Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Мир подростковых увлечений», 8 класс

Разработка родительского собрания для 8 класса

Цели: помочь родителям сориентироваться в мире подростковых влечений; выработать тактику педагогического воздействия, позволяющую сохранить взаимопонимание между родителями и подростками.

Вопросы для обсуждения (учитель может выбрать наиболее важные для его класса):

• Компьютер - друг или враг?

• Как относиться родителям к неформальным молодежным движениям?

• Жизнь после уроков, или о пользе дополнительного образования.

• Круг чтения для родителей.

Ход собрания

I. Компьютер - друг или враг?

- Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В Европе все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друге другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье. Компьютерные игры создают только иллюзию общения и социальной значимости личности: толстушка может стать топ-моделью и владелицей бутика в виртуальном городке, а щуплый паренек - супергероем, бесстрашно сражающимся с монстрами. Погружаясь в компьютер, ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Особенно это опасно для застенчивых подростков, которые только в «искусственном» мире могут быть смелыми и раскрепощенными. Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно если кто-то или что- то мешают им заняться игрой.

Информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Статистика говорит, что 9 из 10 детей в возрасте до 15 лет столкнулись с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь, 4,8% в сети познакомились с сектантским проповедничеством, мистическими и изотерическими практиками, магией и шаманством. Уязвимые и незащищенные, доверчивые, со слабой психикой и высокой внушаемостью, не чувствующие никакой опасности, дети подвергаются угрозе социальной и личностной дезадаптации.

Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. Реальная встреча с таким «доброжелателем» заканчивается сексуальным насилием, похищением ребенка с целью выкупа и т. д.

Поступают сигналы тревоги и от врачей. У многих подростков, часами сидящих у компьютера, наблюдается резкое падение зрения, а также абстинентный синдром, выражающийся в приступах дрожи и обильного потовыделения. Курс восстановительной терапии при этом заболевании занимает от 4 до 8 недель. Неконтролируемое увлечение компьютерными играми наносит непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и активного отдыха на свежем воздухе, от общения, вредя психическому и физическому здоровью.

География зависимости такова. В США от 6 до 10% из 189 миллионов пользователей Интернета страдают от компьютерной зависимости. В Корее 2,4% корейцев в возрасте до 40 лет не могут оторваться от компьютерных игр. В Швеции около 40 тысяч жителей не представляют своей жизни без компьютера. В России, по официальным данным, только в столице около 300 тысяч человек страдают зависимостью от игровых автоматов и казино.

- Каковы причины формирования компьютерной зависимости?

1. Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация). Есть 2 пути выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти» в алкоголизм, наркоманию, секты, игру... В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности.

2. Второе условие зависимости - удовольствие. Во что бы он ни играл, в «машинки» или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру.

3. Почему одни становятся игроманами, а другие - нет? Это зависит от особенностей характера человека. Психологи выделяют два типа людей: экстерналов и интерналов. Однако в чистом виде оба типа встречаются редко. Обычно в каждом из нас есть что-то и от интернала, и от экстернала. Экстерналы - фаталисты, они считают, что в жизни от них ничего не зависит, всем управляет судьба, в их неудачах виноваты обстоятельства или другие люди. Интерналы склонны действовать, они более оптимистичны, решительны, трудолюбивы. Развитию компьютерной зависимости подвержены экстерналы и подростки с заниженной самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться. Подумайте, кого ваш ребенок обвиняет в неудачах?

4. Высокая степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд. Это лучшая профилактика игровой зависимости.

5. В «группе риска» находятся и те дети, которые мечтают стать лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им надо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

- Давайте рассмотрим симптомы зависимости.

1. Большую часть времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных в чатах.

2. На ваш запрет сидеть за компьютером подросток реагирует агрессивно или становится тревожным, раздраженным.

3. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

4. Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.

5. Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.

