Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Крещение Руси»

Занятие для старших дошкольников ДОУ на историческую тематику

Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления об истории возникновения и развития России, ее важнейших исторических событиях: крещении Руси, о великих киевских князьях: Кие, Владимире — Красное Солнышко;

— продолжать знакомить детей с православными праздниками, традициями, символами крещения (крест, икона, церковь);

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории своей страны;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатная игра «Собери храм», портреты художников Феофана Грека, Андрея Рублева, иллюстрации с изображениями храмов: христианской церкви, православного собора, индуистского храма, мечети, синагоги; празднования Пасхи, диктофон.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились ваши друзья-первоклассники. У них в классе часто проводятся выставки рисунков, поделок. Сейчас они готовятся к выставке макетов «Христианская церковь». Ребята решили сделать их из бумаги и картона, из пластиковых бутылочек, коробочек. Они принесли в класс много картинок с изображением разных храмов, но не знают, на каких нарисованы христианские церкви, соборы.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных храмов, которые «прислали» первоклассники: христианская церковь, православный собор, индуистский храм, мечеть, синагога.

Ребятам — участникам конкурса нужно будет не только изготовить макет, но и рассказать об этом храме. Вдруг кто-то из ребят вспомнил о том, что видел в вашей группе макет «Христианская церковь», альбомы, книги о православных храмах. И ре- бята-первоклассники решили, что кто, как не вы, сможет помочь им правильно отобрать нужные картинки и составить интересные рассказы. Ребята, как можно помочь ребятам, обратившимся к вам за помощью?

Дети. Можно подобрать иллюстрации, на которых изображены христианские храмы, наши рисунки православных храмов, игры, записать наши рассказы о них на магнитофон,

Воспитатель. Ребята, а чтобы ваши рассказы получились интересными, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о крещении Руси. С какого славного города начиналась ее история?

Дети. С Киева.

Воспитатель. Да, самым древним городом Руси был Киев. В честь кого город получил свое название?

Дети. В честь князя Кия.

Воспитатель. Все верно, самый древний город Руси назван Киевом в честь Кия, смелого и мудрого князя. Какие знаменитые люди прославили Киев?

Дети. Монах Нестор, князь Владимир — Красное Солнышко.

Воспитатель. Чем знаменит монах Нестор?

Дети. Он написал книгу, в которой рассказал о возникновении Руси, русских князьях.

Воспитатель. Да, монах Нестор написал «Повесть временных лет», в которой рассказал о возникновении русского государства, первых князьях. А чем знаменит князь Владимир — Красное Солнышко?

Дети. Он окрестил русский народ.

Воспитатель. Все правильно. Послушайте рассказ о киевском князе Владимире.

Раньше люди мало знали о природе, боялись грома, молнии. Они считали, что все предметы, животные, растения, звезды, солнце и луна обладали волшебной силой. Некоторые боги считались добрыми, другие — злыми (приносящими боль, голод, смерть). Люди старались задобрить силы природы, чтобы они дали им питание и одежду. Поклонялись изображениям разных богов. Они думали, что их много и если задобрить каждого из них, всем будет хорошо.

В то время были другие страны, в которых люди верили только в одного Бога. Киевский князь Владимир спрашивал у странников о том, в каких богов верят люди в других государствах. Потом он выбрал лучших людей и отправил их посмотреть, как в чужедальних странах люди молятся своим богам. Понравилось ему, что там есть красивые церкви и люди верят только в одного Бога. Князь Владимир пытался убедить людей, что всем на земле управляет один Бог и поклоняться нужно только ему. Чтобы доказать любовь к нему, нужно креститься.

После того как русские люди крестились, они стали верить в одного Бога, создавшего все живое на Земле, в сына его Иисуса Христа. С тех пор они стали крещеными, а князя Владимира прозвали святым.

Ребята, как называют людей, которые верят в Бога?

Дети. Верующими.

Воспитатель. К верующим людям все относятся с уважением, поздравляют их с божественными праздниками. Какие божественные (христианские) праздники вы знаете?

Дети. Рождество, Пасха.

Воспитатель. Да, многие божественные праздники, которые отмечали русские люди прежде, празднуют и сейчас: в Рождество Христово празднуют Рождение Иисуса Христа, в Пасху — его Воскресение. Пасха считается самым главным церковным православным праздником. Какие светлые и добрые традиции связаны на Руси с Пасхой?

