Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Беседа о трудолюбии в подготовительной группе

Беседа со старшими дошкольниками на тему «Терпение и труд все перетрут»

Дорогие ребята! Поговорим сегодня о трудолюбии и лени.

Согласитесь, иной раз не хочется браться за трудное дело, и мы стараемся отложить его на завтра. Хотя многие знают крылатое выражение: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». И наоборот, бывает, что нас манит увлекательное занятие, а между тем мы должны заниматься совсем другим — трудным и не очень интересным делом.

Тест

Выберите один вариант ответа и объясните его.

Друзья зовут вас погулять или поиграть в футбол, а мама просит остаться дома и присмотреть за младшей сестренкой или убрать комнату, расставить по местам игрушки и книжки. Как вы поступаете в таких случаях?

1. Не обращая внимание на просьбу мамы, уходите с друзьями.

2. Выполняете просьбу мамы.

3. Договариваетесь с друзьями, что придете позже, и выполняете поручение мамы?

Наверное, лень свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться. Хочется еще немножко понежиться в теплой, мягкой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела.

♦ Почему? Что вас заставляет?

Папа и мама собираются на работу, а вам надо торопиться в детский сад или в школу. Это «надо» и есть чувство ответственности, долга. Ведь вы не хотите подвести родителей, заставить их волноваться, торопиться. Верно?

Вспомним пословицы о трудолюбии и лени: «Ленивого не дождешься, сонливого не добудишься», «Без труда не вытащить рыбки из пруда», «Ленивой кошке мышку не поймать», «Ленивому мальчишке все не до книжки».

Я думаю, что эти пословицы не нуждаются в особых объяснениях.

Послушайте стихотворение.

Ленивый Егорка

На все есть отговорки

У ленивого Егорки:

 

— Не читал я утром книжку:

Попросил меня братишка

Завязать ему шнурки,

А шнурки-то коротки!

Завязать я их не смог,

Отдохнуть чуть-чуть прилег!

 

Разбросал игрушки, вещи.

Молоток искал и клещи:

Забивать хотел я гвозди,

Но пришли внезапно гости.

С ними пил я чай с вареньем

И пирог с клубникой ел,

Потому стихотворенье

Разучить я не успел.

 

А посуду не помыл —

Я игрою занят был.

 

Да! На все есть отговорки

У ленивого Егорки.

Недаром говорится: «Лентяй на отговорки смекалист».

Обсудим случай, который произошел с девочкой Машей.

В детском саду ей поручили протереть пыль, прибрать на полках, где лежат карандаши, кисти, краски. Пыль-то Маша вытерла, а мусор сбросила прямо на пол.

«Ничего, сначала разберусь на полках, а потом уберу мусор с пола», — подумала она.

Но в это время ребята затеяли ставить интересный кукольный спектакль и позвали Машу принять в нем участие.

Девочке надо было бы принести совок и веник, собрать весь мусор и выбросить в мусорное ведро. Но Маше было лень убирать мусор, ей хотелось поскорее принять участие в игре, поэтому девочка тряпкой загнала сор под шкаф и побежала к ребятам.

— Машенька! Ты навела порядок на полках? — спросила ее воспитательница Анна Анатольевна.

— Да, навела, — ответила Маша.

Анна Анатольевна проверила: действительно, пыль на полках вытерта, все принадлежности для рисования аккуратно разложены по местам.

Но когда через несколько дней мячик закатился под шкаф и Анна Анатольевна стала помогать Антону его оттуда достать, она заметила под шкафом горку мусора.

— Интересно, откуда здесь взялись бумажки, обломки карандашей? — спросила она у ребят.

Никто не знал, а Маша покраснела и сказала:

— Сейчас я сбегаю за совком и веником и все уберу.

Так она и сделала.

♦ Что вы думаете о поступке Маши? Как бы поступили вы?

♦ Трудолюбива ли Маша?

♦ Умеет ли доводить дело до конца?

♦ Почему говорят: «Конец — делу венец», «Делу — время, потехе — час»?

♦ Ответственно ли отнеслась девочка к порученному делу? Если нет, то почему?

♦ Умеете ли вы доводить дело до конца?

Чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение.

Послушайте рассказ о мальчике Лёне и его дедушке.

Как-то раз дедушка сказал внуку:

— Лёнечка! Завтра я собираюсь поработать в огороде. Ты не мог бы мне помочь? Надо прополоть и полить грядки.

