Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка 3-4 лет»

Сценарий родительского собрания в детском саду во второй младшей группе «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»

Время проведения: апрель-май.

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Задачи: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр.

Участники: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения собрания

1. Вступительный этап.

2. Основная часть:

• анализ результатов мини-исследования;

• практические задания.

3. Подведение итогов собрания:

• рефлексия.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Оформление красочных приглашений для каждого родителя.

2. Проведение мини-исследований.

«Любимая игрушка»

Детям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, заводная машина, развивающая игра, музыкальная игрушка и т. п.

Вариант 1. Детей просят назвать свои любимые игрушки и игры. Воспитатель записывает, что выбрал каждый ребенок или фотографирует ребенка вместе с игрушкой.

Вариант 2. Детей просят расположить игрушки на лесенке так, чтобы самая любимая была на верхней ступеньке, а самая нелюбимая — на нижней.

Анкетирование родителей

- Любит ли ваш ребенок играть?

- В какие игры вы играет с ним дома?

- Чему могут научить ребенка эти игры?

«Незаконченное предложение»

(Родителям предлагается закончить следующие предложения.

• Любимая игра моего ребенка — это...

• Дома наш ребенок любит играть в...

• Папа любит с ним играть в...

• Мама любит с ним играть в...

Члены родительского комитета группы анализируют результаты мини-исследования и готовят сообщение об итогах.)

3. Подготовка материалов для совместной Игротеки.

II. Организационный этап

1. Оформление выставок: «Для вас, родители!», «Игрушки для малышей».

2. Подготовка «конверта дружеских вопросов».

3. Подготовка необходимых материалов (фишек, карточек, плакатов, бумаги, карандашей, игр, игрушек).

III. Вступительный этап

(Родители делятся на три группы с помощью цветных фишек (или трех видов карточек с изображением игрушек — кукл, мишек, машинок), которые они получили при входе в зал.)

Уважаемые родители, здравствуйте. Сегодня мы хотим поговорить об играх с детьми дома. Тема собрания: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».

Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша — это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

IV. Основная часть

Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

— Объясните, как вы понимаете слова Макаренко.

(Рассуждения родителей.)

Нередко говорят, что игра для детей — дело серьезное.

(Воспитатель обращает внимание родителей на плакат.)

Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

— Выполните следующее задание. Изобразите на бумаге возможности игры. Чему она может научить ребенка? Какие процессы развивает?

(Родители работают в группах. Результаты озвучиваются и помещаются на мольберт или доску.)

Возможности игры огромны, они:

• развивают познавательные процессы личности - внимание, память, восприятие, мышление, воображение;

• тренируют наблюдательность и ум;

• развивают творческие способности детей;

• формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;

• способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;

• учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Анализ результатов мини-исследования

Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с малышами. Игры и игровые ситуации на занятиях — это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.

— Давайте посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?

(Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини- исследования «Незаконченное предложение».)

Практические задания

Задание 1

— Как вы думаете, на какие группы можно разделить все игры?

(Обсуждение в микрогруппах.)

(Родители на заготовках в виде кругов Эйлера («Палитра») пишут свою классификацию, затем все вывешивается на видное место — мольберт или доску).

Воспитатель. Игра — многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр.

Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.

• Игры с правилами.

• Ролевые игры.

• Творческие игры.

А сейчас я немного расскажу о некоторых играх и покажу, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.

• Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.

• Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

• Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне. придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д

• Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.

• Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.

• Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

• Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.

Можно говорить еще о многих играх, но за такой маленький промежуток времени всего не охватишь.

Задание 2

Ознакомьтесь с условиями развития игровой деятельности детей и выберите те, которые существуют в вашей семье.

(Родителям предлагаются карточки, на которых сформулированы условия развития игровой деятельности детей в семье (приложение 1).)

Задание 3

Продолжите фразу.

Воспитатель бросает мяч родителям, произносит начало фразы и просит продолжить ее по своему усмотрению.

• Когда мой ребенок играет один, то...

• Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то...

• Ребенок любит играть с отцом, когда...

Задание 4

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

(Родителям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклу, настольно-печатные игры, мяч, скакалку, заводную машину, развивающую игру «Что за птица?», музыкальную игрушку и т. п. Воспитатель обращается к родителям с вопросом: «Как вы думаете, какую игрушку предпочел ваш ребенок и почему? Назовите любимые игрушки и игры своего ребенка». Предварительно детей просят выбрать из предложенного набора любимую игрушку или назвать свои любимые игрушки и игры. Ответы детей и взрослых сопоставляются. Далее проходит обсуждение с родителями знания ими игровых интересов своих детей.)

Задание 5

«Конверт дружеских вопросов».

(Обсуждение вопросов в группах, затем выступает один представитель от группы.)

— Можно ли играть с детьми в карты?

— Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

— Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

— Нужно ли ребенку поддаваться в игре? Когда? Почему?

Воспитатель. «Одна из важных задач родителя — научить

ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра — это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.

Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света.

Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Примечание. Ориентация ребенка на выигрыш появляется у него только в 4,5 года.

Задание 6

Продемонстрируйте сюжетно-ролевые игры: «У мишки день рождения», «Оденем куклу на прогулку».

(Родителям дают игрушки: куклу, мишку, набор посуды, мебель и др.)

Задание 7

Конкурс.

(Работа в группах.)

Придумайте забавную историю про игрушку, которую можно рассказать ребенку.

Победителя конкурса определяют сами родители по громкости аплодисментов.

Воспитатель. А теперь... (И.О. родителя) порекомендует литературу, которая вам поможет в выборе игр и их организации

(Выступление родителей.)

V. Подведение итогов собрания

Рефлексия

Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии. После того как закончится наше собрание, просим вас закончить предложение.

(Родителям раздаются листы в форме игрушек - лошадки неваляшки, пирамидки, матрешки и т. п.).

Сегодня я для себя выяснил(а)... , открыл(а)... , узнал(а)...

Заранее вас благодарим.

Кто такие наши дети?

Это дети, стоящие на головах.

Чтобы выглядеть прилично,

Ведь из такого положения видно отлично,

Что взрослые не такие большие

И растут вверх ногами,

Ходят с серьезными головами

И смотрят, что это дети делают.

«Ну-ка, ну-ка», — присматриваются взрослые,

Поворачиваются и понимают,

Что дети им мир игры открывают.

Чудесный мир игры — это просто!

Примерим этот мир на себя.

А сейчас наши воспитанники и музыкальный руководитель... (Ф.И.О.) приглашают вас принять участие в совместной игротеке «Давайте поиграем».

(Совместная игротека «Давайте поиграем» (приложение 2). Раздача памяток (приложение 3). Индивидуальные беседы с родителями. Решение текущих вопросов. Принятие решения собрания.)

Приложение 1. Условия развития игровой деятельности детей в семье

• Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.

• Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров, привлечение внимания детей к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.

• Выделение времени для игры с ребенком.

• Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

• Стимулирование использования в игре предметов- заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.

• Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.

• Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно- печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).

Приложение 2. Игротека детей и родителей «Давайте поиграем»

(Родители участвуют вместе с детьми во всех играх.)

(Звучит музыка, появляется Карлсон с чемоданом в руках.)

Карлсон. Всем привет! Простите, у вас можно здесь приземлиться?

Ведущий. Конечно! Ребята, кто прилетел к нам в гости?

Дети. Карлсон!

Карлсон. Нет, я не просто Карлсон, а Карлсон, который живет на крыше! Но вы меня можете звать просто Карлсон. А чего это вы тут собрались?

Ведущий. Мы рассказываем родителям, в какие игры нам нравится играть и о том, как это полезно.

Карлсон. Да не рассказывать надо, а просто всем вместе играть! А какие игры без меня? Я ведь самый лучший в мире специалист по играм! Чемпион по шалостям и забавам. Вот у меня даже чемодан есть — в нем столько игр! Всем хватит! И команды у нас будут. Вы — «Смешинки», а вы — «Веселинки».

