Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия в старшей группе «Геометрические фигуры»

Комплексное занятие по математике в старшей группе детского сада на тему: «Круг, квадрат и треугольник»

Цель занятия: формирование навыков самопрезентации, актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о геометрических фигурах.

Оборудование и материалы: куклы — Почемучкин, Круг, Квадрат и Треугольник; на каждую пару детей: наборы геометрических фигур из плотного картона (квадрат, 4 треугольника, среди которых 1 — прямоугольный и 1 — равносторонний); проволочные оси с круглыми, треугольными и квадратными «колесами»; основа и фигурки для аппликации, цветные карандаши.

Часть I. Новые друзья

Цели: формирование умения обследовать геометрические фигуры различными способами; актуализация и использование знаний о геометрических фигурах; формирование навыков самопрезентации.

Дидактическая игра «Будем знакомы». В гости к детям приходит Почемучкин.

Почемучкин. Здравствуйте, ребята! Это мой друг Квадрат.

Педагог. Ребята, давайте вежливо ответим новому знакомому: «Очень приятно!», «Рады познакомиться!»

Квадрат. Здравствуйте, ребята. И я рад знакомству. У меня 4 угла и все стороны равны. Хотите проверить?

Дети получают картонные квадраты, палочки и мел, ленты, линейки. Работая в парах, им нужно решить, как проверить утверждение Квадрата. Обсудить различные способы.

Почемучкин. Это мой друг Треугольник.

Дети. Очень приятно.

Почемучкин. У него три угла и три стороны.

Треугльник. Доброе утро, ребята. Рассмотрите набор треугольников, лежащий на ваших столах. Некоторые из моих братьев чем-то похожи на квадрат. Догадайтесь, чем?

Измеряя стороны треугольников, прикладывая их к квадрату, дети самостоятельно или при помощи Почемучкина выясняют, что у треугольников могут быть равны все стороны, бывают треугольники с прямым углом, как у квадрата. Треугольник оценивает сильные стороны работы детей.

Почемучкин. Это мой друг Круг.

Дети. Очень приятно.

Почемучкин. У него совсем нет углов. Нет ни начала, ни конца.

Круг. Здравствуйте, ребята. Очень приятно познакомиться. Я Круг — у меня нет ни сторон, ни углов. Из кругов не выстроишь стену, не построишь дом. Но у нас есть свои преимущества.

Вниманию детей предлагаются проволочные оси с картонными «колесами» квадратной, треугольной и круглой форм. Каждой паре предлагается попробовать, какие колеса лучше, пояснить свой выбор. Круг обобщает ответы детей и предлагает поиграть вместе.

Примечание. Готовясь к совместной игре, Почемучкин представляет своим друзьям детей, кратко характеризуя каждого из них. Например: «Это Саша. Он всегда очень опрятный», «Это Ира. Она любит выращивать цветы». Также Почемучкин предлагает детям самим рассказать о себе.

Часть II. Игры с Кругом

Цели: освоение понятий, связанных с геометрическими фигурами, через движение и пластику, тренировка точности и осознанности движений, дыхательная гимнастика.

Круг. Мне бы хотелось научить вас изображать различные геометрические фигуры. Для начала давайте образуем красивый ровный круг.

Подвижно-оздоровительная игра «Надуем шар». Дети берутся за руки и стоят, тесно прижавшись друг к другу. Держась за руки, ребята расходятся все дальше, глубоко вдыхая носом и выдыхая через рот, как при надувании воздушного шарика. Шар надут. Повторим упражнение 2—3 раза.

Круг. Давайте попробуем превратить круг в овал. Что для этого нужно?

Превратим круг в овал, а овал снова в круг, предлагая то одной, то другой группе детей перемещаться к центру круга и возвращаться на места.

Круг. Встаньте парами лицом друг к другу, возьмитесь за руки.

Экспериментируя с положением рук и взаиморасположением, детям нужно по заданию Круга изображать различные фигуры.

Варианты создания фигур: круг — каждому ребенку пары нужно постараться образовать руками полукруг. Не отпуская партнера, сделать полшага назад, вытягивая руки вперед, — получается овал. Руки в стороны — получается ромб. Квадрат образуется, если вытянутые вперед руки дети положат на плечи друг другу. Дети постепенно расходятся, не меняя положения рук, получается прямоугольник.

Часть III. Загадка треугольника

Треугольник. Я вижу вы, ребята, хорошо знакомы с геометрическими фигурами. Предлагаю вам разгадать геометрическую загадку: на большой серый квадрат приклейте справа вверху маленький желтый квадрат, слева внизу красный прямоугольник, синий треугольник наклейте над большим квадратом. Что получилось? (Домик.)

Предложить детям дополнить изображение: нарисовать ручку двери, оконные рамы, шторы, трубу на крыше, дым из трубы, номер на стене дома, луну или солнце над крышей —- все, что подскажет детская фантазия.

Итог занятия. Педагог предлагает вниманию детей пиктограммы, на которых отображены основные этапы занятия. Обсудим, что понравилось и запомнилось. Предложим каждому ребенку поблагодарить того гостя, который предложил самое интересное, по его мнению, задание. В какие игры дети хотели бы научить играть своих близких, друзей?

Почемучкин и геометрические фигуры прощаются с детьми и дарят им конверт с геометрическими загадками.

Последующая работа

В ходе работы по формированию элементарных математических представлений, во время прогулок, в свободное время дети смогут разгадать геометрические загадки, выполнить задание Квадрата по рисунку «Мы всегда с тобою рядом» (детям показывают рисунок комнаты в квартире, комнаты в детском саду), научиться находить геометрические фигуры в основе различных предметов, изображений.

Дидактическая игра «Геометрические загадки». Работа ведется в парах или в микрогруппах. Дети по очереди становятся «загадчиками». Загадывающий получает карточку с несложным изображением, выполненным из 4—6 геометрических фигур. Ему необходимо рассказать, какие фигуры он видит и как они расположены. Остальным играющим нужно выбрать названные фигуры из своих наборов и сложить (или наклеить) их в соответствии с описанием, догадаться, что получилось.

Работа по рисунку «Мы всегда с тобою рядом». На рисунке детям нужно найти, назвать и раскрасить как можно больше геометрических фигур. Они могут сосчитать, сколько получилось кружков, овалов, прямоугольников, квадратов, треугольников. Предложить детям рассказать о предметах на рисунке, используя слова «круглый», «квадратный», «треугольный», «овальный» и т.д.

Умение различать фигуры и способность концентрировать внимание помогут детям выполнить задания, в которых для получения рисунка нужно раскрасить одинаковые фигуры определенным цветом.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!