Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

О казачьих традициях для младших школьников

Приглашают казаки; не стесняйся, заходи!

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.

Казаки издревле жили семьями в укрепленных поселениях — «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойное воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Деление общины на возрастные «беседы» позволяло не нарушать связи поколений, передавать традиции казачества, отслеживать процессы воспитания и обучения юных казачат и казачек, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге — отсутствие в казачестве проблемы «отцов и детей», передача традиций в первозданном виде из поколения в поколение.

Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачьи заповеди. Превыше всего в казачестве были казачья воля и народоправство. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи». По тебе судят обо всем казачестве — народе твоем. Служи верно своему народу, а не вождям. Держи слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Будь трудолюбив, не бездействуй. Береги семью свою, служи ей примером.

Казачьи пословицы и поговорки:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как исторических, повествующих о реальном лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своем исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции: для него характерны красочность, обилие песен, шуток и прибауток.

Одной из самых популярных среди всех казаков является раздольная песня «Пчелочка златая». Основана эта песня на стихотворении Г. Державина «Пчелка златая», в песенниках публикуется с конца XVIII и на протяжении всего XIX в., причем всегда первоначальный авторский текст. В 1840—1860-е гг. задорная песенка утвердилась в студенческой среде, а затем прижилась и у донских казаков. О сущности слов песни у этнографов pi исследователей песенного фольклора нет единого мнения. У Г. Державина речь в стихотворении ведется от лица пчелки, что для простого народа было странным («Пчелка, влюбленная в девушку?»), а потому в фольклорном песенном варианте повествователь — молодец, а пчелка осталась лишь для колорита.

Пчелочка златая (донская раздольная казачья песня)

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне,

Что же ты жужжишь?

Около летаешь, а прочь не летишь,

Жаль, жаль, жалко мне,

А прочь не летишь.

Али ты не любишь любушку мою,

Жаль, жаль, жалко мне

Любушку мою.

У моей у Любы русая коса,

Жаль, жаль, жалко мне,

Русая коса.

Черные брови, серые глаза,

Жаль, жаль, жалко мне

Серые глаза.

Сладкие, медовые губочки у ней,

Жаль, жаль, жалко мне

Губочки у ней.

Я к губам прилипну, с ними и умру,

Жаль, жаль, жалко мне,

С ними и умру.

В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.

Донской фольклор богат не только песнями и казачьими танцами. Среди казаков очень популярны «байки» — короткие рассказы, схожие с анекдотами; сказки, сочиненные самими казаками и передающиеся из поколения в поколение.

Рыболовство — одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.

Гуманное и заботливое отношение к детям — одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым — значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми — всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней — это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.

В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым мальчик в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! — говорили они. — Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!»

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, — говорил отец, — на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, pi от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь — личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам все меньше позволяли сюсюкать с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»

В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. С этого же времени он учился владеть нагайкой, его начинали приглашать на «беседы». С 8 лет главная роль в воспитании мальчика принадлежала крестному. Крестный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крестный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крестного, когда дело могло принять опасный оборот, а крестный не давал отцу жалеть сына.

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось обучение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию — шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по сказкам, 1-2 класс

Внеклассное мероприятие на тему «Сказки» для начальной школы

Внеклассное занятие по экологии 3-4 класс

Игра викторина по сказкам Андерсена для 4 класса

Славянский базар в начальной школе. Сценарий праздника

Комментарии (6)
Вера Валерьевна Ляпина # 1 января 2015 в 15:23 +1
Отличный материал! В наше время необходимо для воспитания настоящих граждан!
Наталья Ивановна Шатова # 10 февраля 2015 в 19:02 +1
Замечательная познавательная, воспитательная, историческая, доходчивая информация, распологает к возникновению творческих идей на заданную тему.
Сергей Николаевич Пушкарь # 20 февраля 2015 в 14:12 +1
Поддерживаю, отличный материал! Я сам из кубанских казаков, считаю правильным восстановление традиций казачества, появление казачьих училищ и школ. Нужно растить настоящих мужчин, которые могут защитить себя, свою семью и свою Родину.
Юлия Игоревна Нуритдинова # 3 мая 2015 в 15:51 +1
Очень актуально в наше время! Мне близка данная тематика, т к будучи воспитателем тоже имею приоритетное направление "Приобщение дошкольников к традициям Донского края", успехов вам!!!
Наталья Викторовна Остапенко # 6 мая 2015 в 13:32 0
Мне тоже близка тема: "Приобщение дошкольников к традициям Донского края"- я с вами!
Анна Юрьевна Копылова # 16 июля 2015 в 07:43 0
Очень интересный, познавательный материал. Беру в копилочку)))Спасибо)))