6. Подросток трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

- Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости? Игровую зависимость, как, впрочем, и любую другую, легче предотвратить, чем лечить. К сожалению, родители сами нередко вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой лучше, чем гулять непонятно где на улице. Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере из-за чрезмерного облучения еще формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности. Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая своими врагами даже своих близких. Что же делать?

1. Ограничьте время компьютерных игр до 30 мин в день. Установите четкие правила пользования компьютером и Интернетом и всегда добивайтесь их выполнения. Не разрешайте пользоваться компьютером ночью или утром перед школой, а также вечером до приготовления домашнего задания.

2. Объясните ребенку, что компьютер только помощник в развитии навыков реального общения, он не может заменить жизнь. Научите использовать компьютер в помощь учебе. Это безграничные возможности для творчества! На компьютере можно редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать музыку и книги, по-английски общаться с иностранцами.

3. Помните, что зависимость вызывают не компьютерные игры и не захватывающий сюжет, а радость, которую они дарят.

4. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в компьютере только «добрые» игры, развивающие логическое мышление.

5. Научите подростка подвергать сомнению полученную из Интернета информацию, видеть угрозу, чувствовать опасность, исходящую от того или иного сообщения.

6. Внушите ребенку не давать в сети никакой личной информации (имя, адрес, номер телефона, место работы родителей, адрес школы).

7. Убедите не организовывать реальных встреч со знакомыми по Интернету. Объясните, что люди в чатах и в жизни могут сильно отличаться и оказаться не теми, кем представляются.

8. Установите компьютер в месте сбора всей семьи, а не в детской. Родители могут контролировать таким образом, чем ребенок занимается и что его интересует в Интернете.

9. Чаще обсуждайте с ним информацию, добытую через Интернет. Будьте в курсе электронной почты и используемого пароля. Установите атмосферу доверия и взаимопонимания с подростком.

10. Запретите ребенку отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах.

11. Приобретите программу, дающую взрослым возможность ограничить доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернете.

12. Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-нибудь интерес. Обязательно заботьтесь о том, чтобы зарядить ребенка хорошими новыми впечатлениями, запастись приятными воспоминаниями о путешествии или походе в театр, на природу.

- Как лечить игромана? Вероятно, общения с психологом в этой ситуации будет недостаточно. Обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства. Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты. Скорее всего, преодолеть уже сформировавшуюся зависимость собственными усилиями родителям будет сложно. Не теряйте время и обратитесь к врачу.

II. Как родителям относиться к неформальным молодежным движениям?

- Подросткам свойственно ощущение, что взрослые их угнетают. И они с удовольствием против этого угнетения восстают. Кто-то носит исключительно черно-розовую одежду с кучей прицепленных значков, кто-то бреет виски, зачесывает волосы на одну сторону и красит губы и ногти в черный цвет, кто-то носится по ночным улицам на ревущих мотоциклах... А родители, ничего не понимая в новом увлечении собственного ребенка, не знают, как реагировать, если дочь просит купить ей рюкзак в форме гробика, а сын перестает откликаться на свое имя и требует называть его эльфом. ...Только спокойствие! «Каждый подросток, во-первых, стремится выделиться из толпы, во-вторых, быть своим в стае, - считает Жанна Шопина, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, кандидат психологических наук. - Не стоит бояться их вызывающего вида и поведения: это ведь очень демонстративный возраст, когда все силы брошены на то, чтобы выпячиваться и вызывать раздражение взрослых. Просто раньше для этого служили брюки клеш и обклеенные картинками гитары. Сегодня - косые челки, плащи и мечи. И атрибуты смерти - это своего рода бравада: когда человек что-то изображает, он этого перестает бояться».

Дети, чтобы понять, что такое хорошо и что такое плохо, должны попробовать и то, и другое. Раньше у молодежи было движение «висяков» - они поздно вечером катались на вагонах метро, повиснув вниз головой на поручнях. Сегодня они играют в мир Толкиена. Завтра будет что-то еще: подростки всегда будут искать способы выплеснуть свою индивидуальность.

