Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Беседа о зависти с дошкольниками подготовительной группы

Конспект беседы со старшими дошкольниками «Завистливый по чужому счастью сохнет»

Дорогие ребята! Поговорим о зависти.

Зависть — дурное чувство. Оно человека мучает, лишает покоя и сна. Недаром народ приметил: «Завистливого и сон неймет».

♦ Умеете ли вы от души радоваться успехам своих друзей?

♦ Можете ли вы похвалить друга, если у того что-то хорошо получается, а у вас нет?

Думаю, что вы испытываете радость за друга, если его похвалил воспитатель, если ему подарили новую игрушку или книжку. Но если в вашей душе все же поселилось неприятное чувство зависти, постарайтесь его подавить, победить, настройте себя на то, что друзьям нужно не завидовать, а радоваться за них, у них стоит чему-то поучиться и самому добиваться успехов в труде, спорте, учебе.

Послушайте стихотворение.

Завистливая Катя

Всем завидовала Катя:

Аня ходит в новом платье,

Таня — в шелковой косынке,

Бант у Даши, как картинка!

 

У Наташи день рожденья —

Будут торт и поздравленья.

Машу нынче похвалили,

А меня опять забыли!

 

И сказала мама Кате:

— Не завидуй, дочка, хватит!

Зависть нас не украшает,

Зависть людям жить мешает.

Не завидуй, а сумей

Радоваться за друзей!

♦ Чему завидовала девочка Катя?

Новому платью, и косынке, и бантику подруги, и дню рождения, и похвале, доставшейся подруге. Но ведь когда хвалят другого, это вовсе не значит, что ругают вас! В следующий раз похвала достанется и вам. Скоро и у вас будет день рождения. И вы придете в детский сад или в школу в новой красивой одежде. Друзья не будут вам завидовать, они порадуются за вас.

Умение радоваться чужим успехам, чужому счастью — великое и прекрасное свойство человеческой души!

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Пластилиновый Буратино

Дети лепили игрушки из пластилина. Самая выразительная и забавная игрушка получилась у Нади.

— Какая прелесть! — воскликнула воспитательница Анна Анатольевна, показывая ребятам пластилинового Буратино.

Буратино и в самом деле получился на славу: в красном колпачке, полосатых чулках, с задорной улыбкой, с золотым ключиком в руке.

— Давайте все вместе вспомним сказку о приключениях Буратино и о золотом ключике, — предложила воспитательница.

Ребята наперебой стали рассказывать сказку, и только Галя молча отошла в сторонку, надулась и поскучнела. Девочка подумала, что ее пластилиновый медвежонок Винни-Пух ничуть не хуже Буратино, но Анна Анатольевна похвалила Надю. Галя почувствовала зависть к подруге. Она подошла к столу и сбросила пластилинового Буратино на пол. Игрушка тут же сломалась. Галя отошла подальше от стола и стала играть с куклой.

Когда Надя увидела, что Буратино упал и сломался, она заплакала. Но Сережа поднял игрушку с пола, Таня стала утешать подругу, а Анна Анатольевна помогла девочке починить игрушку.

— Как Буратино мог оказаться на полу? — спросила воспитательница.

— Я знаю, — ответила Галя, — он стоял на самом краю, вот и упал.

Хотя Анна Анатольевна и видела, что Галя сбросила игрушку, сейчас она ничего не сказала девочке. Собрала все поделки и поставила их в стеклянный шкаф. Она хотела поговорить с девочкой наедине.

♦ Как вы думаете, почему Галя сбросила игрушку на пол?

♦ Хорошее или дурное чувство владело ею в этот момент?

♦ Могли бы вы поступить так?

♦ Случалось ли вам видеть подобное проявление зависти? Расскажете об этом.

♦ Как вы думаете, почему Галя солгала?

♦ Связаны ли ложь и зависть? Приведите примеры того, что зависть часто связана с ложью.

♦ Как вы считаете, почему воспитательница сделала вид, что ничего не заметила?

♦ Подумайте, какие слова сказала Анна Анатольевна Гале.

Может быть, она сказала девочке примерно так:

— Галя, ты постудила нехорошо. Причем нехорошо вдвойне. Сначала- из зависти сбросила на пол Надину игрушку, а потом еще и солгала мне. Похвалив Надю, я ведь не сказала, что твоя игрушка плохая. Тебя я, может быть, похвалила бы в другой раз! Подумай обо всем случившемся на досуге. Ты хорошая, добрая девочка, но зависть никого не украшает.