— Конечно, помогу, — с радостью согласился мальчик.

Во-первых, он очень любил дедушку и беспокоился о его здоровье, ведь дедушка уже не молод, одному ему тяжело полоть грядки и лейки с водой носить. Во- вторых, мальчик и сам любил весенние работы в огороде на солнышке, на свежем воздухе... Да и приятно ему было думать, что он стал помощником и дедушке, и всей семье.

Но вечером Лёне позвонил друг Боря.

— Слушай, Лёнь! Завтра у нас очень ответственный матч по футболу с командой из соседнего двора. Ты у нас лучший вратарь. Все ребята на тебя надеются. Начало матча ровно в одиннадцать утра. Придешь? — спросил Боря друга.

— Не знаю, — неуверенно ответил Лёня. — Я обещал дедушке помочь в огороде.

— Огород не убежит, а такого матча больше не будет. Скоро все ребята разъедутся: кто в деревню, кто на дачу, кто в лагерь. Света будет!

А надо вам сказать, что Света очень нравилась Лёне.

Лёня призадумался: «Как поступить? Жаль матч пропустить, но и слово надо держать: ведь обещал дедушке помочь».

Лёня вспомнил любимую поговорку дедушки: «Дал слово — держи».

— Сейчас, подожди одну минутку, — сказал Лёня другу. — Мне нужно посоветоваться с дедушкой.

Лёня подошел к дедушке и все рассказал ему. Дедушка тоже задумался, вздохнул, а потом ответил:

— Ну ладно, пойди погоняй мяч, а я попробую справиться с работой один.

— Может быть, пойдем в огород в другой день? — предложил внук.

— Нет, откладывать нельзя, ты же знаешь, что весной «день год кормит».

Тогда Леня позвонил другу и сказал:

— Боря, извини меня, пожалуйста, но на футбол я завтра не приду. Я должен дедушке в огороде помочь.

— Жаль, — протянул Боря. — Но, наверное, ты прав, ведь «дело на безделье не меняют» — так мой дедушка говорит, — закончил мальчик.

В огороде трудиться нелегко! Но Лёня помогал дедушке: полол сорняки и поливал из лейки грядки. К вечеру дедушка с внуком усталые, но довольные сделанным делом вернулись домой.

Терпение и трудолюбие помогут выполнить любую работу.

Лентяй в жизни немногого добьется, не оставит о себе доброй памяти в сердцах людей, ведь он вызывает не уважение, а раздражение, особенно, когда стараются переложить свои дела на других.

Трудолюбивого человека люди с уважением называют тружеником.

Представьте себе человека, который делает только то, что ему нравится, что легко, весело, интересно, и не хочет выполнять трудной, кропотливой или тяжелой работы. Например, школьника, который прогуливает уроки, не выполняет заданий, не помогает домашним. Про такого человека метко говорят: «Лень раньше его родилась».

♦ Как бы поступили вы на месте Лёни?

♦ Правильное ли решение принял Лёня?

♦ Как вы думаете, легко ли ему было отказать другу? Почему?

♦ Помогаете ли вы взрослым?

♦ Что вы чувствует, когда хорошо выполните работу?

♦ Попытайтесь объяснить пословицу, которая является темой нашей беседы: «Терпенье и труд все перетрут».

♦ Почему говорят: «Лень до добра не доведет»? Или так: «Лениться да гулять, добра не знать»?

Тест

Ответьте на вопросы. Объясните свой выбор.

I. Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идет небыстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как вы поступите?

1. Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.

2. Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.

3. Подарите маме не совсем законченную салфетку. («Закончу после дня рождения, ведь мама поймет».)

II. Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды вам не хочется. Как вы поступите?

1. Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзинку ягод.

2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладней.

3. Соберете немного ягод.

Послушайте сказку.

Ленивая белочка

Было у белки четверо бельчат: три сыночка и одна дочка. Сыновья — послушные, покладистые, трудолюбивые. А дочка, хорошенькая белочка по имени Лиззи, избалованная и с ленцой.

Да и как же ей не быть избалованной, если лесные жители — и звери, и птицы — на все лады расхваливали молоденькую белочку.

— До чего же хорошенькая эта Лиззи! — восхищался дядюшка-дятел, который часто лущил шишки на сосне, где жила беличья семья.

— Хвост у нее самый пушистый, золотистые кисточки на ушках — самые красивые, глазки — самые быстрые и блестящие! — вторил ему ежик, устроивший нору под корнями сосны.

