Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка»

Цель: обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребенка.

Задачи: актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребенка; проанализировать наличие традиций в современных семьях.

Форма проведения: диспут.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, педагоги дополнительного образования.

Подготовительная работа

I. Анонимное анкетирование учащихся.

Анкета для учащихся

1. Есть ли в вашем доме библиотека?

2. Бываете ли вы вместе с родителями в театре, на выставках, на концертах?

3. Какие журналы и газеты выписывают в твоей семье?

4. Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Назовите любимую книгу.

5. Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи и фильмы?

6. Часто ли ты бываешь на природе?

7. Проводите ли вы отпуск всей семьей?

8. Какие семейные традиции существуют в вашей семье:

- празднование дней рождения;

- встреча Нового года с украшенной елкой;

- выезд на природу;

- совместный отпуск;

- другие?

9. От каких семейных традиций ты бы отказался?

10. Какие семейные традиции тебе дороже всего?

II. Создание видеосюжета «Когда я стану родителем, я буду воспитывать своих детей так».

III. Индивидуальные задания родителям.

- Уважаемая Ольга Петровна, напишите, какое место занимает спорт в вашей семье.

- Андрей Владимирович, пожалуйста, изложите письменно свою точку зрения на предмет: «Как вы прививаете детям любовь к книгам?»

- Надежда Петровна, пожалуйста, будьте готовы выступить на собрании по теме «Роль семейных традиций в формировании определенных качеств в ребенке».

IV. Подготовка выставки «Увлечения наших родителей».

Оформление помещения, оборудование

Стулья расставлены для работы в группах.

Выставка книг о воспитании ребенка в семье.

Выставка «Мои увлечения и увлечения моих родителей».

Оформление доски:

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В.А. Сухомлинский)

Что делает отец, то старается делать и сын.

Один добрый пример лучше ста слов.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о значении культурных ценностей семьи для развития ребенка.

II. Активизирующая игра «Цветик-семицветик»

Какие, по-вашему, бывают семейные ценности? (Передает цветок.)

(Родители все по очереди, передавая цветок друг другу, называют свои семейные ценности.)

Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?

Классный руководитель (подводит итог). 10 человек - любовь, 9 человек - традиции и т. д.

А вот что говорят дети.

III. Анализ анкет учащихся

Самым дорогим в семье для наших детей является ...

Имеют представление о семейных традициях ... учащихся.

Не представляют, что в семье существуют традиции ... учащихся.

Дороже всего из семейных традиций следующие ...

IV. Педагогическое просвещение по теме «Культура семьи»

Классный руководитель. Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга... Семьи исповедуют разные культурные ценности и, соответственно, получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т. д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свои правила поведения, взаимоотношений, деятельности и следует им в силу привычки, а потом - внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т. д. Неизменным остается их назначение в обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И. Захаров, А.Б. Орлов, А.С. Спиваковская).

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

V. Организация обсуждения значения культурных ценностей семьи для развития ребенка

Классный руководитель. Как вас воспитывали ваши родители?

Какие ценности были приоритетны в вашем воспитании?

Какие ценности и традиции вы перенесли в свою семью?

Случались ли у вас разногласия с родителями по поводу ценностей и норм поведения? Как вы справлялись с этими разногласиями?

Как решаете эту проблему с собственными детьми?

(Выступление родителей.

Видеосюжет: «Чего желают вам ваши дети».)

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Спасибо всем участникам нашего обсуждения и помните, пожалуйста, всегда:

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Дополнительный материал

Для любознательных

Психологи выявили особую роль семейных историй для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в трудной обстановке. Да и тем, кто рассказывает сыну или внуку эпизод из прошлого, тоже полезно это делать: воспоминания уравновешивают психику и вызывают столь дефицитные положительные эмоции. Дети любят, чтобы им повторяли одни и те же истории, хотя не всегда просят об этом. Даже став взрослыми, они с удовольствием вспоминают, как дедушку боднул козленок, как бабушка, учась в школе, так и не научилась ездить на двухколесном велосипеде, как папа упал с яблони, а мама не смогла хорошо сыграть музыкальную пьесу на своем первом концерте в детском саду и т. п. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они прибавляют детям уверенности в своих силах. Разу близких и любимых людей не все получалось сразу, не следует слишком уж расстраиваться из-за своих промахов. Ученые рекомендуют почаще рассказывать детям истории из их собственной жизни, в том числе о том периоде, когда слушатели были маленькими и только осваивали окружающий мир, преодолевали трудности, допускали ошибки. Это помогает детям ощущать свой рост, гордиться достижениями, стремиться к дальнейшему росту.

Наедине с собой (опросник для детей)

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли ты в подготовке семейных праздников?

10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских праздников?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи, фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни? Обработка результатов:

Положительные ответы оцениваются 2 баллами.

Ответы «отчасти», «иногда» - 1 баллом.

Отрицательные ответы - 0 баллов.

Более 20 баллов - отношения с родителями можно считать благополучными.

От 10 до 20 - отношения удовлетворительные.

Менее 10 - контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

Похожие статьи:

Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию

Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей

Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность

Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!