Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы

Конспект НОД в старшей группе по экологии

Автор: Трояк Наталья Георгиевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №103 комбинированного вида Калининского района,  г. Санкт-Петербург.

Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста  по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.

Тема: «Такие разные растения».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

1. «Социализация»:

- вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

2. «Познание»:

- освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);

- ознакомление с функциями и видоизменениями листа;

- развитие экологических представлений.

3. «Коммуникация»:

- формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- обогащать словарный запас;

4. «Физическая культура»

- физминутка.

Материал.

Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки. 

Раздаточный. Тетради, карандаши.

Методические приемы: наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка,  продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Бабушка-Загадушка загадывает загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответы детей (Комнатные растения)

Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.

Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:

с крупными листьями и с колючками.

Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:

1. У меня растёт лиана

В кадке около дивана.

Листья у неё резные –

В них окошечки сквозные. (Монстера)

2. Всю зиму и все лето

В красное платье одета. (Бегония) 

Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)

 

3. Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

 

4.На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.

Где же его лапки? Где у него рожица?

Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)

Ответы детей. (К группе растений с колючками)

Бабушка-Загадушка  предлагает подумать,  какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка  предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.

Ответы детей (мокро, холодно).

После высыхания воды Бабушка-Загадушка  и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка    или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.

Далее дети ставятся в проблемную ситуацию: чего нам хочется, когда жарко (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.

Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).

Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки).  Бабушка-Загадушка  просит детей подумать:

- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»

Ответы детей (много).

- «Жарко ли у нас?»

Ответы детей (нет).

- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»

Ответы детей (обычный).

- «Почему?»

Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).

Бабушка-Загадушка  обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой – маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Физкультминутка «Цветы».

Далее детям предлагается зарисовать в тетрадях «картинки», которые рассказывают, как влияют условия жизни на строение листа растений, используя условные изображения.

Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя  карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).

Много воды, высокая температура – крупный лист.

Мало воды, высокая температура – лист – колючка.

Много воды, температура низкая – лист обычный.

Итог занятия.

Бабушка-Загадушка  играет с детьми в игру «Что перепутал художник?». 

- Анализ ситуации изображенной на рисунке.

- Объяснить её нелепость.

- Придумать по картинке веселый рассказ.

Цель игры:  оценить образные представления  ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

- «Мне кажется, что художник, что  то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?». 

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Маленькие горожане»

Экология в музыке

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Сценарий экологического мероприятия в детском саду

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»

Комментарии (6)
валентина дементьева # 9 мая 2014 в 17:09 +1
Очень интересное занятие особенно понравились игры.спасибо
Подгорных Ольга Михайловна # 11 мая 2014 в 04:07 +1
интересное и познавательное занятие!
Людмила Николаевна Золотарева # 18 сентября 2014 в 20:06 0
Очень, очень интересное занятие, обязательно его проведу со своими детками.........1 спасибо большое!
Марина Михайленко # 1 октября 2014 в 19:11 +1
Интересное занятие! Голосую!
Светлана Тимофеевна Шукшина # 26 марта 2015 в 10:19 +1
Наталья Георгиевна, спасибо Вам за сценарий занятия! Интересно, познавательно для детей, Хорошее оформление, занимательные игры. Голос Вам.
Зоя Николаевна Шипицына # 5 ноября 2016 в 06:32 0
Наталья Георгиевна, очень занимательно и интересно. Мне понравилось, возьму на заметку. Иногда так нужен такой материал, а найти невозможно. Огромное спасибо!