Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Методические рекомендации по проведению родительского собрания в ДОУ

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в детском саду

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

2. Максимальная продолжительность - 1-1,5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей).

3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

4. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю может в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.

5. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

• лекция;

• дискуссия;

• исследование;

• социально-педагогический тренинг;

• психологические игры;

• диагностика и др.

7. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно, впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и так далее. Отработать их помогут приводимые ниже упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»

Цель: тренировка и осознание педагогом собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.

• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись!»), удивленно («Не ожидала...»), спрашивая («Что-нибудь случилось?»), радостно («Наконец-то!»).

• Вы решили посетить внезапно заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.

• Вы вошли в раздевалку и увидели мать 6-летнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите свое удивление.

Упражнение «Окно»

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.

Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет «окно» с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании своей информации, передайте ее «через стекло». Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.

8. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить специально разработанные анкеты, которые помогут воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания в ДОУ

I. Выбор темы собрания

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерностями развития личности дошкольника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений детского сада и семьи.

II. Определение целей родительского собрания

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы воспитатели отчетливо осознают, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.

В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

• способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и детском саду;

• содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;

• выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

• пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

• подвести итоги совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей за квартал, полугодие или учебный год.

III. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов.

IV. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания

Назначаются ответственные:

• за музыкальное оформление;

• организацию конкурсов;

• проведение рейдов проверки;

• оформление группы и столов.

V. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей

Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и детьми, заполнение ими простейших анкет, тестов и опросников с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь воспитателю в проведении микроисследований оказывает психолог. Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.

VI. Приглашение родителей и других участников собрания (заведующего, старшего воспитателя, врача, учителя- логопеда, инструктора по физкультуре и плаванию, музыкальных руководи гелей, психолога и др.)

Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз - не позднее, чем за 4-5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения собрания.

Для родителей вывешивается коллективное приглашение (в виде интересного объявления), в котором указана тема и форма собрания, место и время проведения. Цель встречи формулируется таким образом, чтобы родители поняли значимость и важность этого события. Можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа. Воспитатели нередко переживают из-за того, что не все родители откликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания», «Кому, как ни этой семье нужно было прийти на собрание». Чтобы информация дошла до тех, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке), ее необходимо повторять. Именно при повторе создается избыточность, т. е. гарантированная полнота восприятия.

VII. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

VIII. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания

Принципы:

• в конкурсе участвуют дети и родители;

• все работы выставляются до начала собрания;

• лучшие работы выбирают родители. Победителям вручается приз.

Можно подготовить стенгазету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы и др.

IX. Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон

X. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников

Виды родительских собраний

Главная задача любого из перечисленных видов родительских собраний - искать совместные пути решения всевозможных проблем. Собрания можно условно разделить:

• на организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

• установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно-правовой базе, воспитательно-образовательном процессе;

• знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения (о результатах психологической диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий детей и родителей;

• консультативные, здесь обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

• собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

• совместные с воспитанниками и родителями;

• связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;

• тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы;

• собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

• собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию:

• отчетные (итоговые), имеющие цель показать воспитательно - образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;

• информационно-просветительские (по плану всеобуча родителей), являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Далее следует определить организационную форму собрания. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания - донесения информации до родителей (вопросы родителей - ответы воспитателя). В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече: педагогическая мастерская, организационно- деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, тренинг, ролевая игра, круглый стол, встреча и т. п.

Собрания-встречи могут носить интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейные гостиные», «Диспуты» и т. д.). Информацию для собраний-встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи (это важно, поскольку «на слух» воспринимается лишь 25% информации).

Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследование Р. Овчаровой, можно использовать на родительских собраниях следующие методы взаимодействия.

- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.

- Видеокоррекция. Участники дискуссии просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

- Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

- Совместные действия - выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.

- Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

- Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

XI. Разработка сценария собрания

XII. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям

Решение - это обязательный элемент родительского собрания, т. к. очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и детского сада. Поэтому воспитатели должны за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью старшего воспитателя, психолога, узких специалистов детского сада.

XIII. Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости)

XIV. Написание плакатов но теме собрания

XV. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания

XVI. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном помещении (групповой комнате, музыкальном зале, экологической комнате). Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса. Что

бы создать определенную настроенность родителей, в помещении, где пройдет собрание, можно подготовить наглядный материал: оформить выставку в соответствии с темой собрания, витрины, центры для родителей; организовать выставку детских работ, стенды с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольников, выпустить стенгазету, «раскладушку», подготовить видеоматериал.