Все старались угостить молоденькую белочку чем - нибудь вкусным, а другие бельчата хотели с ней дружить, играть, кувыркаться и прыгать по веткам.

Но вот лето подошло к концу, и звери стали готовиться к холодам1"5— утеплять норки и дупла, собирать припасы — ягоды, грибы, шишки и орехи.

Мама-белка собрала подросших ребятишек и сказала им:

— Милые бельчата, скоро начнется дождливая сырая осень, а за ней придет долгая морозная зима. Вы должны хорошенько к ней приготовиться: найти в лесу подходящие дупла и утеплить их. Да и о припасах пора подумать!

Сыновья-бельчата тотчас принялись за дело: отыскали в лесу пустые дупла, утеплили их сухим мхом и травинками, стали собирать орешки, сушить грибы да ягоды.

А Лиззи все никак не могла оторваться от интересных игр и забав.

Погода стояла ясная, солнышко пригревало совсем по-летнему, золотые листья украшали лесные поляны мягким ковром. Лиззи беззаботно перелетала с ветки на ветку и устраивала маленький листопад. Это занятие ей очень нравилось.

— Лиззи, ты уже позаботилась об уютном домике? — спрашивали ее другие белки.

— Ах, успеется! Зима еще не скоро, — отвечала Лиззи.

Но однажды ночью в лес залетел порывистый северный ветер. Он раскачивал деревья и кусты, срывая с них последние листочки, а утром зарядил мелкий холодный дождь.

Лесные обитатели спрятались в норы и дупла, только бедной маленькой белочке было некуда деваться. Она побежала к маме.

— Мамочка, я вся продрогла, а моя шубка намокла. Можно я спрячусь от непогоды в твоем дупле?

— Конечно, можно, — разрешила мама.

Но дупло у мамы-белки оказалось очень тесным для двоих, ведь Лиззи из маленького бельчонка уже превратилась во взрослую белку.

— Видно, придется подыскать себе дупло в лесу, — вздохнула Лиззи, когда непогода немного утихла.

Она стала перескакивать с дерева на дерево и заглядывать в дупла. Но, увы, все дупла давно были заняты другими зверьками, которые не ленились и подготовились к зиме заранее. Лиззи села на сук и заплакала: «Что же мне делать? Где найти гнездышко, чтобы спрятаться от ветра и дождя?»

— Почему ты плачешь? — спросил свою любимицу дядюшка-дятел.

Белочка объяснила ему, в чем дело.

— Слезами горю не поможешь, — ответила старая умная птица. — Не плачь зря, Лиззи! Я помогу тебе — продолблю в сосне глубокое и удобное дупло, а ты позаботься, чтобы получше утеплить его.

— Ах, спасибо, дорогой дятел! — ответила белочка.

Трудолюбивый дятел сразу же принялся долбить

дерево своим крепким клювом. Щепки полетели во все стороны! Дятел трудился весь день, а Лиззи тем временем насобирала в лесу мягкого мха и, когда новое дупло было готово, уложила его на дно.

— Какой славный домик у вас получился, — похвалила дупло лесная мышь. Она принесла белочке мешочек с зернами и желудями. — Зерна я собирала на поле, желуди — под дубом. А мешочки для них сшила зимними вечерами. Зимой я люблю заняться рукоделием!

— Спасибо, дорогая мышка, спасибо и тебе, дядюшка-дятел! — поблагодарила друзей Лиззи. — Теперь я поняла, что лень ни к чему хорошему не приведет. Если бы не вы, я бы совсем пропала!

— Не стоит расстраиваться, дорогая Лиззи, — подбодрил молоденькую белочку дятел. — Ты сейчас еще успеешь набрать в дупло шишек и орехов. Ведь снег не выпал, зима пока не началась, и у тебя есть время. Только не ленись! «Трудись день деньской — погребок не будет пустой»!

♦ Как бельчата готовились к зиме?

♦ Почему Лиззи не торопилась отыскать себе дупло и утеплить его?

♦ Что случилось с Лиззи?

♦ Кто помог белочке?

♦ Какую басню Крылова напоминает эта сказка?

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Крещение Руси»

Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт

Беседа с детьми 5-8 лет. Гимн России

О флаге России для детей 5-7 лет

Беседа о смелости со старшими дошкольниками

Комментарии (1)
Елена Владимировна Климовских # 30 апреля 2018 в 11:45 0
Очень интересный сценарий.