Ведущий. Команды готовы?

Карлсон. Итак, начинаем с разминки!

Ежики

Два притопа, два прихлопа —

Ежики, ежики.

Наковали, наковали —

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте —

Зайчики, зайчики.

Скажем дружно, скажем вместе —

Девочки! Мальчики!

А теперь повторим, только родители тоже будут кричать «мамочки», «папочки».

Молодцы! Команда «Смешинки» и команда «Веселинки» справились с разминкой! Открываем чемодан...Что же, что же ждет нас там?

(Достает ленточки.)

Ведущий. Ребята, догадались, в какую игру нас приглашает поиграть Карлсон?

Дети. «Ручейки и озера»!

Карлсон. А родители с игрой не знакомы, поэтому я им сейчас все объясню. Выбирается шесть ручейков: трое из команды «Веселинки», трое из команды «Смешинки». У них в руках ленточки. Остальные выстраиваются к ручейкам, держатся за руки. Ручейки бегают по залу. Услышите плеск волн, значит, надо быстро сделать «озеро» — перестроиться в кружок, а я буду смотреть, у какой команды самые красивые ручейки и озера.

(Игра «Ручейки и озера».)

Ведущий. Ну что, Карлсон, как тебе наши команды? Хорошие ручейки и озера получились?

Карлсон. Здорово! Я даже успел в чемодан из одного озера что-то спрятать! Поглядите-ка! (Достает рыбку.) Теперь с ней поиграем! Вот это у меня «озеро». Если рыбка выпрыгивает из воды, что надо сделать?

(Левая рука, согнутая в локте напротив груди, — озеро, правая рука — рыбка.)

Ведущий. Надо хлопнуть в ладоши!

Карлсон. А если просто плавает?

Ведущий. Сидеть и ждать, когда же она вынырнет.

Карлсон. Сначала поиграю с командой «Смешинки», потом с командой «Веселинки». А потом все вместе поиграем!

(Игра «Рыбка».)

Карлсон. Замечательно! Открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там?

(Достает дудочку, играет.)

Ведущий. Наверное, Карлсон, ты приглашаешь нас поиграть в оркестр!

Карлсон. Да! Да! Да! Я скоро в гости к бабушке в деревню полечу, там у нее гуси прямо по двору гуляют — один серый, другой белый. Вот про них одна команда пусть поет, а другая на инструментах подыгрывает. Посмотрим, у кого что лучше получится.

Ведущий. Первой за инструментами отправляется команда «Смешинки». «Веселинки» подпевают.

(«Оркестр» исполняет «Жили у бабуси».)

Карлсон. Да наших музыкантов, наверное, и на улице слышно было! Так здорово наигрывали. Особенно мне понравилась команда...

А сейчас открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там?

(Достает жирафа, слона, зебру и барашка.)

Ведущий. Ребята, догадались, что мы сейчас будем делать? Правильно, петь веселую песенку.

Карлсон. А родители повторяют за детьми все движения. А я потом скажу, у кого лучше получилось.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

У слоненка складки, складки, складки, складочки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

У барашка есть кудряшки, есть кудряшечки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

Карлсон. Все старались. У команды «Веселинки» оказались самые большие уши. А у «Смешинки» самые интересные локти! А сейчас открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там? Ха-ха!

(Достает из чемодана платок, надевает его на голову.)

Карлсон (поет). У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке...

Ведущий. Все команды выходят и встают в один большой круг. Играем вместе!

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке

(Идут по кругу.)

Сыновья и дочки, прыгали по кочкам.

(Прыжки на двух ногах.)

Вот с такими вот носами,

(Показать нос.)

Вот с такими бородами.

(Показать длинную бороду, покружиться.)

Все они сидели, ничего не ели, а делали вот так!

(Присесть.)

(Играют три раза.)

