Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников

Народная игра – средство воспитания и обучения

Воронова Галина Александровна, воспитатель группы коррекции речи, высшей квалификационной категории. МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Ивушка» г. Абакан, Республика Хакасия

Народная игра – средство воспитания и обучения детей в ДОУ

Одной из главных задач ДОУ стоит задача: сформировать произвольность  внимания и произвольное поведение у детей старшего дошкольного возраста как основу успешности их обучения.

В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания предпочтение отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные  системы. Одним из  таких средств воспитания и обучения является игра.

Она позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника:

* информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её), куда входит и познавательная компетентность;

* действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;

* коммуникативную;

* социальную.

Из многообразия игр мною выбрана народная игра. Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций:  развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи  оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:

* воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;

* обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;

*  помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно,  переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

* укрепляет здоровье, развивает сообразительность,  ловкость,  творчество;

* знакомит с окружающей  жизнью,  развивает  любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

* формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

* развивает эмоциональную сферу,  так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

* развивает эмпатийные способности,

* формирует чувства принадлежности к своему народу.

Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь  интересной, веселой  и  занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

Здесь предлагаю народные игры, наиболее  предпочитаемые нашими детьми, игр очень много, это лишь некоторые из них.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Странствующие лягушки».

Все дети садятся в ряд  на один два шага друг от другого на корточки, опираясь руками в бока. Все стараются поскорее и, не падая доскакать до заранее намеченного места.

«Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Аи! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Я еду в Лондон»

В этой игре все сидят в кружок на стульях или около каких-нибудь приметных мест. Один обходит круг снаружи и говорит: «Я еду в Лондон (или Рим, Париж) и беру с собой для компании того-то, и того-то!» Тот, кого он называет, становиться сзади него, держится за его спину и со своей стороны зовет кого-нибудь ехать с собой; тот опять зовет кого-нибудь, пока все не пускаются в дорогу. Можно объехать весь сад, все комнаты и тому подобное. И где-нибудь первый путешественник вдруг кричит: «Лондон!», все бегут занять место. Кто останется без места, тот снова «едет в Лондон».

«Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

- Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?
Хозяин пенька:

- Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становиться тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Ёжик и мышки».

Дети стоят в кругу, из них выбирают одного ёжика и несколько мышей. Мышки стоят за кругом, а ёжик находится в кругу. Дети, образующие круг, идут по кругу и произносят следующие слова:

Ходит ёжик без дорожек,

по лесу, по лесу.

Любит рыться в жёлтых листьях,

колется, колется.

Уж я ёжику-ежу

В поле тропку покажу,

Где катают мышки

еловые шишки.

С последними словами дети образуют ворота. Ёжик начинает ловить мышей, пробегая в ворота, а мышки убегают от него. Игра заканчивается, когда ёжик поймает 3-4 мышей.

«Лиска-лиса».

Дети стоят в кругу, ведущим ли по считалочке выбирается «лиска-лиса», которая выходит в круг. Дети идут по кругу и хором поют:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост.

Пропев, дети бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит ловить. Кого поймает, тот будет водить.

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мягонький,

Вот он, какой широконький.

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит и дотронется до «пирога», тот уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграет все в одной команде.

«Мосток»

Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:

Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок

Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в кругу, а другой - стоящему ему напротив игроку. По окончанию пения дети, у которых верёвка в руках, присаживаются на корточки, натягивая верёвку. Остальные дети со словами:

«По мосточку мы пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мостику». Отмечаются те дети, которые не разу не оступились и не упали в «речку».

«Жаворонок»

Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.

Рыбаки и рыбки

Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры.

Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья - не летают,

Нет ног, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.

«Воробей»

Играющие, называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, берёза, шиповник).

Водящий начинает:

- Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. «Яблоня» продолжает говорить:

- Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на берёзу. И так далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего берётся фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.

«Чибис и многоножки»

Один - ведущий. Остальные играющие делятся на подгруппы (от 3 до 5 человек), строятся в колонны и держатся за пояс или руки на плечах - это многоножки. По сигналу начала игры дети-многоножки одновременно передвигаются, не расцепляясь, и произносят слова:

- Как-то летом многоножки

Разыгрались на дорожке:

Всеми ножками шагают

И друг друга обгоняют.

Чибис это увидал,

- «Чьи - вы», он кричать не стал.

Решил съесть их на обед,

Раз и многоножек нет.

После этих слов дети разбегаются, «чибис» их ловит. Тех, кого он задел выходят из игры. Игра заканчивается, когда «чибис» запятнает 4-5 человек.

Комментарии (7)
Ольга Владимировна Бурова # 17 января 2014 в 13:53 +1
Спасибо за подсказку. Приведенные игры очень интересные, только я не вижу как они связаны между собой. Вот если провести между ними связь, было бы веселое и интересное мероприятие.
Татьяна Здетовецкая # 7 марта 2014 в 18:51 +1
Отличный материал, возьму на заметку!
Подгорных Ольга Михайловна # 27 апреля 2014 в 11:00 0
Спасибо за подбор игр! Эти игры самоценны и без связи.
Татьяна Юрьевна Секерина # 12 января 2015 в 13:16 0
Хорошие игры. Подкорректируем их для наших деток. Спасибо
Альмукашева Айман # 8 мая 2015 в 18:14 0
Спасибо за работу!
Дарья Александровна Лептягина # 5 октября 2015 в 13:13 0
Галина Александровна, большое вам спасибо за представленные здесь игры, очень пригодятся для проведения ближайших осенних праздников. Добавлю в свою копилку. smile
Лариса Юрьевна Высотина # 2 мая 2016 в 11:19 0
Спасибо, в моей коллекции народных игр не хватает именно таких игр.