Дети. К празднику пекут куличи, красят яйца, дарят их друг другу.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением празднования Пасхи на Руси.

Воспитатель. Да, к празднику пекут куличи, красят яйца. Ребята, а вы знаете, почему к куличу и пасхальным яйцам всегда относились с особым почтением? Считалось, что хлеб вбирает в себя силы Огня, Земли и Воды, в яйце зарождается жизнь. В пасхальные дни люди «христосуются» — троекратно целуются при встрече, дарят друг другу крашеные яйца, куличи. Еще один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников — Рождество. Как отмечали этот праздник?

Дети. Готовили вкусную еду, ходили в церковь, обменивались подарками.

Воспитатель. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет, как Рождество. В этот день люди не работали, ходили в церковь, готовили вкусную еду, славили будущий урожай. Существовал обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством и желали им всего самого лучшего. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Как они назывались?

Дети. Колядки.

Воспитатель. Правильно, они называются колядками, отсюда — колядовать. На Рождество пели веселые песни, проводили пляски, игры. Предлагаю поиграть в одну из них.

 

Русская народная игра «Скакалка»

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство в новом году. Перед началом игры произносят следующие слова.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего верующие люди построили церкви?

Дети. Чтобы приходить туда молиться.

Воспитатель. Да, чтобы служить своему Богу, молиться ему, люди построили церкви. Храмы, где молятся верующие, построены великими мастерами много лет тому назад. Церкви в России настолько красивы, что ими приезжают любоваться люди со всего мира. И чтобы вспомнить их, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Собери храм»

По предложению воспитателя дети делятся на четыре микрогруппы, каждой из них нужно собрать по образцу одну разрезанную на шесть частей картинку с изображением храма или собора (храм Василия Блаженного, Успенский собор в Москве, Казанский, Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге). В ходе выполнения задания с детьми уточняются названия храмов.

Воспитатель. Давайте еще раз полюбуемся красотой знаменитых русских храмов и соборов. Церкви — достояние культуры русского народа, их берегут, хранят, относятся к ним с уважением.

Ребята, наши друзья-первоклассники прислали нам картинки, на которых нарисованы разные церкви. Предлагаю вам отобрать из них те, на которых нарисованы христианские церкви.

Дети выбирают картинки с изображением христианских церквей.

Что находится внутри церквей?

Дети. Иконы.

Воспитатель. Да, внутри церквей находятся иконы, изображающие святых, ангелов, сцены из библейских легенд. Кто писал иконы?

Дети. Художники.

Воспитатель. Все верно, иконы писали великие мастера-художники: Феофан Грек, Андрей Рублев.

Воспитатель показывает их портреты.

Ребята, как называется священная книга, которую знает и ценит каждый верующий человек?

Дети. Библия.

Воспитатель. Почему эту книгу знают все верующие люди?

Дети. В ней много рассказов о Боге.

Воспитатель. В Библии записаны сказания о происхождении мира, сотворении его Богом. Ребята, а все ли люди верят в Бога?

Дети. Не все.

Воспитатель. Да, ребята, отношение к Богу у всех людей разное: одни верят в него, другие — нет. Каждый человек имеет право на выбор, поэтому к любому человеку нужно относиться с пониманием, независимо от того, верующий он или нет. Ребята, среди детей нашей группы есть крещеные. Где их крестили?

Дети. В церкви.

Воспитатель. Да, их крестили в церкви, они носят нательный крестик, у них есть крестные мать и отец. Как нужно относиться ко всему тому, что связано с крещением?

Дети. Нужно беречь крестик, не отдавать его другим.

Воспитатель. Правильно, нужно относиться с уважением к тому, что связано с крещением: беречь нательный крестик, не отдавать его другим людям, заботиться о крестных матери и отце. Вот мы и вспомнили о крещении Руси, христианских церквях, вере русских людей в Бога. Как вы думаете, что можно отправить нашим друзьям из того, что поможет им в изготовлении макета и составлении интересного рассказа о христианских церквях?

Дети. Рисунки с изображением церкви нашего села, игру «Собери храм», картинки, где нарисованы красивые храмы, портреты художников, писавших иконы, наши рассказы.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Все ваши рассказы я записала на диктофон. Думаю, что они помогут нашим друзьям придумать интересные рассказы о церквях, макеты которых они изготовят.

Похожие статьи:

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12

Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!