Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

План – конспект урока литературного чтения по ФГОС, 4 класс

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. А. Приставки» «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение»

Цели: познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», с репродукцией картины В. Костецкого «Возвращение»; учить сравнивать произведения разных жанров; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

- умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой,

В котором мы сказали твердо: «Стой!»

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— О чем это стихотворение?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

(Чтение произведения А. Приставкина «Портрет отца».)

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать. Как вы думаете, о чем оно?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли мы были. (Чтение произведения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение произведения учащимися. Беседа по содержанию произведения.)

— От чьего имени ведется рассказ?

— Что вы можете сказать о мальчике? Какая была у него мечта?

— Чем объяснить боль в глазах Володьки?

— Подготовьтесь к чтению по ролям. (Чтение рассказа по ролям.)

— Рассмотрите репродукцию картины В. Костецкого «Возвращение».

— Расскажите, что вы на ней видите.

— Составьте небольшой рассказ по картине.

— Сравните содержание рассказа и картину. Что авторы этих произведений хотели донести до нас?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какие чувства испытывает автор рассказа?

— Какие произведения о войне вы читаете или прочитали?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие произведения этого автора.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии и творчества Анатолия Приставкина

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 г. в г. Люберцы Московской области. У Анатолия с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки — отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в коммуналке — 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия — диванчик, у сестры — колясочка, остальные взрослые спали на полу — ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни — еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела. Когда началась война, Приставкину шел десятый год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны — в Подмосковье, Сибири, на Северном Кавказе.

Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. В 1952 г. окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. После службы в армии поступил в Литературный институт им. М. Горького и окончил в 1959 г., посещал семинар поэта Льва Ошанина.

В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве — он написал пьесу, потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали.

А.И. Приставкин издал более 25 книг, его романы и повести переведены на многие языки мира. Анатолий Игнатьевич любил проводить время в деревне, увлекался живописью и рыбалкой.

О картине «Возвращение» В. Костецкого

Народный художник Украинской ССР, живописец Владимир Николаевич Костецкий (1905—1968) родился в селе Холмы ныне Черниговской области в семье учителя рисования. Первые уроки рисунка он получил у А. Г. Лазарчука, ученика В.Е. Маковского, а в 1922—1928 гг. учился в Киевском художественном институте.

Во время Великой Отечественной войны художник, находясь в рядах Советской Армии, работал над плакатами, листовками, выполнил ряд портретных рисунков советских воинов.

В 1947 г. Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную еще в годы войны. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой солдата, запечатленной художником, проявились свойственная искусству Костецкого психологическая убедительность образов, умение живописца с большой искренностью передать чувства человека.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!