки, дедушки)!

Приглашаем и очень ждем Вас на встречу бабушек и дедушек детей нашей группы « ___ » ______________ в 17.30

За круглым столом, за самоваром будем рады посоветоваться с Вами, обменяться мнениями по проблемам воспитания внуков.

Во второй части встречи Вас вместе с внучатами ждут концерт с участием детей, родителей, бабушек и дедушек, конкурсы и приятные сюрпризы. Мы уверены, что неутомимость, творчество и молодость души позволят Вам принять активное участие в организации выставки мастеров и мастериц, в концерте семейной самодеятельности.

С уважением, воспитатели и воспитанники группы №...

Приложение 4. Памятка для бабушек и дедушек «Советы по воспитанию внуков и внучек»

1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.

3. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.

4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.

7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.

8. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия.

9. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами.

10. Говорите с ними, как со взрослыми.

11. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

12. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.

Приложение 5. Варианты конкурсов для семейных развлечений

«Узнай себя». На стене развешены портреты, нарисованные детьми. Бабушки и дедушки узнают себя.

«Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука (внучку).

«Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» (другую) на новый лад.

«Угадай мелодию». Бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения.

«Пословицы». Нужно правильно соединить начало пословицы с ее окончанием.

«Чудо-угощение». Все гости пробуют угощение, приготовленное бабушками и внуками, оценивают домашнее задание.

«Нарисуй портрет бабушки».

«Расскажите стихи». Внуки рассказывают стихи о своих любимых бабушках и дедушках.

«Успокой внучку (внучка)». Бабушки поют колыбельные, рассказывают потешки, прибаутки и т. п. (используется кукла).

«Одень малыша на улицу». Внуки вместе с бабушками одевают куклу.

«Конкурс детской песни». По жеребьевке исполняют детскую песню.

«Быстрые руки». Нужно сделать одновременно несколько дел.

«Карнавал». Из лоскутков ткани, атрибутов, прищепок делают костюм.

«Танцевальный». По жеребьевке исполняют танец.

Приложение 6. Текст для анализа с родителями «Сундук битого стекла»

Жил-был старик, который потерял жену и жил один. Всю жизнь он трудился не покладая рук, но из-за разных несчастий остался без гроша и был уже так стар, что не мог работать, чтобы прокормиться. В прошлом он был портным, но теперь его руки дрожали, и он не мог вдеть нитку в иголку, а зрение его так ослабло, что он не мог сделать ровного стежка.

У него было три сына. Все они уже выросли, завели свои семьи и так были поглощены собственной жизнью, что у них хватало времени только зайти пообедать с отцом раз в неделю.

Постепенно старик становился все слабее, и сыновья все реже навещали его. «Они теперь совсем не хотят быть со мной, - говорил он себе, - потому что боятся, что я стану обузой». Он не спал по ночам, беспокоясь о том, что с ним будет, пока наконец не придумал план.

На следующее утро он отправился к своему приятелю-плотнику и попросил его сделать большой сундук. Потом он пошел к своему приятелю- слесарю и попросил у него старый замок. Наконец, он пошел к своему приятелю-стекольщику и попросил у него старого битого стекла.

Старик принес сундук домой, наполнил его доверху битым стеклом и поставил под кухонный стол. В следующий раз, когда сыновья пришли к нему обедать, они наткнулись на него.

- Что в этом сундуке? - спросили они, заглядывая под стол.

- Ах, ничего, - ответил старик. - Кое-какие вещи, которые я храню.

Сыновья попробовали толкнуть сундук и увидели, что он очень тяжелый. Они постучали о него ногами и услышали, что внутри что-то звенит. «Наверное, там полно золота, которое он скопил за все эти годы», - зашептали они друг другу.

Они обсудили это и решили, что им необходимо охранять сокровище. Они договорились по очереди жить у старика, чтобы приглядывать за сундуком, а заодно и за отцом. И вот первую неделю младший сын жил у старика, заботился о нем и стряпал для него. На следующей неделе его место занял средний сын, а через неделю его сменил старший. Так и шло некоторое время.

Наконец старик заболел и умер. Сыновья очень пышно похоронили его, потому что знали, что под кухонным столом лежит целое состояние и они могут немного потратиться на отца.

Когда закончилась панихида, они стали обшаривать дом, пока не нашли ключ. Открыв сундук, они, конечно, обнаружили, что он полон битого стекла.

- Что за мерзкий трюк! - крикнул старший сын. - Какая жестокость по отношению к собственным сыновьям!

- А что еще он мог сделать? - печально спросил средний сын. - Мы должны быть честными друг перед другом. Если бы не этот сундук, мы бы пренебрегали им до конца его дней.

- Мне стыдно за себя, - сказал младший. - Мы заставили отца опуститься до обмана, потому что не соблюдали заповедь, которой насучили в детстве.

Но старший сын опрокинул сундук, чтобы убедиться, что в нем не спрятано ничего ценного. Он высыпал на пол все куски битого стекла, и сундук опустел. Три брата заглянули в него и прочли на его дне надпись: «Чти отца своего и мать свою».

Вопросы для обсуждения

- Является ли отношение к старикам сегодня проблемой?

- Как вы думаете, если бы сыновья смогли вернуться в прошлое и изменить свое отношение к отцу, как бы они себя повели?

Вывод. Обязанность чтить отца и мать не кончается, когда отец и мать стареют.

Похожие статьи:

Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции

Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка

Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы

Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание в средней группе. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!