Завистливый человек не вызывает уважения. У завистливых людей мало друзей. Наоборот, душевно щедрые люди умеют радоваться за других. Ведь друг познается не только в горести, но и в радости.

Послушайте такую историю.

Витя занимался в спортивной секции плаванием. На соревнования он пригласил своих друзей — Володю и Пашу.

Володя всей душой желал другу победы. В самых острых моментах он даже вскакивал с места и подбадривал Витю возгласами.

— Давай, Витек, прибавь скорость!

А Паша, хотя и считался Витиным другом, завидовал его спортивным успехам и в глубине души, сам себе не признаваясь, был бы рад, если бы тот проиграл: «Чтобы не задавался, нос не задирал!» Чем же закончилось соревнование?

Витя выиграл! Володя и Паша поздравили его с победой. Паша не хотел потерять друга и сумел победить в себе зависть. Он тоже выиграл этот поединок с самим собой!

♦ Как вы относитесь к успехам своих друзей?

♦ Почему радость за человека можно считать проверкой дружбы?

♦ Случались ли подобные истории с вами? Смогли ли вы победить в себе зависть?

Послушайте стихотворение.

Зависть победить сумей

Вот тебе, дружок, наука:

Зависть победить сумей,

Радуйся за друга —

Много обретешь друзей!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Вашей подруге поручили на новогоднем празднике сыграть роль Снегурочки. А вам очень хотелось, чтобы эта роль досталась вам. Как вы поступите?

1. Скажете, что подруге эта роль не подходит, и попросите воспитательницу дать ее вам.

2. Ну что ж! Пусть подруга будет Снегурочкой. Может быть, в следующем году эту роль дадут вам. А пока вы попросите сыграть роль Снежинки.

3. Порадуетесь за подругу. Поможете ей приготовить новогодний костюм и разучить роль.

II. Ваш друг, играя в футбол, удачно забил гол, тренер его похвалил. Как вы поведете себя?

1. Поздравите друга с удачей и постараетесь научиться играть в футбол не хуже.

2. Скажете другу, чтобы он не зазнавался, ему просто повезло, а вы играете не хуже.

3. Похвалитесь, что лучше играете в футбол.

Послушайте сказку.

Злой камешек

Раз брела по заснеженной городской улице старуха Зависть. Бледная, худющая, будто высохший сучок. Недаром ведь говорится: «Зависть по чужому счастью сохнет».

Шла она и всем встречным завидовала: «Вон песик пробежал: ишь веселый какой — рад зимушке-зиме. Ребятишки с санками на горку пошли улыбающиеся, румяные, и мороз им нипочем, а мне, бедной, ох, как холодно!»

Шла Зависть и думала, к кому бы ей прилепиться, в чьем сердце поселиться, чье счастье погубить.

Вдруг слышит: где-то музыка играет, ребячьи голоса звенят. Свернула старуха в переулок и увидела сверкающий огоньками каток.

Ребятишки по льду легко скользят, кто парами, кто поодиночке. Острыми коньками гладкий лед режут, только облачка снежной пыли за ними вьются.

На скамейке, чуть поодаль, мамы и бабушки сидят, поджидают, когда занятие по фигурному катанию закончится. Зависть присела на краешек скамейки и стала наблюдать за ребятишками.

В это время две подружки — Катя и Марина, — взявшись за руки, мимо проезжали. Розовые от легкого морозца. Глаза блестят, косички от ветра разлетаются, в волосах снежинки запутались.

Позавидовала им злая старуха: «Ишь какие дружные, пригожие да как ловко катаются! А у меня, бедной-несчастной, и коньков-то никогда не было. Испорчу-ка я им радость!»

Зависть достала волшебный камешек и прошептала заклинание. Камень в ее руке засветился зловещим красным огоньком. Старуха направила светящийся камешек на одну из девочек.

— Ой, — вскрикнула Катя, — меня что-то больно кольнуло здесь!

Это лучи от злого камешка проникли ей в сердце, и в нем поселилась зависть.

В это время Марина ловко закружилась под музыку на одном коньке, и Катина бабушка похвалила девочку: «Чудесно Мариночка катается, словно настоящая фигуристка!»

