Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Семейное воспитание», 6 класс

Сценарий родительского собрания для 6 класса на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»

Цель: оценка влияния стиля семейного воспитания на личностное развитие подростка.

Задачи

• актуализировать значение особенностей взаимоотношений родителей и детей на личностное развитие;

• обозначить роль родителей в создании стиля межличностных отношений в семье.

Форма проведения: традиционное собрание.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительный этап: анкетирование учащихся.

Тест свободных ассоциаций для подростков

Инструкция. Я буду называть определенное слово, а вам нужно в течение одной минуты записать слова-ассоциации, которые приходят вам в голову в связи с этим словом. (Сначала предъявляются несколько камуфляжных слов-стимулов, а затем называются значимые слова).

Слова для предъявления: радость, друзья, семья, дом, мой отец, моя мать.

Опросник для детей «Наедине с собой»

1. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?

2. Говорите ли вы со старшими по душам, советуетесь ли по личным делам?

3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

4. Знают ли родители ваших друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли вам дома, предпочитаете ли вы проводить свободное время вне дома?

8. Есть ли у вас общие со старшими занятия и увлечения?

9. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

10. Предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами во время детских праздников?

11. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи, фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные дни?

Подсчет баллов. Положительные ответы оцениваются 2 баллами. Ответы «отчасти, иногда» - 1 баллом. Отрицательные ответы - 0 баллов. Результат

Более 20 баллов - отношения с родителями можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов - отношения удовлетворительные. Менее 10 баллов - контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты на доске:

• «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв» (П. Буаст);

• «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью» (А.П. Чехов);

• «Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать» (Г. Бичер-Стоу);

• «Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании» (Ф. Искандер);

• «Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство» (К. Уэйтли).

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же - не стоит детей корить,

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить

И побывать в «стариках» и «предках».

Э. Асадов

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной - покажет время.

- Какие ассоциации вызывает слово «семья» у наших детей?

II. Анализ ассоциативного теста

(Анализ строится относительно слов: радость, друзья, семья, дом, мой отец, моя мать. Родителям предлагаются высказывания детей, соотношение положительно и отрицательно окрашенных ассоциаций.)

III. Педагогическое просвещение на тему «Стили семейного воспитания»

Общеизвестны три стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий, а также смешанный. Демократический стиль определяется включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Психолог Дж. Болдуин пришел к выводу, что дети в семьях со смешанным стилем воспитания характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. Оптимальным же условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к признанию нового. Чем более «свободно» родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под «свободой» воспитания Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

- Какие же способы влияния на детей возможны в подростковом возрасте?

1. Побуждение. Поручите ребенку дело, подчеркивая, что вы уверены в его способностях и силах, поэтому доверяете ему важное и полезное дело.

2. Соблюдение ритма. Давая поручение, вы должны позаботиться о том, чтобы оно не ломало привычного ритма жизни вашего взрослого ребенка. Не навязывайте собственные методы выполнения поручения. Признайте право юного человека на ошибку. Всегда помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

3. Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения - «Уважайте детей и требуйте ответного уважения». Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном, оскорбительном тоне. Постоянно спрашивайте детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорбительное, унижающее достоинство личности отношение.

4. Следующий принцип - «Воспитывайте объясняя». Воспитание на своем примере важно, но его недостаточно, т. к. дети часто окружены плохими примерами в социуме. Подростки должны не только видеть, что вы ведете правильную жизнь, но и знать, почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в своих ошибках («Я делаю все, что могу, но я не знаю всего, иногда я совершаю ошибки, но хочу передать тебе то, что узнал сам»).

5. Также важен принцип - «Учите детей думать». После проступка спрашивайте их: «А что бы ты чувствовал, если бы кто-нибудь так же поступил по отношению к тебе?» Надо учить ребенка анализировать ситуацию и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родители и педагоги не объяснили им, что так делать нельзя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.

IV. Диагностика родительско-детских отношений.

Тест А.Я. Варги, В.В. Столина

V. Подведение итогов собрания

В китайском эпосе есть одна притча, которая лучше всего подведет нас к выводу в нашем собрании.

Ладная семья

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Дополнительный материал

Тест родительско-детских отношений (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин)

Инструкция. Отметьте те утверждения, которые вы считаете верными.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше отгораживать ребенка от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

1 б. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто признаю, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов

1. Принятие - отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14,1 5,16, 18, 20, 2, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21,25, 31, 34,35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32,41,58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30,48, 50, 57, 59.

5. Маленький неудачник: 9,11,13,17, 22, 28, 51, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

• отвержение;

• социальная желательность, симбиоз;

• гиперсоциализация;

• инфантилизация.

1. Принятие - отвержение. Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, недостаточного ума, качеств характера и т. д., родитель не доверяет своему ребенку и не уважает его.

2. Кооперация. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет его инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, не предоставляет ему самостоятельности никогда, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

4. Авторитарная гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не может встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. Маленький неудачник. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале родители стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят своего ребенка младшим, по сравнению со своим возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся ему детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным и неумелым. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Похожие статьи:

Итоговое родительское собрание с детьми, 6 класс

Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера

Родительское собрание на тему: ЗОЖ в 6 классе

Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка

Родительское собрание, 6 класс. Физическое развитие школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!