- А теперь проведем небольшой «ликбез» для родителей на тему «Неформальные молодежные течения».

Экстремалы. Это люди, которым в обычной жизни не хватает острых ощущений. Их девиз «Тормоза придумал трус!». Это они прыгают с гор с парашютом, спускаются на сноуборде по «диким» трассам, ездят на велосипеде по гористой местности.

Граффити (стрит-арт). Если подросток пишет на стене в школьном туалете: «Сема - дурак!», он невольно вступает на путь международной тинейджеровской «мафии», зародившейся в 1960-е годы в Америке. Существует версия, что изначально граффити развивали торговцы наркотиками, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, не понятных ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи «травки», цены и прочее. Со временем из секретного вида связи граффити превратилось в обычное средство общения подростков. Чаще всего райтеры (именно так называют они себя) изображают свои собственные прозвища, причем в зашифрованном виде, а также животных и фантастических существ. На «бомбежки» - то есть разрисовывание стен-райтеры обычно ходят группами от 3 до 10 человек. Их «жертвами» становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда в депо.

Растафари. Они всегда выделяются в толпе: объемные вязаные береты, волосы, заплетенные в дрэды. Они слушают рэгги, чьи корни кроются в народной музыке Ямайки, а их девизом служат слова «peace and love» («мир и любовь»). Они - это растаманы, или растафари. В России интерес к рэгги и растаманству проснулся на рубеже 1 970-80-х годов. Исповедь растафари: «Мы, дети «бетонных коробок», провозгласили себя частью природы. Мы заботимся о своем здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, отвергаем табак, спиртное и всевозможную «химию». Мы ходим босиком и заплетаем волосы в «дрэды», от английского «дрэдлокс» - «ужасные патлы». Мы восстаем против любого угнетения. Ведь Рас Тафари Макконен, чьим именем назвали движение, - это император Эфиопии, который отменил в стране рабство. А подросткам так свойственно чувство, что их угнетают».

Готы. Готы среди прочих субкультур самые интеллектуальные: слушают классику, читают писателей-мистиков. Гот - замкнутая меланхолическая личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище гот чувствует себя комфортно. А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности и суициде. Но несмотря на все их рассуждения о бренности бытия, случаев суицида почти нет. Максимум, что ребята делали - царапали запястье, чтобы потом демонстрировать окружающим «шрамы», особенно пугать ими родителей.

К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, в ряды готов влились бывшие панки и привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так готы виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.

Толкиенисты. Толкиенисты создают вокруг себя мир мифов и сказок. Одним из стержней, вокруг которого вертится это сообщество - мир, описанный писателем Толкиеном во «Властелине колец» и других книгах. На лесных полянах молодые люди разыгрывают необычные сценки, игры-импровизации по сюжетам знаменитых фэнтэзи. Психологами было изучено, что уровень агрессивности у подростков, посещающих эту «театральную студию», ничуть не ниже, чем у подростков-правонарушителей. Различия касались только формы агрессии. У толкиенистов была зафиксирована только вербальная, а у правонарушителей - физическая агрессия. Но если ребенок увлекся шитьем «эльфийских» костюмов, изготовлением мечей и хочет поехать в лес с ночевкой на ролевую игру, родителям стоит внимательно приглядеться к его новым друзьям. Важно, чтобы ребенок не попал в компанию, где лидером является недостойный человек, который упивается своей властью над окружающими. А хорошо организованная ролевая игра должна проводиться с соблюдением всех мер техники безопасности. Например, на игры, в которых участвуют более 10 человек, обычно приглашают врача на случай бытовых травм и отравлений.

Эмо. Исследователи неформальных молодежных течений утверждают, что эмо - одна из самых миролюбивых субкультур. Эмо узнать легко: они закрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще «жива», а вторая скрылась во тьме. Сочетание чернорозовых цветов в одежде символизирует эмоции: радость и горе. А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль. Об этом они сочиняют стихи:

...Хотите - верьте мимо воли,

Но эмо не боятся боли.