Карлсон. Молодцы! Весело получилось! И снова открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там?

(Достает мешочек.)

Ведущий. Мешочек! Мыс ребятами знаем такую игру — надо узнать, что же там лежит, но подглядывать нельзя!

Карлсон. Правильно! Сначала отгадывает команда... А теперь вы...

(Игра «Мешочек».)

Карлсон. Чемоданчик, чемодан, какой сюрприз готовишь нам?

(Достает дырявую шапку.)

Ведущий. Похоже, кто-то пообедал твоей шапкой...

Карлсон. Ребята, кто же это может быть?

Дети. Моль!

Моль, моль, моль — ядовитая букашка,

Моль, моль, моль — усатая таракашка,

Моль, моль, моль — съела папины штаны.

Моль, моль, моль — съела мамино пальто,

Моль, моль, моль — съела плюшевого мишку,

Моль, моль, моль — накинула пальтишко,

Моль, моль, моль — надела рукавички

И пошла гулять в кино.

Моль, моль, моль — шла направо и налево,

Моль, моль, моль — шла вдоль и поперек,

Моль, моль, моль — бежала и летела,

Моль, моль, моль — быстро спряталась в клубок!

Карлсон. Молодцы! А теперь мне уже не терпится поиграть в другую игру!

(Достает лягушку.)

Ведущий. Игра «Цапли и лягушки».

Карлсон. Давайте так — первой играет команда «Веселинки».

Ведущий. Трое родителей — цапли, они будут стоять в самом конце зала на одной ножке и, когда к ним прискачут лягушки и скажут слова: «Догони-ка нас, дружок», будут лягушек ловить. А потом поиграет команда «Смешинки».

(Подвижная игра «Цапли и лягушки».)

Лягушки.

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь.

А мы весело прыг-скок,

Догони-ка нас, дружок!

Карлсон. Здорово!

(Достает из чемодана ватрушку и подушку.)

Ведущий. А это что такое?

Карлсон. Эта игра такая — «Съедобное — несъедобное» называется. Если я скажу «ватрушка», то нужно поднять руки вверх, потому что ватрушка съедобная.

Ведущий. А если ты называешь что-нибудь несъедобное, то мы руки не поднимаем!

Карлсон. Все правильно, только я вас буду запутывать!

(Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное».)

Карлсон. Кажется, в моем чемодане осталась последняя игра! Так, сюда кладем сундучок, сюда конфету, сюда сверточек, сюда баночку с вареньем.

Ведущий. Сейчас каждая команда встанет около предметов, чтобы получились четыре кружочка. Под музыку бегаем вокруг своего предмета, держась за руки, по сигналу все игроки подбегают вот сюда и выполняют движения, которые вам буду! показывать. В это время мы с Карлсоном поменяем местами все предметы, и вам надо быстро их найти и снова встать в кружки. Все понятно?

Карлсон. Тогда играем все!

(Игра «Найди свой предмет».)

Карлсон. Что? Здорово с вами повеселились? Еще бы, со мной не соскучишься! Я ведь самый лучший в мире специалист по играм!

Ведущий. Карлсон, сегодня наши мамы и папы играли вместе с нами.

Карлсон. Молодцы! И вообще, ребята, чаще с ними играйте! А это вам подарок — новая настольная игра! Получайте! Ой, мне же на крышу возвращаться пора. Еще к малышу заглянуть надо. Пока!

Приложение 3. Памятка для родителей

• Начинайте играть в самые простые игры, постепенно усложняйте игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным.

• Не разучивайте сразу очень много игр, ведь малыш должен «наиграться», ребенок младшего дошкольного возраста любит повторять.

• Хвалите ребенка за успехи в игре. Ориентация на выигрыш появляется только в 4,5 года, поэтому поощрение оценками, баллами, очками, распределением призовых мест возможно немного позже.

• Приучайте ребенка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.

Автор: Чиркова Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Семинар для родителей второй младшей группы. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка дошкольника

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников 3-4 лет»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!