На мольберте помещается тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в группе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры, конверты с цветограммами, памятками, фишки красного, желтого, синего цветов и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг или полукругом. Магнитофонные записи включаются на разных этапах собрания. Музыка выполняет различные функции. Так, например, тихая спокойная музыка до начала собрания помогает немного отдохнуть, пока собираются все. Может создать определенное настроение по теме собрания или служить фоном в процессе выполнения родителями задания. Необходимо поговорить с родителями о том, где будут находиться дети в момент собрания-встречи. Если у родителей нет возможности оставить детей дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей на этот вечер. Необходимо продумать, кто встретит родителей и проводит их в помещение, где будет проходить собрание. Важно определить место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви. Сняв верхнюю одежду, они будут чувствовать себя комфортно. Предоставьте им возможность сесть на удобные для них места и поздороваться друг с другом. Важно не забыть и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить им в начале встречи чай, конфеты, печенье. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Основные этапы проведения родительского собрания

I. Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей (5 мин)

Ведущими собраний-встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед и др. В целях снятия напряжения, сильного волнения перед встречей с родительской аудиторией можно провести тест-настрой.

Тест-настрой как способ аутогенной тренировки

«Я в хорошем настроении, у меня много педагогических планов. Тема встречи интересна родителям, они ждут ее. К каждой встрече у меня подобран интересный материал. Я спокойна, уверенна, я чувствую себя раскованно, я хорошо подготовилась к встрече. Я хорошо владею собой. Настроение мое бодрое, хорошее. Родители моих воспитанников понимают меня и уважают. Мне приятно общаться с родителями, и т. д.»

Общий тон родительского собрания - спокойный, доброжелательный. Начинают, естественно, с приветствия. Оно дает возможность родителям раскрепоститься и включиться в обсуждение проблем. Необходимо поблагодарить всех, кто нашел время прийти на собрание, особенно отцов. Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положите перед собой список с их именами. Перед началом родительского собрания огласите вопросы, которые планируете обсудить.

Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора. Для создания эмоционального настроя на определенную тему собрания может использоваться музыкальный фон (звуки гитары, фортепиано, магнитофонная запись).

Предложите разработать и утвердить правила родительского собрания. Сделать это лучше всего на первом собрании в начале учебного года. Правила вывешивают на видном месте в родительском центре. Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, то группа может их пересмотреть и при необходимости изменить. В правилах, в частности, можно предусмотреть следующее: быть пунктуальным; позитивно настроенным; не критиковать и не перебивать друг друга; говорить кратко и по существу вопроса; никого ни к чему не принуждать; соблюдать при необходимости конфиденциальность. Правила должны быть реальными и доступными, понятными, не противоречить друг другу.

II. Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом, старшим воспитателем)

Проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5-7 мин).

III. Выступление по теме собрания (узкого специалиста, старшего воспитателя, психолога или воспитателя)

Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).

IV. Обсуждение проблемы родителями (20 мин)

Важно, чтобы ведущий не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил всех присутствующих высказать свое мнение (достаточно 3-4 выступлений).

Основные требования к беседе:

• не следует упрекать и поучать родителей;

• чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни труппы;

• рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии;

• беседу лучше вести при мягком освещении;

• переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой;

• разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой. В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая право родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом.

Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. Дайте понять родителям, что в вопросах обучения и воспитания вы не прокурор, а их единомышленник.

В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

Доведите до родителей мысль, что «ребенок, отстающий в развитии» не означает «плохой человек». Для поддержания диалога на нужном уровне можно использовать разнообразные игровые приемы.

V. Анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания

Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям детей, имеющим проблемы в поведении, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел. Может проводиться самоанализ. Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется всегда, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, если не выполняется - синего (количество фишек не подсчитывается). Подводя итоги этого этапа собрания,

педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

VI. Выполнение практических заданий всеми родителями

Это могут быть: складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др., соответственно теме собрания. Разделите родителей на группы, пары, активизируйте общение.

VII. Совместная работа родителей с детьми

Выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

VIII. Заключительная часть собрания

Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было особенно значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из родителей должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать? На этом этапе следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке. В конце встречи воспитатель благодарит родителей за участие, совместную работу. По мнению Заслуженного учителя России В. Щербаковой, собрание происходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей. Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей. Воспитатель предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в воспитании, обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.

Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время. Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Специально отведите время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

Похожие статьи:

Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка

Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье

Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции

Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!