Катя услышала эти слова, и сердце ей кольнула зависть. От досады, что похвалили не ее, она даже споткнулась. А ведь прежде Катюша никогда никому не завидовала!

Старуха Зависть все видела и осталась довольна.

С тех пор и пошло. Похвалит Марину воспитательница — Катя ходит мрачнее тучи, подарят подруге красивое платье — Катя маме истерику закатывает: хочу такое же!

Лицо у Кати стало недовольным, плаксивым, улыбка редко на нем появлялась, а голос сделался капризным и злым.

Между тем настали веселые новогодние деньки.

На катке елку установили, гирляндами и бусами украсили. Дети стали готовиться к новогоднему представлению: разучивать стихи, песни, танцы. Кому-то достались роли зайчишек, белочек, сосулек, а Марине — роль Снегурочки.

Катя тут же позавидовала подруге. Ведь она и сама втайне мечтала об этой роли: уже представляла себя в голубой атласной шубке, оттороченной белым пушистым мехом, и в короне, украшенной сверкающими снежинками.

Настроение у Кати совсем упало. Пришлось ей довольствоваться ролью Снежинки.

Вот наконец и пришел долгожданный новогодний праздник!

В пышной густой хвое вспыхнули и замерцали разноцветные огоньки елочной гирлянды. На вершине зажглась голубая звезда. Заиграла веселая музыка, и по льду заскользили юные фигуристы в ярких карнавальных костюмах. Все веселились от души: танцевали, читали стихи, пели песенки, водили возле елки хороводы. Дед Мороз дарил всем подарки.

Только Катю ничто не радовало, и праздник ей не нравился. С недовольным, злым лицом она стояла в сторонке.

Когда Марина подъехала к ней и пригласила прокатиться по кругу, взяв подругу за руку, Катя вырвалась и сердито зашипела:

— Отстань! Не хочу с тобой кататься!

— Но почему? — удивилась Марина.

— Не хочу и все. Катайся одна! — отрезала Катя и отвернулась.

На глазах ее заблестели слезы досады. Катя и сама не понимала, что с ней происходит, почему все ее злит и раздражает.

Девочка не заметила, как рядом с ней оказался Дед Мороз. Добродушный, улыбающийся старик в красной шелковой шубе, с ледяным посохом в руках.

— Катюша! — ласково обратился он к девочке. — Ты о чем-то грустишь? Может быть, я сумею тебе помочь? Ведь раз в году я становлюсь настоящим волшебником и могу творить любые чудеса. Задумай желание, и я тебе обещаю — оно обязательно сбудется.

Катя на минутку-призадумалась: «Что бы такое пожелать? О чем ^опросить Дедушку Мороза?»

Вдруг ей вспомнилось, как хорошо и весело жилось ей, когда она всех любила и никому не завидовала, когда за всех радовалась, и ребята хотели с ней дружить. «Хочу никому не завидовать!» — подумала девочка.

Только эта мысль пришла ей в голову, как Катя почувствовала, будто у нее на сердце потеплело, а на душе вдруг стало легко и радостно. Это по волшебству Деда Мороза ее покинули злые лучи зависти.

Катя беззаботно засмеялась, поблагодарила доброго Деда Мороза и, оттолкнувшись коньком, помчалась к детям.

Она подъехала к Марине и с искренним восхищением воскликнула:

— Марина, ты самая красивая Снегурочка на свете! Поедем кататься, — тут же предложила она подруге.

Марина согласилась, и девочки, взявшись за руки, весело заскользили по освещенному фонариками и звездами катку.

♦ Где Зависть увидела Катю и Марину?

♦ Почему злая старуха позавидовала девочкам?

♦ Что случилось с Катей?

♦ Как изменился ее характер?

♦ Кто помог Кате избавиться от зависти?

♦ Вспомните, какие вы знаете сказки, где зависть приносит людям зло?

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Похожие статьи:

О русских богатырях для детей 6-7 лет

Важнейшие события в истории России для детей 5-8 лет

Беседа о смелости со старшими дошкольниками

Беседа о трудолюбии в подготовительной группе

Беседа про горы в старшей группе

Комментарии (1)
Елена Владимировна Климовских # 30 апреля 2018 в 11:42 0
Нравственно и поучительно!!! Спасибо.