Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия для детского сада на тему «Права человека». Подготовительная группа

Занятие о правах человека для старших дошкольников

Цель: формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей.

Задачи:

— конкретизировать представления о правах человека;

— расширять представления детей о международных документах по правам человека;

— развивать чувство собственного достоинства;

— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование: сборник законов, иллюстрации с изображением людей разных рас и национальностей, студенческой аудитории, читального зала библиотеки, отдыхающих людей, мечети, кирхи и православной церкви.

Ход занятия 

Воспитатель. Ребята, к нам обратилась библиотекарь Людмила Николаевна. Она попросила помочь ей в оформлении выставки «Права человека». В библиотеке есть прекрасные книжки и сказки по этой теме, а картин и иллюстраций недостаточно. А маленькие дети так любят рассматривать картинки! Еще Людмила Николаевна попросила вас помочь ей подобрать игры, интересные задания о правах человека, потому что дети, которые приходят в библиотеку, очень любят играть и выполнять интересные задания. Ребята, как можно помочь библиотекарю?

Дети. Можно подобрать картинки для выставки, игры, интересные задания.

Воспитатель. Чтобы правильно подобрать иллюстрации, игры, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о правах человека. Ребята, сейчас я покажу вам очень важную книгу. Это сборник документов. Слово «документ» означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно, по закону или нет. В документе указывается, что по закону требуют от человека.

С первым документом, о котором я вам напомню, вы уже знакомы — это «Декларация прав человека». Что означает слово «декларация»?

Дети. Заявление.

Воспитатель. Да, слово «декларация» означает заявление. Предлагаю вам с помощью картинок и игр вспомнить то, что записано в этой книге.

Воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации с изображением людей разных рас и национальностей.

Чем отличаются друг от друга эти люди?

Дети. Цветом кожи, глаз, волос, одеждой.

Воспитатель. Да, это люди разных рас, а здесь люди одной расы, но разных национальностей. В России мало людей других рас, кроме европеоидной (белой), но много представителей разных национальностей. Это люди, говорящие на языке своей нации. Давайте поиграем в игру.

Игра «Угадай язык!»

Воспитатель называет национальность, а дети — язык, на котором говорят ее представители.

Чуваши — чувашский язык.

Татары — татарский.

Армяне — армянский.

Русские — русский язык.

Воспитатель. У каждой нации есть песни, сказки, книги на своем языке. Посмотрите на хоровод детей в разных национальных костюмах.

Воспитатель показывает иллюстрацию «Люди разных национальностей». Входит ребенок в национальном костюме, читает стихотворение на соответствующем языке или поет песню. Затем еще один ребенок (всего не более трех детей).

Правда, красиво звучат другие языки? Если ваша мама знает один язык, а папа другой, вы легко научитесь говорить на двух языках сразу. А можно научиться у бабушки и дедушки, если они знают какой-нибудь язык. Люди разных национальностей могут жить рядом?

Дети. Да.

Воспитатель. Конечно, они могут пожениться, дружить, быть соседями. А есть плохая национальность?

Дети. Нет.

Воспитатель. Конечно, нет. Есть плохие, злые люди, но ни цвет кожи, ни то, на каком языке говорит человек, ни то, какую он носит одежду, не имеет значения. Одинаковые ли права имеют люди разных рас и национальностей?

Дети. Да.

Воспитатель. Конечно, человек имеет право на жизнь и свободу, какой бы расы и национальности он ни был. Все имеют право жить свободно: ездить куда хочется, работать, отдыхать. Ребята, выберите, пожалуйста, картинки, которые иллюстрируют то, что каждый человек имеет право на труд, отдых и образование.

Дети выполняют задание.

Посмотрите, как выглядят люди, у которых есть работа. Не так важно, кто они по профессии, намного важнее то, что их лица спокойны, работа их радует. Кто имеет право учиться?

Дети. Дети и взрослые.

Воспитатель. Верно, учиться имеют право не только дети, но и взрослые. У кого из вас учится мама или папа?

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением студенческой аудитории, читального зала библиотеки. Дети отвечают. Затем воспитатель показывает картинки с изображением отдыхающих людей.

А что изображено на этих картинках?

Дети. Как люди отдыхают.

Воспитатель. Да, это люди на отдыхе. Те, кто работает, получают отпуск, чтобы отдохнуть. Расскажите, пожалуйста, как отдыхают ваши родители во время отпуска.

Дети рассказывают. Воспитатель показывает картинки с изображением мечети, кирхи и православной церкви.

А вот эти картинки напомнят вам о том, что каждый человек имеет право на выбор религии. Посмотрите, это мечеть, это кирха, а это православная церковь. Все эти здания можно назвать одним словом — храмы. Человек имеет право выбрать, во что ему верить и в какой храм ходить. Есть люди, которые не ходят ни в какие храмы, — это их право. Мы не должны удивляться, если видим на улице священника. Будем с уважением, почтительно относиться к верующим людям. Вот мы и вспомнили с помощью картинок о некоторых правах людей. У каждого человека есть права — правила, позволяющие ему сохранять свое достоинство, право на жизнь, свои вещи, безопасность, свободу, свое жилище, труд, справедливый суд, личную неприкосновенность, образование. Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны, в том числе и наша Родина — Россия — подписали Конвенцию (договор) о правах ребенка. Несколько стран договорились защищать права детей.

У ребенка тоже есть права, но часто пользоваться ими он не может без помощи взрослых: он не может самостоятельно переезжать из города в город, путешествовать, защищать свою неприкосновенность. Кто же помогает ему в этом?

Дети. Родители, полиция.

Воспитатель. Да, в этом ему помогают родители, полиция, суд. Взрослые должны защищать не только своего, но и любого другого ребенка. Каждый человек должен не только пользоваться своими правами, но и уважать права других людей, их достоинство. А дети могут нарушить права взрослых? Если вы прыгаете, а внизу живут люди? Если вы шумите, а взрослые отдыхают? Если без разрешения берете вещи, принадлежащие старшим? Какие права при этом нарушены?

Дети. В первом и втором случае — право на отдых, в третьем — на неприкосновенность.

Воспитатель. Вот мы и вспомнили о правах и законах. Что вам показалось наиболее интересным? Что вы запомнили?

Дети отвечают.

Как вы думаете, те картинки, которые мы сегодня рассматривали на занятии, помогут Людмиле Николаевне в оформлении выставки о правах человека?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что помогут. Ребята, библиотекарь еще просила вас помочь подобрать игры, интересные игровые задания, в ходе выполнения которых дети смогли бы уточнить свои знания о правах людей. Что мы можем ей посоветовать?

Дети. Можно поиграть с детьми в игры, которые есть в нашей группе: «Как поступить», «Объяснить, почему нельзя...», «Хорошо — плохо», «Какие права нарушены».

Воспитатель. Молодцы, ребята, обо всех предложенных вами играх и заданиях я расскажу Людмиле Николаевне. Думаю, что они понравятся маленьким читателям библиотеки.

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе. Возрастная линия

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Сложение и вычитание чисел

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 15

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Состав числа

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 11 и 12

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!