Хотите - верьте иль не верьте,

Но эмо не боятся смерти...

«Правильному» эмо полагается быть ранимым настолько, чтобы любое огорчение теоретически могло стать причиной добровольного ухода из жизни.

III. Жизнь после уроков, или о пользе дополнительного образования

- Современные дети очень заняты: учеба, репетиторы... Но ведь и отдыхать нужно даже самым ответственным ученикам. Как хобби помогает повысить успеваемость и улучшить характер? Дополнительное образование, несмотря на название, ничуть не менее важно, чем школа, - в этом уверены психологи. Хотите вырастить гармоничную личность? Запишите ребенка в какой-нибудь кружок! Причем выбор хобби принципиального значения не имеет. Многих родителей беспокоит непостоянство подростков. Психологи считают, что это нормально. Чем больше новых увлечений, тем шире кругозор вашего чада. А еще посещение кружков и секций - отличный способ профориентации. Чем больше дети узнают о различных видах деятельности, тем проще им потом определиться с выбором будущей профессии. Многие знаменитости начинали свой путь к славе с обыкновенного «кружка по интересам». Поводом для беспокойства должно лишь отсутствие каких-либо увлечений у подростка. Вот тогда следует задуматься: в чем причина такой безынициативности? Не слишком ли родители опекают свое чадо?

Кстати, если ребенок сам выбрал себе хобби, ни в коем случае не пытайтесь охладить его пыл. Даже если вам кажется, что выбор неподходящий. Неуклюжая девочка хочет танцевать? Прекрасно! Конечно, в хореографическую студию ее вряд ли примут, но можно выбрать танцевальный кружок попроще. Тем более, что человек - существо гибкое, поэтому легко адаптируется к любым обстоятельствам и усердием может компенсировать «неподходящие параметры», данные природой.

Кружок или студия дополнительного образования помогут ликвидировать пробелы в школьных знаниях. У вашего ребенка проблемы с физикой? Запишите его в технический кружок, где он сможет получить наглядное представление о физических законах, узнает об их практическом применении, т. е. пропустит материал, как говорится, «через кончики пальцев». У ребенка двойки по истории? Приобщите его к кружку исторической реконструкции. Непоседливым детям подойдут занятия живописью... Желание подростков чем-либо заниматься нужно всячески поддерживать. Тем более, что после 14 лет именно хобби позволит отвлечь ребенка от уличных соблазнов.

IV. Круг чтения для родителей

- Хочу порекомендовать вам книгу Дафны Лемиш «Жертвы экрана» о влиянии телевидения на развитие детей (М.: Поколение, 2007). Телевизор уже даже не ругают. С ним мирятся, как с необходимым злом, поедателем времени наших детей. Одни родители уверены, что ничему хорошему, кроме насилия и секса, от него не научиться. Другие считают, что если под контролем и в малых дозах - пусть смотрит, чем по улицам шататься.Дафна Лемиш в книге «Жертвы экрана» занялась проблемой научно, глубоко и всесторонне. Клятвы родителей изолировать своих детей от этого электронного монстра кажутся ей совершенно излишними. Исключить из жизни ребенка ТВ невозможно, да и не нужно. То, что дети входят в мир в т. ч. и с помощью электронных СМИ - это нормально и необходимо. А вот с обретениями и потерями в этом неизбежном общении автор предлагает разобраться.

Само по себе ТВ не является ни абсолютным злом, ни безусловным добром образования и просвещения. Телевидение - бурное море страстей и информации. Дафна Лемиш дает разумные и выполнимые советы для родителей, как помочь нашим детям в этом сложном и далеко не безобидном деле - знакомстве с современным миром в его ежедневной телеверсии.

V. Проект решения родительского собрания

Задача родителей - создать подростку условия для всестороннего развития личности.

Похожие статьи:

Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей

Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение

Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию

Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Комментарии (1)
Татьяна # 10 апреля 2022 в 19:01 0
Спасибо!